Игрушка: история и современность
Новость в рубрике: СемьяИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Среди педагогов бытует мнение, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка, ведь помимо развлекательной функции, она нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей. В сфере образования разработана целая система, направленная на совершенствование сенсорики ребенка. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разнообразные конструкторы упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Но обратимся к истории.
История возникновения игрушек уходит своими корнями в глубину веков и продолжается на протяжении всех исторических эпох человечества. Игрушки являются неотъемлемой частью нашего детства. Мы с теплотой и трепетом вспоминаем свои любимые игрушки: кукол, мишек, чебурашек, посуду, конструктор и так далее.
История советской игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки.
Производство игрушек в начале 20-х годов ХХ века на какое-то время совсем прекратилось. Например, в те годы кукол покупали лишь на базарах и ярмарках у кустарей-одиночек. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Но уже несколько лет спустя в местах традиционных народных промыслов начинают восстанавливаться артели и фабрики. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще – в кукольном мире, как в зеркале, отражается то, что происходит в это время в стране. Несмотря на всю свою простоту, куклы не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны из тряпок и набиты ватой, а их одежда сшита из отходов дешевой ткани.
После 1930 года началась работа по созданию новой советской игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это было единствен- ное в мире научное учреждение по этому профилю.
Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. Транслятором этого интереса стала периодическая печать, в частности, журнал «Советская игрушка» (с 1937 г. – «Игрушка») – орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки и Всекопромсовет. В одном из номеров журнала прямо указывается на то, что детская игрушка – это мощное оружие коммунистического воспитания наших детей, чувствительный идеологический инструмент, воздействующий на детей, производство ее должно находиться под неослабным политико-идеологическим и педагогическим контролем.
Планируемые к производству и уже изготовляемые игрушки были четко систематизированы по функциональному назначению, сырьевому материалу и содержанию. Пример классификации по последнему признаку приводит в своей монографии А.А. Сальникова. В ленинградских предприятиях и в артелях во второй половине 1930-х годов выпускались следующие игрушки: например, пехотинцы, кавалеристы, летчики, пограничники, танкисты, связисты, краснофлотцы, подводники, милиционеры, корабли «Аврора», «Марат», «Октябрьская революция», крейсеры и подводные лодки, спортсмены, новые дома, трамваи, троллейбусы, куклы в национальных костюмах и другие.
Великая Отечественная война приостановила производство игрушек. Но к 1943 году оно возобновилось. Отдельные фабрики и мастерские из производственных отходов делали детские игрушки. В основном, они были на военную тему: солдаты, матросы, летчики, винтовки, автоматы, пистолеты, самолеты, танки и прочее.
В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован при помощи Управления промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Авторы Е.Е. Борисова и М.Н. Бартрам воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки были одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляли нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего. Все эти куклы были названы соответственно: «Физкультурница», «Суворовец», «Врач», «Пограничник», «Школьница», «Нахимовец» и так далее.
Разрушенное войной хозяйство постепенно восстановилось. В производстве игрушек появились новые технологии и материалы. Кукольная промышленность набрала темпы, и игрушки начали изготавливать большими партиями.
В 50-е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей того времени – их прически, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и так далее. Самой популярной игрушкой для мальчиков была лошадка, напоминающая о подвигах кавалеристов.
Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», принятый Верховным Советом в декабре 1958 года, не замедлил сказаться на ассортименте игрушек. Фабрики активно начали выпускать детские лейки, лопаты, утюги и прочий игрушечный инвентарь, призванный как можно достовернее отражать реалии советской жизни. Наряду с уменьшенными копиями настоящих инструментов труда, советская индустрия предлагала продукты, отражавшие оптимистическое видение будущего, атмосферу обороны, большой стройки или ремонта – тракторы и подъемные краны, самолеты и лодки, корабли и ракеты, куклы, одетые в униформы представителей разных профессий.
