Инклюзия – равные возможности для детей с особенностями развития
Новость в рубрике: Достижения, Образование, СемьяТребование современной жизни – высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, доступность образования для всех категорий детского населения. Инклюзия – одна из недавних стратегий образования, она означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями, вызванными ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в жизнь школы. О том, как эта непростая задача осуществляется в Аксайском районе,рассказывает заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова.
– Что такое инклюзивное образование, каковы его основные принципы?
– Инклюзивное образование подразумевает и обеспечивает равное отношение ко всем людям и при этом создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и получают его по месту жительства вместе со своими сверстниками без ограничений здоровья в одних и тех же общеобразовательных организациях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог наравне с другими получить образование, необходимо создать особые условия, которые эффективно обеспечивали бы ему интеграцию в жизнь учебного заведения и, по сути, в жизнь всего общества, поскольку речь идет не только об обучении, но и о социализации детей.
К таким условиям относятся: раннее выявление нарушений и проведение уже с первых месяцев жизни коррекционной работы; стремление и готовность родителей помогать ребенку в процессе обучения, желание родителей обучать ребенка вместе с другими детьми; наличие в учреждении возможностей оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения. И, конечно, важно, каков уровень психического и речевого развития ребенка, соответствует ли он возрасту, может ли ребенок овладеть общим образовательным стандартом и какие условия лично ему для этого необходимы.
Инклюзивное образование требует индивидуального подхода к каждому ребенку. При этом главной задачей остается включение его в общий образовательный процесс без ущерба для процесса и ребенка.
Принципы инклюзивного образования
– Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
– Каждый человек способен чувствовать и думать.
– Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
– Все люди нуждаются друг в друге.
– Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
– Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
– Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
– Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
– Каким образом в Аксайском районе определяют, какие дети нуждаются в особом подходе к получению образования, какое количество детей получает образование по программам инклюзии?
– Два года назад вышли новые федеральные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья – теперь эти дети независимо от поставленного им диагноза могут обучаться со всеми другими детьми по специальным адаптированным образовательным программам.
У нас в районе активно работает Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, который осуществляет диагностику и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, дает им рекомендации по выбору программ и форм обучения.
В этом году 19 школ и три детских сада приняли детей с ограниченными возможностями здоровья. В пяти школах и четырех детских садах дети получают образование в специальных классах и компенсирующих группах. Всего по адаптированной основной программе для детей с задержкой психического развития в школах обучается инклюзивно 246 детей. В 22 коррекционных классах – 153 ребенка. 94 ребенка обучаются на дому, из них 49 – дети-инвалиды. В детских садах по специальным программам для деток с задержкой психического развития и умственной отсталостью развиваются 12 человек, а также есть группа для детей с тяжелыми нарушениями речи, которую посещают 10 человек. Корректирующие группы в детских садах посещают 15 человек и 77 ребят занимаются по программам, корректирующим нарушение речи.
Всего детей-инвалидов, посещающих образовательные организации района: дошкольного возраста – 58, школьного – 168. 24 ребенка страдают расстройствами аутистического спектра. В школе № 1 уже 11 год работает специальный класс по программе «Особый ребенок», в котором на сегодняшний день занимается семь человек со сложными диагнозами, такими, например, как аутизм и синдром Дауна. Это дети, которых раньше считали необучаемыми, требующими особого подхода и внимания. С ними работает замечательный педагог, настоящий подвижник с огромным опытом – Светлана Валентиновна Луговик. Она занимается общим развитием этих детей, прививает им элементарные навыки, поскольку дети нуждаются не только в обучении, но и в социальной адаптации.
Они приходят в школу пообщаться, заняться лепкой, рисованием, стараются выразить себя. Аналогичная группа детишек есть в детском саду «Калинка». Так очень успешно проходит адаптация и обучение детей, даже с такими сложными диагнозами, как аутизм. Фактически в нашей стране до недавнего времени не существовало программ по развитию таких детей, да и за рубежом они существуют относительно недавно. Но сейчас эта сфера специального образования получила толчок к развитию, и такие дети имеют возможность с самого раннего возраста получать необходимую помощь.
