«Шумит, не умолкая, Память-дождь…»
Новость в рубрике: ОбразованиеНачало каждого года по сложившейся традиции – время подведения итогов конкурса «Учитель года». Все новые и новые педагоги включаются в эту профессиональную игру. Время неудержимо, и как не вспомнить имена тех, кто стоял у истоков этого конкурса, тех, кто воспитал не одно поколение педагогов нашего района, кто заложил лучшие традиции школы профессионального мастерства. И вот встреча ветеранов педагогического труда, которая состоялась в Аксайской СШ № 1.
Прозвучала Песня памяти поэта Давида Самойлова, и на большом экране – лицо человека, который первым из учителей был занесен в «Книгу почета» Аксайского района: заведующий Аксайским райОНО А.П. Никулин.
Светло вспомнили общего нашего Учителя, Михаила Михайловича Кушнира. Инвалид войны (потерял ногу в боях на Курско-Орловской дуге), он сочетал огромный жизненный опыт, опыт человековедения и большую скромность. Именно он оставил в отделе образования стиль живого общения с педагогами.
На экране – новое лицо, и зал реагирует общим выдохом: Тимофей Иванович!
В эпоху работы с Т.И. Белоусовым развернулось строительство детских садов, новых школ, пристроек к школам. Началась работа над единым содержанием образовательного пространства, переход на кабинетную систему. Тимофей Иванович после Вешенского пед-училища освоил психологию, основы финансовой деятельности, право и тонко чувствовал основы каждого школьного предмета, знал каждого преподавателя и технику его работы…
Петр Иванович Косоножкин прежде всего вспоминается своей горячностью в отстаивании своей позиции. С десяти лет он стал сиротой, служба в армии прошла в Северной Корее, а после РГУ была Якутия. Когда он станет преподавать начальную военную подготовку в Аксайской СШ № 2, ребята откровенно будут стараться подражать ему.
Такие знакомые, близкие, родные, словно только что с ними виделись. И такие разные. Как четко чувствуется: личность директора отражается на характере школы и ее учениках…
В.И. Поцелуев, директор школы-новостройки, любил повторять: «Если мы первая школа, то и должны быть во всем первыми». О поцелуевской дисциплине остались до сих пор воспоминания.
Почему расстроились ученики школы у Дона: им придется ходить в школу Поцелуева через весь город. Родители же школы № 2 обратились с просьбой стать директором школы к М.И. Иванче, бывшему в свое время заведующим облОНО, директором Азовского пед-училища, первым секретарем Аксайского РК КПСС. Он предложил достроить у школы третий этаж и сделать ее средней. С каким энтузиазмом все взялись за дело! И за два года вырос новый корпус с актовым залом, спортивным залом, просторными классами. Школе вернули ее № 1, 8-классники стали старшеклассниками. А Михаил Илларионович старался помогать появляться в Аксае еще не одной школе …
Вот два директора – участники Великой Отечественной войны. Один из них – Лев Яковлевич Пугачев, директор Мишкинской средней школы, тот, кого называют столпами образования. На фронте с 18 лет, служба в артиллерии до 1948 года. Потомственный педагог (стаж их династии – более 210 лет), мудрый хозяин, глава педколлектива. Награжден орденом Боевого Красного Знамени и орденом Трудового Красного Знамени. О нем есть кому говорить: он вырастил и Любовь Петровну Теряеву, и Веру Яковлевну Алексееву, хорошо известных району. И ныне руководит школой его ученица Екатерина Леонидовна Гребенникова, а школа по-прежнему имеет свое выразительное лицо…
Рядом – Иван Александрович Бахмут, выстроивший Александровскую восьмилетнюю школу и возглавлявший ее 19 лет. Выходец из офицерской семьи, стал учительствовать еще до Великой Отечественной войны и тоже воевал, прошел испытания войной через плен, у страшных печей, где фашисты сжигали людей. Какое душевное напряжение должен был испытывать этот человек, слушая, как в послевоенные годы каждого плененного обвиняли в предательстве? Оттого, наверное, глаза Ивана Александровича всегда оставались стальными, как бы он не улыбался. Но с какой любовью служил он своему учительству! Учителя и дети жили единой дружной семьей! С каким уважением относились к нему станичники за все, что сделал он для Александровки!
