«Я этим живу…»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, Спорт в лицах, Спортивные новостиВ 14 лет Ирина Сосенкова стала мастером спорта СССР по художественной гимнастике. Художественная гимнастика относится к тем видам спорта, которые наиболее гармонично и многопланово влияют на развитие человека. Именно в этом кроется секрет ее популярности вчера, сегодня и в будущем. Здесь налицо и физическая подготовка, эстетическая привлекательность и даже положительное влияние на развитие личности в целом. Специфика художественной гимнастики, где достижение результатов связано с очень ранним возрастом начала тренировок, заключается в том, что в этот вид спорта изначально попадают дети, в которых талант или бесперспективность обнаружатся через какое-то время и лишь благодаря тренеру.
В художественной гимнастике нередки случаи, когда подающая надежды спортсменка вдруг ставит крест на своем будущем, а весьма посредственная юниорка, к изумлению самого тренера и восхищению болельщиков, вдруг раскрывается настолько, что не оставляет ни единого шанса своим соперницам. В становлении спортсменки невозможно переоценить роль тренера. Именно поэтому родители часто отчаянно ищут и лучшие спортивные школы, и лучших тренеров. И находят. Например, в Детско-юношеской спортивной школе № 1 г. Аксая, где работает старший тренер-преподаватель отделения художественной гимнастики мастер спорта Ирина Александровна Сосенкова.
Художественной гимнастикой Ира стала заниматься вслед за старшей сестрой, которую, в свою очередь, в детском саду приметили тренеры. И мама каждый день возила на тренировки из Аксая в Ростов сначала одну, потом обеих дочерей. «Мама занималась нашим воспитанием, – говорит Ирина Александровна. – Всеми моими достижениями, да и вообще всем хорошим в моей жизни я обязана маме».
Ирой гордилась не только мама, но и вся школа, где она была одна такая – в 14 лет выполнила мастера спорта СССР по художественной гимнастике, была чемпионкой области, бронзовым призером ЮФО. Тренером становиться не думала, после школы поступила в пединститут, получила диплом учителя физкультуры, по распределению пошла работать в школу № 3 Аксая, а через полгода ушла в декретный отпуск. Тогда-то и пришла идея – открыть отделение художественной гимнастики в Аксае. Приходили заниматься сначала два-три человека, с ними работала. Теперь от желающих нет отбоя, и теперь уже воспитанницы Ирины Александровны становятся кандидатами в мастера и мастерами спорта, занимают призовые места на соревнованиях. Пять ее воспитанниц сегодня продолжают обучение в училище олимпийского резерва – среди них мастер спорта, победитель Всемирной гимназиады, чемпионка ЮФО, серебряный призер чемпионата России Алина Чумарина.
– Ирина Александровна, как происходит отбор в школу? Расскажите, пожалуйста, об обязательных нормативах, если такие существуют, о критериях отбора.
– Бывает, сами ездим по школам, по детским садам, смотрим, приглашаем. А так родители приводят. Обычно это происходит после Дня открытых дверей в конце августа – начале сентября. Через сайт узнают про нас, звонят, приходят. Конечно, если смотрим, что девочка перспективная, берем в любое время. Нормативов никаких нет, критерии есть: природная гибкость, растяжка, пластичность и хороший тонус мышц. Сначала мы берем всех – в спортивно-оздоровительную группу. А уже на этапе начальной подготовки мы проводим тестирование. Приходят иногда дети, которые даже бегать не умеют. Ведь никто не знает, как может быть, и если есть желание работать, то из каждой может получиться хорошая гимнастка. Я работаю с разными возрастными группами. Все дети очень разные, к каждому нужен свой подход. Но есть то, что их объединяет – это цель. Цель проявить себя как хорошего спортсмена. Это требует очень много сил, как физических, так и моральных. Мои девочки очень стремятся стать гимнастками хорошего уровня, и я очень люблю всех за их колоссальный труд и силу воли.
– Слез много на тренировках?
– После отметки «принять» у девочек начинается другая, спортивная, жизнь. Их учат правильно ходить, следить за осанкой, работать с предметами. Потом начинают «растягивать». Плачут, конечно, на растяжках. Ну а как! Уроки когда в обычной школе делают, что-то не получается – тоже ведь плачут. Но они понимают, даже маленькие, что без растяжки – никак, поэтому терпят. Конечно, без болей в мышцах после первых тренировок не обойтись, и это обычное явление, мы стараемся растягивать мышцы медленно и постепенно, после интенсивной разминки, чтобы избежать каких-либо травм.
– С родителями тяжело общаться? Они же, наверное, все хотят результат?
– Есть некоторые. Бывает, «не тянет» девочка на результат, имеется в виду победа на соревнованиях или даже просто допуск к соревнованиям. Приходится объяснять. Нужно быть реалистом и здраво оценивать возможности и перспективы своего ребенка. Необходимо понимать, что причина есть, и стоит принять ее. К примеру, если ребенок обладает от природы очень тугими связками, тренер понимает, что растянуться будет проблематично и тяжело. Будет боль и слезы – и возможно, напрасные. Это со стороны все выглядит довольно просто и понятно. Отдал своего ребенка в спортивную школу по художественной гимнастике, заставил тренироваться каждый день, организовал правильное питание, дополнительные тренировки и результат не за горами. Но на практике, к какому-то моменту (у кого-то раньше, у кого-то позже), когда уже потрачено много времени, сил и денег, а высокого результата как не было так и нет, но появились слезы и расстройства, у многих родителей возникает логичный вопрос: А стоит ли продолжать этот спорт? Стоит ли он таких жертв? Что это даст в жизни и т.д.
