Сельской школы лучшие черты
Новость в рубрике: ОбразованиеОпыт Октябрьской СОШ в организации качественного образования для всех. Сельская школа занимает особое положение в структуре села – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное и социальное, поскольку она во многом определяет жизнь села или, во всяком случае, сильно влияет на нее. Для обеспечения доступности и достижения высокого качества общего образования для граждан, проживающих в сельской местности, в современном образовании используется комплексный подход, в котором учитываются особый социально-культурный статус сельской школы, национальные и демографические особенности региона, накопленный позитивный опыт и традиции сельского образования. Среди множества сельских школ Аксайского района каждая имеет свои особенности, где-то это особые методики здоровьесбережения, акцент на развитии регионального компонента, спортивные достижения, создание особого микроклимата для творческого развития детей. И, конечно, условия жизни и развития у сельских школ разные, а обеспечить своих учеников необходимыми знаниями в соответствии со стандартами образования должна каждая школа. О том, как реализуются задачи современного образования в сельской школе, рассказывает директор Октябрьской СОШ Аксайского района Елена Николаевна Кочнева.
– Поселки и хутора Щепкинского сельского поселения расположены на обширной территории, а школа в поселении одна. Как удается обеспечить образовательными услугами всех детей школьного возраста?
– Да, территория у поселения большая, поэтому школа имеет филиалы и адрес ведения образовательной деятельности в поселке Щепкин, где обучаются детишки с 1 по 4 класс. Всего в нашей школе учатся 630 человек. Мы осуществляем доставку детей на занятия и после занятий домой даже из самых далеких по отношению к школе поселков, например, таких, как Верхнетемерницкий или район Ростовского моря. Ежедневно школьные автобусы в совокупности проезжают порядка 300 км, время самого продолжительного рейса – около 50 минут. До недавнего времени мы вынуждены были привозить детей очень рано – в 07-10. Конечно, всегда найдется, чем занять учащихся: они готовятся к предстоящим урокам, занимаются внеурочной деятельностью. Но многие дети недосыпают, ведь, чтобы приехать в школу рано, надо и встать пораньше.
Недавно нам выделили седьмой автобус, фактически у нас полноценный автопарк школьных автобусов, обеспечивающих доставку детей в школу и домой. Таким образом, никто не забыт, все дети имеют возможность посещать школу, где бы они ни жили. В последнее время состав учеников пополнился в связи с тем, что в садовых товариществах поселения разрешили регистрацию по месту жительства. И у нас появилось еще около 200 учеников. Поселение активно развивается, и уже сейчас стоит вопрос о строительстве еще одной школы.
– Отдельная категория – дети с ограниченными возможностями здоровья, с особыми образовательными потребностями. Может ли сельская школа предоставить им равные с другими детьми возможности получения образования?
– Мы обучаем всех. Детишек с ОВЗ у нас много. Некоторые учатся инклюзивно в классах школы соответственно своему возрасту, при этом программы обучения у каждого свои, с учетом индивидуальных потребностей образо-вания. Такие дети получают стандартный аттестат, сдают итоговую аттестацию. В этом году трое детей у нас успешно сдали ГВЭ – это форма государственного выпускного экзамена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, при которой таким детям создаются специальные условия сдачи экзаменов, предусматривающие техническую помощь и особый комфорт.
Каждый ребенок имеет возможность получить образование на том уровне, который он способен воспринять. И в каких-то случаях дети проходят государственную итоговую аттестацию и получают документы об основном или среднем общем образовании, а в других – получают необходимые навыки в самообслуживании, общении, а также самые необходимые знания, которые смогут освоить – чтение, письмо, счет. Важно, чтобы каждый ребенок мог развиваться, а школа готова сделать все возможное для создания наилучших условий для его развития.
– Детишки, обучающиеся на дому, имеют ли возможность посещать школу?