Во все годы были директора, считавшие главными для успешной работы, дисциплину и порядок. И мы вспомнили Марию Захаровну Черкасову, принявшую Грушевскую среднюю школу после тяжело заболевшего мужа. Ее школа будет известна в области образцовым порядком. Мария Захаровна организует детское самоуправление, увлечет ребят краеведением, будет сотрудничать с областным бюро погоды… За помощь в сельхозтруде колхоз им. Ленина подарит школе духовые инструменты.
А появившийся в 1967 году в Рассветовской школе-новостройке Павел Федосеевич Ляшенко был убежден, что школьное дело обязательно должно быть радостным, потому что счастью учатся в детском возрасте. Радостным станет для его ребят сотрудничество с Рассветовской музыкальной школой, одними из лучших в области – кабинеты ИЗО и машиноведения, одним из первых – школьный тир. Рассветовцы станут победителями в самых разных смотрах, конкурсах, на разных выставках. Школу будут посещать иностранные делегации, областное телевидение.
Легко работалось и учителям, и школьникам Аксайской СШ № 3 с Владимиром Александровичем Савостиным. Он умел слышать и считаться с каждым, будь то взрослый или ребенок. Темпераментный, знающий цену шутке, он лично участвовал во всех детских делах. Вспоминает его Ольга Терентьевна Форзун: бежит он на поляну зажигать костер или пускать на праздник фейерверк – за ним вся школа вприпрыжку!
«Шумит, не умолкая, Память-дождь…» Смотрят с экрана в зал дорогие лица, жизни посвятившие новым поколениям. Евгений Васильевич Жерлицын, всеми признанный эрудит. Сменивший в Старочеркасской школе Ивана Стефановича Цыганкова Сергей Илларионович Золотухин, в котором сочетались честность, глубокое уважение к людям.
А Александр Поликарпович Растрепин был вообще далек от педагогики. Способный организатор, он словно решил попробовать себя в новом деле – и Реконструкторская школа стала лучшей в районе. Бывая в облОНО, в Институте усовершенствования, Растрепин знакомился со всем новым, передовым и старался, чтобы это прижилось в его коллективе. Энергичный, умеющий создать настроение, он буквально «завел» свой коллектив на оптимальный режим работы. Непросто было после него и И.Я. Сайганову, и Я.А. Ксензу.
Любой учитель, тем более директор, всегда на виду, хочет он этого или нет, а Т.Я. Косаурова и Ю.М. Яценко считали концептуально, что и школа вообще должна быть открыта для общества, быть частью жизни всего общества.
Считая труд единственным источником духовного совершенствования человека, Тамара Яковлевна сделала свою Октябрьскую школу опорной по трудовому воспитанию.
Юрий Михайлович Яценко, человек с опытом секретаря РК КПСС, обеспечил строительство на окраине разросшегося города не просто Аксайской СШ № 4. Вокруг школы появился дендрарий, во дворе – школьная теплица, а спорткомплекс и стадион готовы принимать районные соревнования. Улицу украсил бульвар у школы со знаковыми статуями в честь советско-болгарской дружбы. Школа станет опорной в развитии образования, центром притяжения районного учительства, местом проведения районных и областных семинаров, конференций, конкурсов. Встречи разных делегаций приучат коллектив всегда быть на высоте.
Напряженно работал в бывшем совхозном общежитии педколлектив Ленинской школы, превратившейся в 1966 году из семилетней в среднюю. В памяти крупная фигура Анатолия Ивановича Апухтина, осторожно пробирающаяся среди потока детей в узком коридорчике. Его руки кого-то из детей приобнимут, кого-то погладят по головке, и дети светлеют от директорского прикосновения. Терпеливо растил он и учителей. И с какой благодарностью его вспоминают…
«А что же наши 8-летние сельские школы?» – словно спрашивают с экрана лица их директоров…
Всегда в ногу со временем!
