На пути к музейному комплексу
Новость в рубрике: КультураОтрывок из книги «Очерки истории создания музея в Аксае».
20 апреля 1980 года в «Домике Суворова» открылась экспозиция, снова здесь разместился Аксайский историко-краеведческий музей, но теперь им руководил В.Д. Гладченко. Музей, как и прежде, подчинялся Аксайскому райОНО и входил в структуру Аксайской СШ № 2, но очень хотел стать общегородским. В отличие от первого новоселья в этом здании в 1952 году при А.Н. Скрипове, В.Д. Гладченко и активисты-краеведы радовались этому событию, но понимали, что «старую одежку» музей уже перерос.
Корреспондент З. Чернецкая в заметке «Народный историко-краеведческий» (Победа, 27.05.1980) писала о произошедшем 20 апреля: «Первый секретарь РК КПСС Н.Я. Приходько перерезал алую ленточку, и делегация ветеранов труда, партии и Великой Отечественной войны заполнила залы. В них – четыре выставки: «Археологические и палеонтологические находки на территории Аксайского района (Кобяково городище)», «Аксайское укрепление 1696 – 1784 годов», «Зала казака Аксайской станицы (интерьер комнаты казачьего дома)». Это все на первом этаже. Но самая богатая экспозиция расположена на втором этаже и рассказывает о вкладе жителей района в дело разгрома немецко-фашистских войск в Великой Отечественной войне». Экскурсоводами на этих выставках были учащиеся Аксайской СШ № 2 Ольга Усикова, Наталья Любанова, Инна Тарасова, Сергей Черных и Сергей Рыбалкин.
Интересно, что и запись в музейной книге отзывов, которую оставил его основатель, к этому времени уже член Союза писателей СССР, А.Н. Скрипов, приехавший по такому случаю из Азова, сделана тоже 27 мая. «Мне приятно было войти в то здание, в котором я в годы своей работы в Аксайской школе № 1 закладывал основы краеведческого школьного музея. Но многие годы (около двух десятилетий) этот музей прозябал, не был по-настоящему развернут. И только когда его возглавил В.Д. Гладченко, музей приобрел свой настоящий облик. За период работы В.Д. Гладченко, по сути, совершил большой трудовой подвиг как краевед-патриот родного края и хороший организатор». Пожалуй, такая похвала и оценка заслуг Владимира Дмитриевича из уст учителя (и в прямом, и в обобщенном смысле) дорогого стоит.
«В музее имеются большие фонды, залежи больших краеведческих пластов – разных материалов, – продолжил Александр Николаевич. – Желаю музею развернуться во всю свою мощь и войти в число одного из передовых народных музеев Ростовской области. Возможность есть, и это вполне осуществимо. А. Скрипов, член Союза писателей СССР».
Надо заметить, что А.Н. Скрипов не впервые появился в Аксае за эти два десятилетия. Приезжал он в 1967 («Писатель-земляк – гость школьников», Победа, 27.10.1967 г.), 1973, 1975 и 1978 годах – встречался с учащимися, рассказывал о своем творчестве, интересовался краеведческой работой. Переписка А.Н. Скрипова с краеведами школы велась регулярно. В письме в музей 12 октября 1981 г. А.Н. Скрипов писал:
«Дорогие ребята! Письмо ваше получил и очень рад, что вы ведете краеведческую работу в своей школе. Краеведение – своего рода школа патриотизма. Меня радует еще и то, что музей находится в надежных руках энтузиастов-краеведов, таких, как Владимир Дмитриевич Гладченко и его соратники, ныне работающие вместе с ним. Безусловно, работа предстоит большая, впереди горы дел, но у вас под ногами золотое дно: вокруг вас каждый камень дышит историей. Я уверен, дорогие мои друзья, что вы сумеете преодолеть трудные подъемы и подниметесь на ту вершину краеведения, с которой четко будут обозреваться пройденные пути и будут вырисовываться дороги к новым и новым вершинам творческого труда».
А.Н. Скрипов, которому было уже 76 лет, радовался, что дело, начатое им, в надежных руках и движется правильным курсом…
И работа продолжалась. Так, В.Д. Гладченко в документе «Обоснование штатного расписания музея истории развития г. Аксая – филиала Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника (СИАМЗ)» от 20.06.1981 года приводит данные о «Подземном военном сооружении XVII – XVIII веков», площадь которого, по завершению реставрации, составит 256 кв.м, а охранная зона – 8,1 тыс. кв.м. Также сообщается о передаче музею «в ближайшее время» двух зданий бывшей почтовой станции XIX века и ряда «памятников архитектуры из общественной жилой застройки в старой части города по ул. Советской (ныне Гулаева – Ю.Т.)».
