Тайны старых узоров
Новость в рубрике: КультураВ узорах русского народного творчества – поистине космический образ. В Аксайском военно-историческом музее хранятся образцы изделий народного творчества наших мастериц – полотенца, рубахи, салфетки, платки – целое «приданое». Вряд ли вам приходилось видеть такое. Разве только в музеях.
Обратите внимание, на самом почетном месте – полотенца. Украшению их в русских селах всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают нас своей красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по светлому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Что значили «украсы» полотенец для наших далеких предков? Все это современному человеку невдомек, суть древнего искусства остается тайной. Начнем с того, что украшали полотенца так щедро не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещью и сопровождало человека от рождения до смерти, отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек – полотенцем накрывали его гроб.
Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты – дарили в дорогу «полотенышко». Как самое лучшее напутствие. Также и в будни были они рядом. Одни – «рукотеры» со скромным узором – висели у рукомойника. Вымоешь лицо – подадут тебе «утиральник». Самыми же нарядными рушниками украшали избу. Вешали в «красный» угол на образа, позже на рамы с фотографиями, на зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки.
Делали это не просто так для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы – бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча. «На все четыре сторонушки светит ясное, велика наша земля, а везде солнышко», – так говорили в народе.
О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщали летописи. Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца. Ромб почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе «кругом», легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением. Мы в очередной раз употребили слово «узор». Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами «заря», зарево», «зарница». Оказывается само понятие вышитого и тканого орнамента «узорочья» тоже связано с небесным огнем.
Из того же круга и старое название самодельного ткацкого станка – «кросна» , находящееся в кровном родстве с древнерусским словом «крес» – пламя, огонь. «Кресинами» именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь – «кресником» . По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.
Все пространство стана, где создается тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается во всех основных рисунках рушника. Горизонтальная основа, на которой они крепятся, называется «поднебником»! Фон на тканях мастерицы называли «землей» – льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая, на бликующей серебром «земле» рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то узор словно покрывает ее косой сеткой, создает впечатление движения. Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и ее преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят украсы?
Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для этого было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, до начала полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: «Царицы-Водицы», «Царя-Огня», «Матери Сырой земли» и «Воздуха-Господина». Почему «Мать Сыра земля» ? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожай. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.
Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляет другую группу стихий. В старину верили, что огонь предохраняет от недугов, очищает от болезней. Поэтому и прыгали через него, окуривали над ним одежды.
В узорах русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц – все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло…
Вот какие тайны хранят узоры старинных рушников, накидок, платков. А казалось, просто красиво. Рушники с такими узорами нам передали Ольга Ивановна Костюкова, Ирина Васильевна Мезенцева; Ирина Викторовна Панченко передала предметы из хутора Александровка, Аксайского района. Два рушника начала ХХ века передала Мария Федоровна Пузанова, их выполнили ее бабушка Марфа Трофимовна и мама Мария Антоновна. Накидку на подушки подарили нам от семьи Усиковых. Рубаху женскую под сарафан нам передали из семьи Свиридовых, рубашку передали из семьи Шаповаловой.
Мы благодарны им за то, что они сумели сохранить эти предметы как память о своих близких, как наглядное пособие для наших детей и внуков.
Л.Ф. Яценко, хранитель музейных предметов
Аксайского военно-исторического музея
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!