Гвардейский путь
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, Защита ОтечестваДень Российской гвардии, или, как его еще называют, День воина-гвардейца – это праздник военнослужащих дивизий, бригад, частей, кораблей и соединений, которым присуждено это почетное звание. В Аксайском районе располагается 22-я Отдельная Гвардейская бригада специального назначения, со службой в рядах которой связали свою судьбу многие наши земляки.
Анатолий Васильевич Свириденко – полковник в запасе. В 22-й бригаде он начинал свой армейский путь, будучи офицером связи, стал очевидцем многочисленных вооруженных конфликтов, происходивших на территории бывших республик СССР, в урегулировании которых 22-я бригада принимала непосредственное участие.
– Связать свою жизнь со службой в армии для меня был осознанный выбор, – рассказал Анатолий Васильевич. – В детстве я, подобно многим советским мальчишкам, восхищался героями фильма «Офицеры», мечтал защищать Родину. Поэтому после школы поступил в Череповецкое высшее военное инженерное училище радиоэлектроники.
Еще курсантом встретил невесту, женился. А после, уже будучи молодым офицером, в декабре 1986 года прибыл в штаб 22-й бригады в город Лашкаргах (провинция Гильменд) в Республике Афганистан.
Зоной ответственности 22-й бригады в то время была южная часть Афганистана, местность, характеризовавшаяся наибольшей активностью отрядов моджахедов. Штаб 22-й Отдельной бригады специального назначения (ОБрСпН) занимался организацией разведывательных, диверсионных и других специальных операций, координацией работы с вертолетными звеньями. Действия подразделений спецназа в Афганистане и сегодня во многом засекречены. Известны успешные операции 22-й бригады по уничтожению караванов с оружием и укрепрайонов моджахедов, захвату советников из США, Франции, Германии. Первые захваченные «Стингеры» – это тоже заслуга спецназовцев 22-й бригады. В 1987 году 22-й бригаде был вручен вымпел министра обороны «За мужество и воинскую доблесть», он и сегодня хранится на территории военной час- ти и используется в праздничных мероприятих.
– В начале 1987 года в Лашкаргахе главком Южного направления генерал армии М.М. Зайцев вручал бригаде вымпел «За мужество и воинскую доблесть», – вспоминает это событие Анатолий Васильевич. – Действие происходило на плацу, над которым возвышалась трибуна, за ней стояли главнокомандующий и командир бригады. В самый разгар торжества рядом с ними пролетели три реактивных снаряда – мы подверглись обстрелу. Подобные обстрелы части тогда были не редки – все военнослужащие стояли на церемонии в бронежилетах и касках. Церемонию награждения, конечно, уменьшили по времени, но провели до конца.
Рубеж 80 – 90-х годов прошлого века ознаменовался для 22-й бригады участием в нескончаемых межнациональных конфликтах на территории СССР и за границей. В 1988 – 1989 годах в Баку бригада несла ответственность за безопасность районов с армянским населением, кроме того, бойцы спецназа выполняли задания по разоружению бандформирований в регионе.
Далее был конфликт в Нагорном Карабахе, где военные отвечали за ситуацию на армяно-азербайджанской границе. Однако участие в конфликте на стороне Азербайджана не выступало гарантом от нападений боевиков Народного фронта этой республики, действия которого, после развала Союза, становились все более дерзкими.
– В один из дней военный городок, в котором жили наши семьи, подвергся нападению бандитов, – рассказывает Анатолий Васильевич. – Боевики в масках (натянули на головы колготки) пытались пробраться незамеченными, но встретили достойный отпор с нашей стороны, потеряли несколько человек убитыми и несколько единиц техники: автомобили «Урал» и «Уаз».
Эта операция со стороны боевиков была не спонтанна, а спланирована и поддержана находящимся тогда у власти руководством республики. Убитых боевиков похоронили в Баку на площади Героев.
Ситуация накалялась. Офицеры уходили домой с оружием. У меня самого дома в кладовке висел автомат с патронами.
