Виват аксайским речникам!
Новость в рубрике: ПромышленностьЗдравствуй, любимая «Победа»! Совсем недавно наша страна встретила замечательный профессиональный праздник – День работников морского и речного флота. Этот день особенный для многих аксайчан – работников Аксайской РЭБ флота (впоследствии ОАО «ССРЗ «Мидель») и для меня, так как многие десятилетия своей трудовой деятельности я отдал донскому речному флоту.
Родился я на Луганщине, вблизи степной ключевой речки, впадающей в реку Оскол, которая в свою очередь впадает в Северный Донец. В 1963 году, после 11 класса, поступил в Старобельский сельхозтехникум, отслужил в армии, работал в совхозе, по комсомольской путевке уехал шофером на Урал, хотел строить новые города и заводы, дороги… И думать не думал, что призванием моим станет флот.
Из города Свердловска переехал в Таганрог, друг посоветовал идти работать в порт. Новое дело оказалось интересным! Хотелось все понять – я начал учиться. Постигал науку с самых азов, прошел путь от рулевого-моториста до штурмана-первого помощника механика первой группы судов с правом занимать должность капитана-механика первой группы судов речного и озерного флота.
Дон, Волга, Кама, Волго-Балтийский канал, Москва-река, Нева, Азовское море, Таганрог и Жданов… Много миль речных путей мне посчастливилось пройти на теплоходах.
Мы возили зерно, кварцевый песок, калийные удобрения – одним словом, все, что требовалось народному хозяйству страны.
А скольких достойных, преданных своему делу людей я повстречал! Работники плавсостава – от матроса до капитана – ревностно, ответственно и рьяно относились к делу!
Например, капитан-наставник Волго-Донского пароходства по первой группе судов Аксайской РЭБ Виктор Николаевич Шаповалов в навигацию 1973 года, не боясь, водил караваны судов по обмелевшему Дону на Волгу и обратно, доставлял важные грузы в Ставропольский край… О последнем хотелось бы рассказать подробнее.
От устья впадающей в Дон реки Маныч до степного причала – 329 километров. И если первые 130 километров до пристани Юла и 50 выше суда шли без остановок, то оставшиеся километры речные суда не проходили.
Виктор Николаевич доставлял груз, предназначенный для оросительной системы ставропольских полей: реактор и две плавучие насосные станции водоизмещением 156 и 280 тонн. Проводка каравана по реке Маныч, Веселовскому и Пролетарскому водохранилищам не представляла ничего особенного, лишь при проходе под мостами приходилось притапливать баржу, надводный габарит с грузом которой составлял 12,5 метра. Для каравана снимали линии электропередач и линии связи.
Препятствия начались у Ново-Манычской дамбы, отделяющей пресное водохранилище от соленого озера, уровень которого на 60 сантиметров ниже. Чтобы пропустить караван судов в Маныч-Гудило и дать возможность дойти до цели, мелиораторам пришлось сбросить в озеро через шлюз-регулятор и два специально проделанных в дамбе прорана (образовавшаяся промоина при прорыве дамбы – прим. ред.) 200 миллионов кубометров кубанской воды из Егорлыкской оросительной системы. После этого основная нагрузка в проводке легла на плечи речников. Хотя уровень озера и был поднят на 12 – 18 сантиметров, караван следовал по мелководью, с глубиной местами от 80 сантиметров до одного метра и дном из не поддающихся размыванию тяжелых глинистых грунтов.
О сложности проводки можно судить хотя бы по такому примеру: прокладывающим каравану путь остановочному судну «Грач» и катеру «Альбатрос» пришлось на одном участке потратить целый световой день (а шли только днем!), чтобы отыскать судовой ход. Несмотря на трудности, весь путь от Ростова-на-Дону до Маныча-Гудило занял вместо запланированных 15 суток неделю. На следующий год по проложенному капитаном пути из Глазго в Буденновск доставили еще два реактора.
А как не вспомнить нашего земляка-аксайчанина – капитана-механика Василия Ивановича Дьяконова, ветерана Великой Отечественной войны, майора танковых войск. В нашем пароходстве на него равнялись и стар и млад. Примечательно было то, что вместе с Василием Ивановичем на теплоходе ГТ-374 ходили его жена – корабельный кок и сын – старший помощник капитана.
Среди работников плавсостава было и есть множество достойных, заслуживающих уважения работников: В.Л. Двинянинов, А.И. Баханец, Н.В. Калина, Н.И. Сырицын, С.Ф. Федоров, В.И. Ромашов, А.П. Криштоф, В.В. Вилонин, Б.А. Форисенко, В.В. Любашин, Б.М. Цветков, Н.В. Разгулеев, А.И. Давыденко, В. Ростовцев, А. Турьев, С. Панченко и многие другие. Более 30 лет я трудился бок о бок с этими людьми.
Иван Григорьевич Колесник,
ветеран труда, работник речного флота

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!