Ходит коляда по святым вечерам
Новость в рубрике: КультураНа территории современной России Рождество Христово стало официальным праздником после крещения Руси князем Владимиром в 988 году. С него начинались Святки, которые длились до Крещения – 19 января.
В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии», – говорит народное поверье. Парни и девушки, по рождественскому обычаю, помимо помощи взрослым, разучивали новые новогодние колядки, шили костюмы для вертепа и мастерили на длинной палке Вифлеемскую звезду.
Традиция колядования пришла в Центральную Россию с Украины, ему предшествовал обряд славления Христа. Обход дворов с пением славы Христу вошел в народный быт из православной традиции. Вероятно, впервые он стал проводиться при царе Алексее Михайловиче, во второй половине XVII в. Славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом.
Первыми рано утром, еще до литургии, отправлялись славить Христа нищие. Они становились под окном домов и пели рождественские молитвы, а также исполняли духовные стихи о Рождестве, о воскрешении Лазаря. Им подавали через окно хлебцы, приготовленные из ржаной муки пополам с ячменной. В это же раннее время прибегали маленькие дети, которые распевали рождественские гимны и «славы».
Главное славление начиналось после обедни, когда обход дворов совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки. Во время похода по дворам почетная миссия доставалась юноше, который нес звезду, поскольку именно он должен был первым войти во двор. Звезду делали из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек. Ее оклеивали разно цветной бумагой, украшали картинками на тему рождения Иисуса. В середину звезды вставляли несколько зажженных свечей. Вместо звезды иногда использовали фонарь, оклеенный картинками. Звезду и фонарь прикрепляли к длинной деревянной палке, на которой их поднимали над головами людей. Люди надевали на себя устрашающие и шуточные маски чертей, ведьм, козлов, разрисовывали лица дегтем, сажей, свеклой, обсыпались мукой. Ряженые ходили по дворам, носили кутью и пели колядки – обрядовые песни, в которых прославляли семью хозяина, желали здоровья и благополучия. За это хозяева давали им пироги, караваи, калачи, пряники, деньги.
В XVII – XVIII веках в российскую культуру из Польши пришла традиция устраивать вертепный театр. Вертеп представлял собой макет церкви с небольшими куполами, сделанный из ящика без передней стенки, оклеенного внутри и снаружи цветной бумагой и картинками. Дно ящика имело прорези, в которые вставляли кукол на длинных деревянных стержнях. В вертепе разыгрывались небольшие кукольные представления о рождении Христа, приходе волхвов, о царе Ироде, задумавшем погубить Христа, о бегстве Святого семейства в Египет.
Также был известен обряд, приуроченный к Рождеству и Васильеву дню – посевание изб.
В Рождество этот обряд совершали пастухи, которые обходили крестьянские избы перед заутреней или между утреней и обедней, поздравляя хозяев с Рождеством Христовым. Пастух входил в дом и бросал горсть зерна на пол, в передник хозяйке или подбрасывал вверх, чтобы бабы и мужики ловили зерно на лету. Обычно разбрасывание зерна сопровождалось приговорами-заклятиями: «На живущих, на плодущих, третье на здоровие», «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе». В некоторых деревнях пастухи посевали углы избы хлебными зернами, приговаривая: «На быка, на телицу, на кудрявую хвостицу, на ярку, на барана, на плодучи, на живучи».
Посевание изб проводилось для того, чтобы обеспечить в наступающем году хороший урожай и плодовитость скота. Приуроченность обряда к наступлению нового солнечного года соответствовала народным представлениям о магии Рождества и первого дня года, когда все задуманное должно в будущем осуществиться.
Особую роль в праздновании Рождества играло застолье после посещения церковной службы. В сочельник – последний день перед Рождеством принято было не есть пищу до появления на небе первой звезды, которая символизировала собой Вифлеемскую. Вся семья садилась за стол. Хозяйка клала под скатерть пучок сена, который символизировал ясли Иисуса Христа. Под столом размещали железный предмет (топор), на который все присутствующие ставили ноги. Этот ритуал символизировал здоровье и крепкий дух. По углам стола клали монеты или купюры, соль и чеснок, что говорило о благополучии в доме и здоровье всех членов семьи.
Обязательным блюдом на рождествен-ском столе являлась кутья – каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. Одной из забавных традиций на Рождество в России считается обычай подавать рождественский пирог, в который подкладывали монетку. Кому она попадется, тому и прибудет счастье. А потом детвора и молодые ходила по дворам, а взрослые ждали колядующих в гости.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!