На крышке нашей жилой пятиэтажки стояла зенитная установка, при ней постоянно находился подготовленный расчет. Кроме того, к обороне подключились ракетчики. Они выкатили несколько ракетных установок: на плац и к КПП, показали боевикам, что их ждет в случае военных действий.
Тяжело было и то, что мы ничего не знали о завтрашнем дне. Советский Союз распался, до военных частей, находящихся за пределами России, казалось, никому не было дела, одна за другой они начинали расформировываться…
Нужно было что-то предпринимать. Наши офицеры провели совещание и решили попробовать самостоятельно вывести бригаду на Родину. Оперативная группа, во главе с начальником штаба, выехала в Северо-Кавказский округ и договорилась с командующим о том, что вся бригада передислоцируется в Ростовскую область. Получили согласие.
Сначала Азербайджан покинули наши семьи. Улетали на самолетах «ИЛ-76». В каждом по шесть-восемь семей. (Ил-76 советский и российский, тяжелый военно-транспортный самолет, предназначенный для доставки войск, оружия и другого военного оборудования).
А мы, офицеры, вместе с военной техникой двинулись следом своим ходом. В самом начале пути возникла проблема – азербайджанские военные не хотели нас выпускать со своей территории с вооружением, встал вопрос передачи оружия азербайджанской стороне. У нас было восемь БМП (боевая машина пехоты, основным назначением которой является огневая поддержка и транспортировка личного состава к месту выполнения боевой задачи), переданных в бригаду в начале 1992 года по личной договоренности командира бригады полковника А.Т. Гордеева с командиром 295-й МСД. Местное руководство мотивировало тем, что машины на балансе в части не числятся и, следовательно, принадлежат азербайджанскому народу. Пришлось с БМП расстаться, передали по акту. А предварительно слили все масло из двигателей. Уж очень не хотелось, отходя, получить в спину из своего же оружия залп огня. Машины в руках новых хозяев проработали крайне недолго, двигатели категорически отказались служить чужому государству.
А бригада тронулась в путь. Для этого за руль машин, на которых не хватало штатных водителей, посадили офицеров и прапорщиков. На границе азербайджанские пограничники попытались чинить препятствия, но комбриг скомандовал: «Вперед!» – и головная машина снесла шлагбаум. Больше ни у кого не возникло желания помешать нам уйти. Наш путь лежал через Кизляр, Волгоград, Астрахань до Новочеркасска.
Началась новая глава в истории одного из лучших подразделений теперь уже российского спецназа, – закончил рассказ Анатолий Васильевич.
В Ростовской области бригада расположилась в поселке Ковалевка Аксайского района. Началось строительство военной части и домов для семей военных.
А вскоре началась «первая Чечня». Уже в декабре 1994 года бойцы оказались в Моздоке, еще до начала активных боев отряды специального назначения вели активные разведывательные действия, в том числе готовили штурм Грозного. Не одна база боевиков была уничтожена группами 22-й бригады в районах горной Чечни.
Указом Президента Российской Федерации № 244С за массовый героизм и отвагу, стойкость и мужество, проявленные личным составом в боевых действиях по защите государственных интересов в условиях вооруженного конфликта, 22-й Отдельной бригаде специального назначения было присвоено почетное звание «Гвардейская». Бригада стала первым воинским формированием, получившим гвардейское звание после Великой Отечественной войны.
В 2012 году Анатолий Васильевич Свириденко принял решение оставить военную службу. На тот момент он занимал должность заместителя командира бригады по вооружению, то есть отвечал за содержание боеприпасов и обеспечение ими подразделений и их учет, техническое состояние, правильную эксплуатацию, ремонт и эвакуацию вооружения и военной техники, за сохранность оружия и боеприпасов на складах. Уволился из армии в звании полковника.
В настоящий момент работает начальником торгового отдела Администрации Аксайского района, а годы службы в рядах Российской Армии вспоминает с гордостью.
Елена ЦИБИЗОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!