«Таким образом, – обосновывал Владимир Дмитриевич, – в г. Аксае намечается создание музейного комплекса, что соответствует постановлению № 243 бюро Ростовского обкома КПСС, исполкома областного Совета народных депутатов и президиума облсофпрофа от 26 марта 1981 года «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию туристско-экскурсионного дела в Ростовской области. (…) Для проведения обширной исследовательской работы по памятникам, по наведению должного порядка, систематизации, научной обработке имеющегося фонда, подготовке новых экспозиций назрела необходимость постановки музейного дела в Аксае на научную основу».
Стоит вспомнить ташкентское письмо профессора Б.В. Лунина, полученное Владимиром Дмитриевичем в 1974 году. За прошедшие 17 лет В.Д. Гладченко опубликовал много разноплановых материалов по истории Аксая – на что, как мы помним, его благословил именитый историк, но до общего очерка истории Аксая так и не добрался. Зато вплотную подошел к «пещерным делам», по поводу которых его предостерегал Лунин: «Легенд много, а в действительности?» Что ж, продолжим: «Лаз из порохового погреба в пещеры? Зачем бы он? Какова цель? Действительно ли это лаз? Пороховой погреб. Если это действительно пороховой погреб, есть, конечно, смысл сохранить и обследовать его, сделать замеры, фотофиксацию и пр., попытаться выяснить, к какому времени он относится и т.д. А пороховой ли? Мне с другими археологами, по настоянию общественности, пришлось незадолго до войны (Великой Отечественной – Ю.Т.) обследовать в Аксае один из таких «пороховых» погребов с остатками «боевой башни» над ним.
При ближайшем рассмотрении перед нами предстал каменный фундамент, основание не башни, а самой настоящей беседки местного помещика, а сам «пороховой» погреб, выложенный снаружи в основании камнем, со сводовым входом и пр., оказался остатками хозяйственного погреба, большого склада. Все это небезынтересно в бытовом отношении. А больше? Едва ли. Словом, я занимаю здесь скептические позиции, ибо достаточно много занимался, и всегда безуспешно, проверкой народных сказаний, легенд, даже поддельных и настоящих записей XVIII века и более позднего времени о кладах, сокровищах и пр. Кстати сказать, никто и никогда еще не прятал клады в специально приспособленных для этого строениях с воротами, замками и пр. и пр.»
Хочется напомнить, в каких выражениях профессор Б.В. Лунин пытался отговорить Владимира Гладченко от затеи с «пороховым погребом»: «Не то, чтобы я хотел охладить вас в этом вопросе, нет. Если есть интерес – действуйте. Но что оно даст в научном отношении?»
А вот мнение П.А. Авакова, высказанное им в публикации «Аксай – родина слонов» (Донской временник, 2009 г.), кстати, сотрудника Аксайского ВИМа.
«Упомянутые в книге «остатки крепости и пороховой погреб», на основе которых был создан музейный комплекс «Таможенная застава», в действительности не имеют никакого отношения к военно-фортификационному искусству. Такая атрибуция данного памятника архитектуры абсолютно надуманна и не только не подтверждается источниками, но даже опровергается ими. Судя по сугубо бытовому характеру обнаруженного на территории музея подъемного материала, в этом месте располагалась казачья (дворянская?) усадьба. Обследование частично сохранившегося и, к сожалению, произвольно перепланированного в ходе так называемых «реставрационных» работ подвала показало, что это обычный хозяйственный погреб конца XVIII – первой трети XIX века.
Существовавшая лишь в течение нескольких месяцев 1750 года у «войскового перевоза» при устье реки Аксай таможенная застава представляла собой временный таможенный пост. Ее местонахождение можно безошибочно определить с помощью географических карт Нижнего Дона и Приазовья XVIII века, где четко показана переправа, через которую проходила дорога в Черкасск. Она располагалась в районе современного парома через реку Аксай, недалеко от консервного. Следовательно, застава находилась там же – на расстоянии примерно 1,5 км от музейного комплекса «Таможенная застава».
