Что такое хорошо и что такое плохо…
Новость в рубрике: Даты, Литературная гостинаяСтихи для детей пишут все поэты. У талантливых это получается талантливо, здорово, необычно. Как, например, у Владимира Маяковского. Только понимание всей прелести его детских стихов приходит уже поздно. Старшее поколение на всю жизнь запомнило Маяковского как поэта-трибуна, поэта-революционера. Но это не совсем так. Он проявил себя в разных жанрах, показал себя мастером незаурядным – почитайте прозу Маяковского, его пьесы «Баня» и «Клоп».
Судьба ему выпала интересная. Родился в начале июля 1893 года в селе Багдади Кутаисской губернии, тогда это была Российская империя. Свободно владел грузинским языком, в юности увлекался идеями РСДРП – идеями освобождения рабочего класса и построения общества высшей справедливости. Неплохо рисовал, рано начал писать. На сломе эпох, как многие сверстники, переболел увлечением новомодными литературными направлениями – акмеизм, символизм, футуризм и прочие «измы». Но мода проходит, а главное, умение писать, остается. У Маяковского остался не только «рубленый ритм», присущий немногим поэтам, но и умение видеть описываемые явления так, как не умеет никто. «А вы ноктюрн сыграть смогли бы на флейте водосточных труб?» Или так: «Для веселья планета наша мало оборудована»… Попробуйте придумать такую же фразу, яркую и образную.
К детской литературе Маяковский впервые обратился в 1918 году. На заседании комиссии отдела изобразительных искусств Наркомпроса он выступил с докладом о программе выпуска иллюстрированного издания, в том числе иллюстрированного сборника своих стихов для детей.
Но в двухтомнике В.В. Маяковского, изданном Гослитиздатом в 1960 году, детские стихи помечены начиная с 1925 года. Поэт поездил по разным странам, наблюдал жизнь во всех ее проявлениях, мог сравнивать, делать выводы. Официально в браке не состоял, но имел двоих детей, дочь и сына. В определенный момент к человеку творческому приходит потребность сказать миру то, что знает сам, и лучше, если поделишься мудростью с ребенком. Не зря же говорится, что душа маленького человека – чистый лист бумаги, на котором можно написать все что угодно.
Вот и Владимир Маяковский попробовал.
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
– Что такое хорошо
И что такое плохо?
Так начинается одноименное самое известное его стихотворение. Строчки льются легко:
Дождь покапал и прошел,
Солнце в целом свете,
Это очень хорошо
И большим, и детям.
………………………
Если бьет дрянной драчун
Слабого мальчишку,
я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
… Этот вот кричит: не трожь
Тех, кто меньше ростом!
Этот мальчик так хорош
Загляденье просто!
Мальчик радостный пошел,
И решила кроха:
«Буду делать хорошо
И не буду плохо».
Назидательно, примитивно? Зато легко запоминается. Будучи пролетарским поэтом, Маяковский написал «Историю Власа, лентяя и лоботряса», «Сказку о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», в ней герой Петя, конечно, потомственный буржуй, а Сима – потомственный пролетарий. Юные современники Маяковского должны были проникнуться идеей строительства нового общества. При этом новое общество должно было состоять из людей всесторонне развитых, умеющих видеть мир вокруг во всех красках.
Разрезая носом воды,
Ходят в море пароходы.
Дуют ветры яростные,
Гонят лодки парусные.
…………………………………..
Капитану так обидно –
Даже берега не видно.
Закружит волна
кружения,
Вот и кораблекрушение.
Вдруг –
обрадован моряк:
Загорается маяк.
В самой темени как раз
Показался третий глаз…
– описывает поэт морскую сценку, которая могла бы испугать маленького читателя – темно, холодно, волны беснуются. Но ведь все кончается хорошо, на высоком берегу есть маяк, а в нем фонарь горит днем и ночью, поэтому никто не пропадет в море, не затеряется.
Кличет книжечка моя:
– Дети, будьте как маяк!
Всем, кто ночью
плыть не могут,
Освещай огнем дорогу.
Чтоб сказать про это вам,
Этой книжечки слова
И рисуночков наброски
Сделал
Дядя Маяковский.
Так заканчивается стихотворение, и действительно, еще при жизни Маяковского выходиди его книжки с рисунками автора.
Детские стихи поэта рисуют картинки радостные:
Зеленые листочки –
И нет зимы.
Идем раздольем чистеньким
И я, и ты, и мы.
Весна сушить развесила
Свое мытье.
Мы молодо, мы весело
Идем! Идем! Идем!
На спицах, на бумаге –
Огонь на всем.
Красные флаги
Несем! Несем! Несем!
Сам поездивший по миру, поэт рассказывает детворе, что где есть интересного: «Прочти и катай в Париж и в Китай».
А вот про зверей: «этот зверь зовется лама. Лама дочь и лама мама. Маленький пеликан и пеликан – великан. Как живые в нашей книжке слон, слониха и слонишки»…
А как вам такое? Название «Тучкины штучки».
Плыли по небу тучки.
Тучек – четыре штучки,
От первой до третьей – люди.
Четвертая был верблюдик.
От нее в небосинем лоне
Разбежались
за слоником слоник
И не знаю,
спугнула шестая ли,
Тучки взяли все и растаяли.
И следом за ними,
гонясь и сжирав,
Солнце погналось –
желтый жираф.
Но одним из самых известных произведений Маяковского по праву считается «Кем быть?»:
У меня растут года,
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда?
Чем заниматься?
И дальше рассказ о профессиях: столяра, плотника, инженера, строителя, доктора, рабочего, вагоновожатого, кондуктора, шофера, летчика, матроса… Думаете, это скучно? Ничуть не бывало! Попробуйте прочитать сами и прочтите детям. Дети любят все новое, а поэзия Маяковского, подзабытая в последние годы, как раз то, что надо! В университетские годы мы делали разбор стихотворения Маяковского «На смерть Есенина». Там были замечательные строчки:
В этой жизни
помереть нетрудно,
Сделать жизнь
Значительно трудней.
Вот этому поэт и учил всю жизнь своего читателя, как взрослого, так и маленького…
Нелли КАНГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!