Выскажу однозначно свое мнение, что стоит. К сожалению, сегодня конкуренция в художественной гимнастике высока как никогда, а первое место на соревнованиях только одно. Поэтому давайте радоваться за наших детей и за те результаты, которые они показывают на данный момент. Ведь самое главное для ребенка, чтобы им были довольны родители.
– Как воспитать чемпионку? Тренировки? Дисциплина? Питание? Много-много соревнований? Родители?
– Вот вы и ответили сами на свой вопрос. Это все вместе. Самое важное – тренер, гимнастка и родители, тренер – тренирует, родители помогают и поддерживают ребенка, заботятся, соблюдают рекомендации тренера, не участвуют в тренировочном и соревновательном процессе, но поддерживают «в тылу», «за кулисами», следят за здоровьем (питание, сон, медосмотры, поддержание и соблюдение рекомендаций врачей, режим дня).
– Судя по публикациям в СМИ, очень много соревнований различного уровня проходит. Есть какие-то обязательные соревнования? И существует ли выбор: в этих будем участвовать, а в этих – нет?
– Выбор у нас всегда есть. Но и обязательные для нас существуют. Например, Спартакиада школьников, олимпиада Дона, которые входят в областной календарь соревнований. Есть ведомственные соревнования спортивного союза «Буревестник», к которому мы относимся, по возможности их посещаем. Все остальные соревнования – на выбор, учитывая желание тренеров и остальных участников. Недавно приняли участие в чемпионате ЮФО, в личниках, просто, чтобы себя попробовать на высоком старте, кое-кому удалось, у кого-то ошибки «вылезли», стали исправлять. На олимпиаде Дона команда Аксая заняла первое место среди городов, вообще на всех соревнованиях, куда выезжаем – обязательно есть первые места. В Москве в декабре прошлого года хорошо выступили, особенно наши малышки (8 – 9 лет), заняли первое и второе места, некоторые попали в шестерку. Это был Открытый турнир «На призы А.О. Воробьева» – более 150 художниц из сильнейших спортивных школ и клубов Москвы и Московской области, Белгорода, Калиниграда, Санкт-Петербурга, Ямало-Ненецкого автономного округа, Китая, Израиля. Там, конечно, уровень совсем другой, мы приехали, сами удивились, страшно стало не только детям, но и нам – соревноваться со звездами. Там и тренеры были, которые воспитали таких, как Яна Кудрявцева. Тем не менее, неплохо себя показали.
– Кто разрабатывает программу выступлений? Как это вообще происходит?
– Это совместная работа тренеров и хореографа. Здесь индивидуальный подход, смотрим на ребенка, какая харизма у него, какой психотип, музыку подбираем соответствующую. Есть определенные правила. Обязательно, чтобы образ был цельный, если не будет образа – минус полбалла, а то и балл. Причем, это касается и музыки, и костюма. Чтобы упражнения с лентой, обручем, мячом и булавами сочетались с оригинальными костюмами и соответствующей музыкой, нужен творческий подход тренера и спортсмена.
– Дайте, пожалуйста, совет родителям, которые сомневаются – вести ли своего ребенка в художественную гимнастику.
– Я бы вообще дала совет – надо вести ребенка в любой вид спорта! Чтобы в коллективе чувствовали себя более раскрепощенно, у них развивается чувст- во ответственности, трудолюбие, дисциплина. Все поражаются – как вы можете ездить на соревнования без мам с шести-семилетними! Можем – потому что они у нас сами умываются, купаются, готовятся, мы только чемоданы проверяем. У нас наоборот такие бывают дети, что мамы не справляются и приводят к нам, чтобы дисциплинировать. Что касается художественной гимнастики – этот вид спорта наименее опасен для здоровья, а пользы физическому развитию девочки приносит больше, потому что способствует гармоничному развитию тела. Упражнения, которые ежедневно выполняют художественные гимнастки, включают в себя равноценную нагрузку на все группы мышц, что способствует созданию красивой фигуры будущей женщины.
– Ирина Александровна, расскажите о самых больших трудностях в профессии.
– Прежде всего, надо любить свою профессию. Я этим живу, без этого себя не вижу. Да, трудно, но я этого не чувствую. В любой профессии трудно. Нынешние дети другие, у них другие стереотипы. Трудно заставить их что-то делать. Трудно на первом этапе, да и потом поддерживать – чтобы они сюда ходили, занимались по пять часов. У нас единственная большая трудность – нет своего зала. Будем надеяться, с открытием нового спортивного комплекса у нас появится постоянный зал для тренировок.
Спортивную карьеру в художественной гимнастике заканчивают уже к 25 годам. Взойти на верхние ступеньки олимпийского пьедестала удается лишь единицам. Но даже если эти девочки не станут чемпионками, они на всю жизнь сохранят королевскую осанку, стройную фигуру, красивую походку, плавность движений, уверенность в своей внешней привлекательности и умение владеть собой в самых сложных ситуациях.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!