Сохраним память о жертвах трагедии
Новость в рубрике: Даты, СобытияВ станице Старочеркасской почтили память казаков и казачек, пострадавших в годы Гражданской войны и репрессий. Во все времена казаки чтили свои традиции, отмечали праздники и памятные даты, неразрывно связанные с их историей. И одну из них казаки отметили 21 января. Более 300 представителей казачества приняли участие в поминальных мероприятиях – войсковой панихиде и крестном ходе по жертвам расказачивания, проводимого в ходе Гражданской войны и первые десятилетия после него.
Холодное, пробирающее до дрожи утро воскресенья. У Воскресенского Войскового собора выстроились ряды казаков, съехавшихся в станицу Старочеркасскую из Черкасского, Ростовского, Новочеркасского, Донецкого и других округов Всевеликого Войска Донского. Почтить память жертв расказачивания также приехали кадеты Донского императора Александра III и Шахтинского Якова Бакланова казачьих кадетских корпусов, представители детско-молодежной организации «Донцы» из Черкасского и Донецкого округов, студенты Донского филиала Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского.
Пройдя вдоль казачьего строя, войсковой атаман В.Г. Гончаров поприветствовал присутствующих. Затем участники мероприятия переступили порог собора, где войсковой священник протоиерей Сергий Маштанов отслужил литургию о здравии казачества и панихиду по невинно убиенным казакам и казачкам.
После богослужения атаман Всевеликого Войска Донского В.Г. Гончаров отметил, что на сегодняшний день особенно важно сохранить память о жертвах той трагедии, не допустить повторения ошибок, совершенных сто лет назад. Также Виктор Георгиевич напомнил, что в Первой мировой войне принимали участие около 125 тысяч казаков.
– Это была боеспособная армия, военные потери которой были невелики, – подчеркнул В.Г. Гончаров. – Но во время революции, по подсчетам историков, погибло более миллиона казаков. В этот день мы собрались здесь, чтобы помянуть их независимо от того, белыми они были или красными, потому что каждый воевал за свою правду.
Затем казаки совершили крестный ход по улицам станицы от Воскресенского собора до реконструируемого в настоящее время Преображенского (Ратного) храма. В его стенах также прозвучали слова заупокойной литии, которую отслужил протоиерей Сергей Маштанов.
В завершение памятного дня представители казачества посетили Войсковую часовню на Монастырском урочище. У подножия креста верным сынам Дона были возложены цветы, а в часовне казаки помолились за упокой душ погибших за веру и Отечество в трагических событиях столетней давности.
В поминальных мероприятиях принимали участие более 80 казаков Аксайского юрта, а безопасность обеспечивала Аксайская казачья дружина под руководством атамана Аксай-ского юрта Сергея Ивановича Маркова.
Историческая справка. В ходе революции в октябре 1917 года казачество после свержения царской семьи придерживалось позиций нейтралитета. Поэтому большинство казаков не хотело воевать, в то время как отдельные группы уже принимали участие в борьбе с Советской властью.
После провозглашения в январе 1918 года Военно-революционного комитета, на его уничтожение был отправлен казачий отряд полковника В.М. Чернецова, однако красные сумели его разбить, и полковник попал в плен, а затем был жестоко убит подхорунжим Ф.Г. Подтелковым. Именно это убийство и стало формальным поводом для казни самого Подтелкова в мае 1918 года, когда тот, в свою очередь, попал в руки восставших казаков.
Всего через год, в январе 1919 года была принята секретная директива Оргбюро ЦК РКП (б), после выхода которой начался массовый террор против казаков, вследствие чего уже в 1920 году Донское казачье войско прекратило существование.
Количество жертв расказачивания в 1919 году в точности не установлено. Современные авторы утверждают, что от расказачивания погибло полтора миллиона человек. Статистические данные подтверждают, что численность донского казачества с 1917 по 1921 года сократилась вдвое.
В Советское время вопрос о репрессиях по отношению к казачеству был закрыт – на этот счет действовали определенные политические запреты. Лишь в 1991 году, уже после распада СССР, казаки были признаны репрессированными.
Дарья КАТОРГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!