– Какие условия для получения образования предоставлены детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в том числе тем, кто пе- редвигается на инвалидных колясках?
– В нашем районе создание условий доступности школ для маломобильных групп обучающихся началось в 2013 году. Первой была школа № 1, где наряду с устройством пандусов, оборудованием учебных мест для детишек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, стала работать еще одна форма обучения таких детей – дистанционное образование. В 2014 году доступными стали Большелогская школа, Рассветовская и Ленинская, а в 2015 году мероприятия по доступной среде были осуществлены в гимназии № 3, там же работают и по программе дистанционного обучения.
В системе дошкольного образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата приспособлен в 2017 году детский сад «Теремок». Конечно, хотелось бы иметь в районе больше таких детских садов, надеемся, что программа «Доступная среда» продолжится, федеральные бюджетные средства будут в дальнейшем выделяться для ее реализации и в сфере дошкольного образования.
Таким образом, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеют возможность обучаться в школе, дистанционно и на дому – выбор широк. Рекомендует программы и формы обучения, как я уже говорила, Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, но окончательный выбор остается за самими детьми и их родителями. Сейчас у нас в первой школе обучается ребенок, передвигающийся на инвалидной коляске, 10 человек находятся на дистанционном обучении, 49 детей-инвалидов получают знания на дому, к ним приходят преподаватели. Конечно, для большинства детей посещение школы должно быть приоритетным, поскольку это не только получение образования, но и адаптация в социальной среде. Можно сочетать различные виды обучения, все зависит от возможностей здоровья ребенка и желания родителей.
– Как вы правильно заметили, даже если школы приспособлены для детей, есть еще такие составляющие, как согласие и желание родителей обучать особенных детей в школах. Немаловажна и профессиональная подготовка самих педагогов, их методическое сопровождение.
– Инклюзивное образование реализуется сразу на нескольких уровнях. Во-первых, – это доступность школ и детских садов для детей. Во-вторых, работа с родителями, осознание, понимание важности того, чтобы ребенок-инвалид, ребенок с особенностями здоровья не сидел дома, а был в социуме, был в классе, чтобы он не чувствовал себя ущемленным человеком второго сорта. В-третьих, необходима серьезная работа по подготовке педагогических кадров, которые будут работать с такими детьми. Это большая проблема, поскольку на самом деле не так много курсов, которые позволяют подготовить такого педагога. Кроме того, педагоги должны иметь опыт работы с особыми детьми, методическую поддержку. Педагог должен знать физиологию ребенка, его психологию, иметь понятие об основах медицинских знаний, чтобы найти подход к этому ребенку, создать необходимые условия для его развития.
Есть проблемы и с соответствующими программами обучения, поскольку программы эти адаптированные, в готовом виде их нет, многие из них разрабатывал в качестве примера наш Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Его директор Лариса Алексеевна Панасенко внесла большой вклад в эту сложную и во многих отношениях экспериментальную работу. Программы обучения есть сейчас в наших учебных организациях, но наполнить их конкретным содержанием, адаптировать в соответствие с нуждами каждого конкретного ребенка – это уже задача педагогов.
Для поддержки наших преподавателей в течение учебного года действует районное методическое объединение, педагоги собираются, обмениваются опытом, делятся наработками. Специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обязательно посещают уроки, смотрят, как работает педагог с такими детьми, какая еще поддержка необходима в каждом конкретном случае.
По всем трем направлениям мы работаем целенаправленно, систематически, точечно, а самое главное, адресно с каждым ребеночком, родителем, педагогом. Так создается единая система инклюзивного образования, направленная на создание таких условий, в которых дети могли бы освоить образовательную программу, получить навыки общения в социальной среде и сохранить свое здоровье.
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!