В 60-х годах прошлого века игрушки стали производить как можно больше. Фабрики старались идти в ногу со временем и следить за тем, чем интересуются общество и дети. В пору космической эры заводы откликнулись массовым изготовлением ракет, самолетов, пилотов, космонавтов, космолетов. С появлением телевидения в СССР увеличился и ассортимент игрушек. Теперь советские детишки получили возможность поиграть с героями любимых мультиков. «Гвоздем» программы был крокодил Гена, а также Чебурашка, Буратино и Мальвина, Чипполино, Кот в сапогах, Винни-Пух и Пятачок, лев Бонифаций, Волк и Заяц из культового мультфильма «Ну, погоди!». Своих любимцев дети с удовольствием катали на паровозике из Ромашкино, а во время купания запускали в ванной забавный катерок из одноименного мультфильма.
Ближе к 80-м годам прошлого века в 15 республиках СССР насчитывалось более 100 специализированных предприятий по выпуску игрушек. Кроме того, игрушки выпускали на каждом крупном предприятии химической или металлургической промышленности. Игрушки изготавливались из пластмассы. В том числе и известная кукла Карлсон. Ее автором является ленинградский скульптор Лев Разумовский. Карлсон был в семье почти каждого ленинградского ребенка. Есть и именные куклы – это Юрий Никулин, Евгений Леонов и даже Юрий Куклачев.
Еще одно грандиозное спортивное событие, Олимпиада – 1980, породило сотни вариантов игрушечного олимпийского мишки. Его изготавливали из всевозможных материалов: меха и плюша, пластмассы и резины, целлулоида и каучука. В арсенале практически каждого советского ребенка 80-х годов обязательно имелся этот олимпийский символ.
У каждого, кто родился и вырос в СССР, были свои любимые игрушки. Конечно, пластмассовые куклы и солдатики, резиновые мячи и пупсики, тяжелые железные машинки, танки, самолеты и неуклюжие плюшевые медвежата с наивными мордочками были не настолько яркими и привлекательными, как современные, но все же воспоминания о них нам дороги. Наверное, потому, что мы их любили.
Н.О. Кукушкина, научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Как выбрать игрушку для ребенка?
Современные дети очень изменились, как и игрушки, в которые они играют. С новыми возможностями производства можно смело сказать, что наши дети живут в игрушечном раю. Каких только чудес света не предлагают производители, соревнующиеся за внимание детей и деньги родителей! Одни в деталях воспроизводят окружающую жизнь, другие задают вопросы – и предлагают готовые ответы. Что происходит в этих условиях с детской фантазией, творческими навыками?
Детские психологи и педагоги бьют тревогу: современные игрушки не способствуют развитию творческих способностей детей. Чем сильнее игрушка похожа на свой «живой» аналог, тем меньше у детей поводов придумать игры самим, «дофантазировать» или доработать внешний облик до отдаленного сходства с «оригиналом».
Результат знаком каждому родителю: еще неделю назад малыш мечтал об игрушке, просил о ней, вчера получил долгожданный предмет, прыгал от радости, а сегодня – даже не подходит. И дело не всегда в том, что ребенок разбалован или пресыщен. Он просто не понимает, что делать с ней теперь, когда все кнопочки нажаты по сто раз, столько же прозвучала песенка и загорелись лампочки. В кнопочных игрушках любой игровой результат предсказуем или даже заранее известен. Это превращает ребенка из активного участника игры в пассивного наблюдателя, активность головного мозга при этом снижается, развитие – тормозится.
Поэтому специалисты рекомендуют подключать собственную фантазию. Берете детский планшет – прихватывайте металлический конструктор с болтиками-винтиками, покупаете говорящего мишку – не забудьте о мозаике, пирамидке, кубиках. Только кажется, что на фоне «разрекламированных» собратьев ребенок к обычным игрушкам даже не притронется. Удовлетворив любопытство, вдоволь понажимав кнопочки и выучив все стишки и речевки наизусть, ребенок, скорее всего, возьмется за те игрушки, к которым не будет приложена подробная инструкция.
Научившись с помощью взрослых играть, ребенок с любой, даже невероятно скучной игрушкой что-нибудь придумает.
Отдельная тема – роботостроение. Оно развивает и интеллект, и воображение, ведь нужно написать для робота программу и решить, каким будет его внешний вид. И в этом плане у наших детей – огромный потенциал, масштабы которого нам еще предстоит оценить.
Юлия МИШИНА

























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!