В Грушевской восьмилетке уроки иностранного языка и уроки ИЗО и музыки вел Георгий Константинович Гергель. Став директором, он научит интересно жить без нарушений и второгодников всю школу. Ему удастся решить вопрос о строительстве нового светлого школьного здания.
Директором этой восьмилетки был и Алексей Степанович Супрунов. После культпросветучилища был заведующим сельским клубом, окончил Ростовский университет. Начинал в Реконструкторской средней школе, где его вспоминают как общительного «заводилу». В Грушевке был несколько лет и парторгом колхоза им. Ленина.
С каждым новым директором жизнь школы в чем-то менялась. Виктор Иванович Гомма, молодой, эрудированный, не только быстро завоевал признание коллектива и детей, но и, бывший спортсмен, привил любовь к подвижным играм, многое сделал для развития массового спорта. Как нужны детям общительные, оптимистичные мужчины-учителя!
В Островской же школе был один директор, Дмитрий Сергеевич Смирнов, воевавший под Сталинградом, с боями дошедший до Ростова, закончивший войну в Белоруссии. Вернувшись с орденом Отечественной войны и медалями, с 1946 года до выхода на пенсию руководил школой, потом преподавал физику. Что особенного в нем? Редкие работоспособность и пунктуальность. Неторопливый, умел слушать и обдуманно отвечать. Он сформировал и оставил после себя коллектив порядочных, здравомыслящих людей, любящих детей.
Директором Ольгинской восьмилетки был Виктор Иосифович Голиков. Его уроки истории и обществоведения воспитывали у учащихся внимание к жизни государства и общества. Будучи депутатом, добился строительства новой школы, и в 1974 году она распахнула двери для детворы.
Мелькнуло на экране лицо Ивана Григорьевича Гашина. Директор и учитель русского языка и литературы хутора Черюмкин, этот человек добился, чтобы семилетка перешла в Верхнеподпольный, что было долгожданным событием для детей и родителей. Директора в этой школе менялись до тех пор, пока коллектив не выбрал директором своего коллегу, Александра Васильевича Папшева.
Директор Аксайской семилетней школы Василий Гаврилович Косивцов – детдомовец и батрак, один из множества детей страны, рано потерявших родителей. Он создал в школе особый климат гуманного отношения к детям. Он будет жить школой до последних своих дней.
В 1975 году появилась в Аксае восьмилетка в поселке Кирпичного завода, неприглядном, бездорожном. И Нина Степановна Зуева, ростовчанка, любимый географ аксайских учеников, согласилась стать директором этой школы Ее оптимизм и общительность очень помогали молодежи в педколлективе.
А Галина Ивановна Пугачева прожила учительскую жизнь в коллективе ШРМ № 1, став одной из его директоров.
Директор ШРМ № 2 – Нина Яковлевна Авдеева. Трудности были неимоверные: работала школа в третью смену в здании Аксайской СШ № 1. Много сил было приложено, чтобы бросившие дневную школу учащиеся смогли здесь получить образование.
Последней фотографией на Ленте памяти прошла Апреля Ивановна Алиева, с 1974 года ставшая директором Дома пионеров. Вспоминали, сколько разных кружков и секций радовали подростков атмосферой сотворчества детей и взрослых! В 1998 году именно Апрелю Ивановну направят организовать детский лагерь в Абхазию после окончания там военных действий.
Какая мощная энергия собрана на этой удивительной Ленте!
А адажио Альбинони снова болью пронизывает сердца… По экрану плывут портреты ушедших учителей. Молча смотрим, глотая слезы… О тех, кто прошел, говорили: «Это был золотой век нашего образования!».
Ну, почему был?! Традиции педагогов старшего поколения живут в поколении нынешнем. Что сможем оставить на будущей Ленте мы? Не обсудить ли нам это? Придет и для этого свое время.
Н.М. Голотина, г. Аксай
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!