Приезжай ко мне, Масленица, на широк двор!
Новость в рубрике: КультураОбычаи, культура и быт донских казаков. Наиболее веселыми, яркими, шумными на Руси всегда являлись проводы зимы и встреча весны. За долгие месяцы зима так успевает надоесть, что провожают ее с большой радостью. А весну встречают со всей широтой русской души щедро, гостеприимно, задорно! В народе неделя проводов зимы называется Масленицей «честной, веселой, обжорной, боярыней, разорительницей».
Масленица отмечалась по всей России. Ее празднование считалось обязательным: «Хоть себя заложи, а Масленицу проводи». В ней принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения. Неучастие в масленичном веселье (не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств) могло повлечь за собой, по поверью, «жизнь в горькой беде».
Изначально Масленица – древнеславянский языческий праздник, связанный с семьей, родом. В церковном календаре эта неделя называется Сырной седмицей. Православные посвящают это время духовному приготовлению к посту. По церковному уставу верующим не рекомендуется употреблять мясо, но разрешаются сыр, масло, молоко, яйца и рыба. Ограничения установлены для того, чтобы облегчить переход от мясоеда к Великому посту, духовной работе и телесному воздержанию. Приготовление блинов – традиция, которая полностью поддерживается Церковью. Блинами угощают знакомых, гостей, родных. Наряду с разгульным весельем не забываются и дела милосердия.
Празднества в XVII – XVIII веках начинались встречей Масленицы. В деревнях, хуторах и станицах этот праздник встречали блинами, которые раскладывали на возвышенные места с призывами: «Приезжай ко мне в гости, Масленица, на широк на двор: на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!». В городах на масленичной неделе на площадях устраивались общественные горы, качели, балаганы для скоморохов (паяцев и комедиантов), столы со сладкими яствами.
Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься. Нарядно одетые люди девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянии, поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах передвижных театрах, радовались кукольным представлениям и «медвежьим потехам» – выступлениям вожака с медведем. Гулянья включали в себя такие развлечения, как катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых, военные игры, как, например, «Взятие снежного городка».
Масленичную неделю традиционно широко отмечали молодые супружеские пары. Они ездили в гости к тестю и теще, показывались народу в лучших нарядах, был даже обычай вставать рядами по обеим сторонам улицы. Во многих местах молодоженов, а иногда и девушек на выданье зарывали в снег, в солому или валяли по снегу. Все это делалось для того, чтобы свою плодородящую силу молодые сообщили земле, «разбудили» ее материнское начало. Особое внимание уделяла теща зятю, поэтому масленичная неделя также называется зятницей. Специально для зятя теща топила баню и обязательно пекла блины.
Донские казаки широко начали отмечать Масленицу позднее, чем в целом на Руси, в XVIII веке. Непременным атрибутом празднества были скачки, стрельба из маленьких пушек, джигитовка, состязания по владению оружием. Казаки любили не только гулять и пировать, но и соревноваться в доблести и удали.
Донской историк В.Д. Сухоруков в своей книге «Общежитие донских казаков в XVII – XVIII столетиях» описывает, как казаки отмечают Масленицу в столице донского казачества: «Масленица у предков наших праздновалась великолепным образом: целую неделю от малого до старого весь город веселился. Кроме приятельских бесед мужчин и женщин, которые в эту неделю почти в каждом доме распевали псалмы и богатырские песни, главное отличие масленичного веселия составляли скачки и пальба.
С наступлением первого дня масленицы, вооруженные наездники со всего города собирались к назначенному месту, на лучших скакунах с дорогими наборами, всякий с желанием блеснуть конем, сбруею, удальством. На открытом месте стояла мишень – пучок камыша, перпендикулярно поставленный, а саженях в 200 от него назначался пункт, от которого надлежало скакать. Начиналась скачка: первый несется стрелою седой старец; бросив у самого пука поводья, прикладывается он коротким своим ружьем и пук зажжен. За ним летит юноша, который, на всем скоку соскочив с лошади и держась одною рукою за гриву, схватывает другою из-за пояса пистолет, стреляет в пук и в миг – на лошади; другие по следам его перепрыгивают через огонь. Иной, притворяясь падающим с несущейся лошади, хватает с земли монету и, бросив ее вперед, ловит ее на лету.