Даже если вдруг предположить, что по поводу «памятника истории конца XVII – начала XVIII века
«Подземного военного сооружения» в поселке Берданосовка», как его называл В.Д. Глад- ченко в «Справке о работе музея», датированной декабрем 1981 года, у самого Володи были сомнения в военном прошлом объекта, то он вынужден был бы держать их при себе. Потому что без соответствующей «легенды» музей никогда не получил бы в пользование этот прекрасный уголок балки Малый Лог. Чуть выше этого места – на территории нынешнего санатория «Здравица» (в бывшей усадьбе Мухиных), в 20-е годы прошлого века была Биологическая станция РГУ, которой передана почти вся Мухина балка (Малый Лог). Ниже – у остановочной площадки электрички «Бер-даносовка» – тогда еще были целы здания времен первой на Дону и на Юге России железной дороги «Александровск-Грушевский – станица Аксайская», на эти строения у Владимира Дмитриевича тоже были планы по их музеефикации и использованию в качестве экскурсионного объекта.
Таможенный пост у переправы через реку Аксай, существование которого признает П.А. Аваков, был не так уж далеко. Что из себя представлял этот таможенный пост? Скорее всего, будку-времянку да навес из камыша. И где именно в окрестностях парома можно было бы разместить музей истории таможенной службы на Дону?! А такой музей был просто необходим. И не только потому, что в Аксае в XVIII веке действительно был таможенный пост.
Владимир Дмитриевич даже в самых своих, казалось бы, фантастических версиях всегда опирался на нашу суровую реальность, всегда просчитывал, чем те или иные обстоятельства могут способствовать воплощению мечты об Аксайском музее.
Это мнение (но не дословно) В.Ф. Чеснока, а он очень хорошо знал В.Д. Гладченко. А еще мне по этому поводу вспоминается запись в Книге отзывов, оставленная каменскими школьниками, гостившими на Таможенном комплексе в дни каникул: «Если бы Таможни не было, мы бы ее сами здесь построили…» Уж очень им нравилось это благословенное место. Как говорится, «устами младенца…».
Так что, не спешите «бросать камни» в адрес В.Д. Гладченко, обвиняя его в непрофессионализме – мол, перепутал погреба донских помещиков с фортификационными сооружениями. Ничего В.Д. Гладченко не путал. Музею негде было размещать свои экспозиции, обещанное здание бывшего горисполкома не дали, с передачей зданий «Почтовой станции» тоже все было в подвешенном состоянии. Что ему оставалось делать?! Если в 1975 году Володя с единомышленниками-краеведами даже вариант с приспособлением под музейное помещение каменного сарая казиначного цеха по Вокзальному спуску рассматривал, то «Пороховой погреб» на улице Грушевской – это вообще мечта музейщика!
И еще – не будь музейного комплекса, может, и до сих пор дожидались бы жители Берданосовки прокладки добротной автодороги. А ежегодные сентябрьские бардовские фестивали «Наполним музыкой сердца»?! А июльские праздники «Ночь на Ивана Купала» (кстати, текст песни «На Ивана Купала», которую на музыку Валерия Антонюка исполняет известная певица Рада Рай, я написал под впечатлением первого праздника в июле 2010 года; в 2012-м песня вошла в сольный альбом певицы, а в 2015-м – звучала на фестивале «Славянский базар»)?! Эти и ряд других зародившихся на «Таможне» традиций стали визитной карточкой не толь- ко АВИМа, но и всего города Аксая, работают на имидж не только города, но и района в целом.
Конечно, инициатором песенного фестиваля был не сам Владимир Дмитриевич, а его хороший друг, доцент кафедры геологии НПИ (ЮРГТУ) П.Ф. Сидоренко, тоже уже ушедший из жизни: «Павел Федорович был тонкой и лирической натурой, писал стихи. Наполненные лирикой и сильными человеческими чувствами, они удивительно гармонично ложились на музыку, и он с удовольствием исполнял свои песни под гитару. Проводя со студентами геофизические исследования таможни на историческом комплексе-музее «Таможенная застава» в г. Аксае, он стал инициатором Фестиваля бардовской песни имени выдающегося артиста Павла Луспекаева, в котором неоднократно принимали участие многие студенты НПИ. В прошлом году Фестиваль состоялся в десятый раз. На него съезжаются многие барды и исполнители из городов области и Краснодарского края (газета «Частная лавочка», Новочеркасск, 27.06.2013).
Праздник «Ночь на Ивана Купала», как и ряд других, зародился уже после Володиной смерти, но в этом-то и есть феномен поступков таких людей, как В.Д. Гладченко, – они, эти поступки, продолжаются и «живут самостоятельно», даже после ухода их создателей, принося радость людям.
Юрий ТРУЩЕЛЕВ

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!