– Многие дети и их родители хотят посещать те или иные занятия. Состояние здоровья не позволяет им присутствовать в школе полный день, но они могут выбрать, какие уроки посетить. Кроме того, дети нуждаются в общении как со сверстниками, так и с педагогами, и такое общение приносит положительные плоды, которые отмечают в том числе и родители. Есть ученики на домашнем обучении. Они посещают ряд предметов, среди которых уроки по изобразительному искусству, музыке пользуются особой популярностью. Мы обязательно приглашаем учащихся, находящихся на домашнем обучении, на внеурочные мероприятия, на традиционные классные и школьные праздники. В таких мероприятиях зачастую ученики участвуют вместе с родителями, что позволяет укрепить отношения между детьми, родителями и педагогами и наладить совместный процесс образования и воспитания.
– Сейчас делается упор на то, что дети должны в школе не только учиться, но и заниматься чем-то полезным во внеурочное время. Какие возможности есть у детей в Октябрьской СОШ?
– Наша школа пока работает в одну смену. Мы стараемся организовать учебный процесс и внеурочную деятельность с пользой для ребят, в том числе, чередуя обучение с отдыхом и сменой деятельности. У нас работает много кружков: спортивно-оздоровительной, музыкальной, художественной, духовно-нравственной направленности. Дети с удовольствием посещают кружки, а также участвуют в традиционных общешкольных мероприятиях. Особо нравятся и ученикам, и родителям проводимые школой праздники к значимым датам, которые обычно включают в себя театрализованные представления, викторины, состязания и так далее.
К сожалению, школа, одна часть которой построена в 1958 году, вторая – в 1996-м, требует капитального ремонта. У нас откровенно не хватает помещений для занятий и внеурочной деятельности. Например, к нам в этом году приходит замечательный учитель ритмики, а мы переживаем, где он будет заниматься с детьми. Управление образования и глава Администрации Аксайского района обещают в ближайшие два года поставить школу на капитальный ремонт, а пока в этом году планируется полная замена окон в здании, что поможет сделать условия обучения более комфортными.
– Кроме создания условий для получения образования, большое значение имеет качество полученного образования, а за это отвечают педагоги…
– Педагогический состав школы, на мой взгляд, очень сильный. Большая заслуга в этом принадлежит Ю.И. Черноусову, проработавшему директором школы 23 года. Наши достижения зависят от работы коллектива, который очень дружный, доброжелательный. У нас развиты взаимопомощь, взаимовыручка, благодаря которой и молодые, и опытные учителя чувствуют себя уверенно, любят экспериментировать, демонстрируют творческий подход к работе. У нас работают два заслуженных учителя, два почетных работника образования Российской Федерации, 30 процентов – учителя высшей категории, еще 30 – первой, оставшиеся – талантливая молодежь. Одиннадцать учителей – это выпускники нашей школы.
В этом году наш учитель математики Анна Ивановна Гришина стала победителем конкурса «Учитель года» в номинации «Самый классный классный», учитель начальных классов Людмила Андреевна Мельникова – лауреат конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель».
Сильный педагогический состав – это основа достижений учащихся в учебе. В 2017 – 2018 учебном году из 13 выпускников школы семь медалистов. Средний бал аттестата выпускников – 4,4. Средний балл ЕГЭ по русскому языку – 73.
Я работаю в этой школе с 1996 года, начинала преподавателем математики, в 2007 году стала завучем, а уже в этом году – директором. И всегда учителя поддерживали и профессионально, и чисто по-человечески, а это очень важно на любом этапе работы и в любой должности.
Чтобы сделать образование качественным и доступным в сельской школе, надо приложить массу усилий. Октябрьская школа – прекрасный пример особой атмосферы развития, созданной усилиями педагогов, родителей и самих учеников. Это не только благожелательная аура теплого человеческого общения, но и территория творческого освоения новых навыков и знаний, причем не только учениками, но и родителями, учителями.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!