Таким образом, наездничествовали здесь донские воины, каждый день до вечера, переменяя по несколько пуков камыша в день и по несколько коней. Устав от скачки, старики подъезжали к возкам и из рук бабушек подкрепляли себя сабиралом (лучшим медом), а молодежь украдкой ловила взоры сидевших в вокзалах прелестных затворниц.
В масленичные дни казаки устраивали и скачки на выявление самой быстрой и резвой лошади. Такие скачки обычно собирали от 50 до 100 лошадей. Трем лучшим ездокам полагались призы: первому – конь со всею сбруею или большая серебряная кружка; второму – несколько аршин алого сукна и парча; третьему – тибеньки, стремена и сафьян. Дети заводили свои скачки по улицам. В городе же в каждом доме с ранней зари и до полуночи производилась беспрерывная пальба из ружей и пистолетов».
Во многих станицах на Масленицу собирались гулебные компании, которые организовывались по принципу ранних казачьих военизированных сообществ. Главную роль в них, естественно, играли казаки-мужчины. Они собирались группами, выбирали атамана, вручали ему насеку – знак власти и шли к атаманскому правлению, чтобы получить у станичного атамана знамя. На время праздников назначали есаула, которому вручали трость с привязанным к ней пучком сухих васильков. После этого начиналось «хождение со знаменем» – обходы дворов. Когда заходили к кому-нибудь в гости, знамя водружали рядом с домом, оставляя возле него часового, и отправлялись гулять с хозяином. Часто обходы продолжались до поздней ночи.
Старшие казаки сбирались по куреням, за питьем и закусками вели неспешную беседу, вспоминали, кто, где служил, в каких баталиях участвовал, случаи разные рассказывали. Пели старинные казачьи песни, плясали. Каждая семья выносила на улицу что-нибудь на общий стол. Обычно станичный атаман верхом на коне объезжал улицы, как бы делал смотр – хорошо ли гуляют казаки, и на каждой улице ему с общего стола подносилось угощение: чарка водки с блином. Так что после осмотра его уже увозили на санях домой почивать.
Конец масленичной недели – Прощеное воскресенье, был днем, когда члены одной семьи просили друг у друга прощения, причем начинали всегда с самых старых членов семьи. В воскресенье сжигали чучело Масленицы. Последний день перед Великим постом.
Знаком к окончанию веселья служил звон церковного колокола, зовущего к вечерней службе.
И сегодня традиции Масленицы успешно возрождаются в России. Праздник стал любимым, привлекает много людей, его, как и в старину, отмечают семьями, веселятся, кушают блины.
Дни масленичной недели:
– понедельник – встреча, в этот день сооружали чучело Масленицы из тряпок и соломы, а потом, приделав к большому бревну, катали на санках по всей деревне.
– вторник – заигрыш, продолжались игры, начатые в понедельник, но к ним в придачу отмечающие люди переодевались в красочные костюмы и маски, разыгрывали целые театрализованные представления.
– среда – лакомка, день начала хлебосольных домашних пиров. В среду тещи приглашали новоиспеченных зятьев в гости.
– четверг – разгул, этот день называли «разгулом», или переломным днем. В четверг проводились кулачные бои «стенка на стенку». Правилами боя запрещались удары ниже пояса и по затылку. Также пощаду получал упавший.
– пятница – тещин вечерок, теперь очередь зятя приглашать любимую тещу. Молодые угощали родителей невесты сладкими медовыми блинами и разными вкусностями.
– суббота – золовкины посиделки, в субботу молодая жена приглашала к столу сестер своего мужа. И уж тут она должна была расстараться от души, ведь приглашенные родственницы ревностно оценивали хозяйский стол. Это и день поминовения умерших, похода на погосты.
– воскресенье – проводы Масленицы, также этот день носит название – Прощеное воскресенье.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!