Три явления чудотворной Аксайской иконы
Новость в рубрике: РелигияИстория Аксайской чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии хорошо известна нам благодаря исследованию заведующей отделом «Атаманский дворец» Музея истории донского казачества г. Новочеркасска Светлане Павловне Чибисовой. Занимаясь изучением истории православия на Дону, Светлана Павловна натолкнулась в Государственном архиве Ростовской области на документы, в которых обнаружила полное описание утерянной Аксайской иконы. В 2001 году исследование завершилось изданием книги «Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе».
– Я занималась историей Донской епархии, – рассказывает Светлана Павловна Чибисова. – И нашла архивные документы, рассказывающие о единственной на донской земле чудотворной иконе Божией Матери Одигитрии, которая несколько раз являлась казакам в сложные периоды истории.
Первое упоминание об иконе связано с походом казаков в составе русской армии во время войны с Польшей в царствование царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра I. Из города Вильно казаки привезли на Дон в Черкасск чудотворную Виленскую икону Богоматери Одигитрии. Подтверждение этому находим в знаменитом труде донского историка В. Сухорукова «Историческое описание земли войска Донского». В честь привезенной иконы и с благословения Московского Патриарха Никона казаки выстроили в Черкасске деревянную Одигитриевскую церковь. Но Царице Небесной, как оказалось, не угодно было, чтобы Ее икона оставалась на Дону. Богородица многократно являлась в сонных видениях многим жителям Черкасска с требованием обязательно вернуть ее туда, откуда взяли. Долгое время требование не исполнялось, потому что казакам было жаль расставаться со святыней, к тому же расстояние до Вильно составляло несколько тысяч верст.
В 1662 году на земли донцов с суши и моря напал крымский царевич Калга с большим войском и осадил их в степи на реке Тузлов. Окруженные со всех сторон, казаки дали обет, что если Царица Небесная спасет их от гибели, то они исполнят Ее Божественную волю и отвезут икону в Вильно. Отряд Калги был разбит, донцы с победой вернулись в Черкасск. Икона была отправлена с большой честью, во главе отряда поставили атамана Осипа Галактионова. В сопровождение ему дали священника Матвея и диакона Григория с тем, чтобы они всю дорогу до Москвы, куда икона была при отписке казаков отправлена прямо к царю Алексею Михайловичу с просьбой о возвращении в Вильно, обязательно служили перед святыней молебны. До отправления в путь с этой иконы местным живописцем был сделан список, который впоследствии затерялся.
Второе упоминание об иконе связано с именем первого священника из казаков, известного донского церковного деятеля, строителя Троицкой церкви в Аксае Василия Петрова. Существуют разные версии того, как икона оказалась у Василия Петрова, но известно, что он привез ее из Черкасска. Якобы получил он икону в дар во время благословения епископом Воронежским святителем Тихоном Задонским.
После гибели Василия Петрова (во время строительства в Аксае Троицкого храма священник в третий раз сорвался с лесов и разбился) икона исчезла. Василий Петров, очень привязанный к образу Богоматери Одигитрии, просил похоронить икону вместе с собой. Когда он умер, тело его нашли уже обмытым, а некоторые станичники утверждали, что видели в его доме 12 священников, обмывавших тело по-койного. Похоронили отца Василия Петрова рядом с Троицкой церковью, над могилой его была устроена часовня, которая не сохранилась. По счастью, уцелела надгробная плита, которая перенесена сейчас на другое место и находится в ограде Одигитриевской церкви.
Третье явление чудотворной иконы Одигитрии в станице Аксайской произошло в 1830 году.
– В августе началась страшная эпидемия холеры, умирали почти в каждом доме, – рассказывает С.П. Чибисова. – В то же время некоторым жителям во сне стала являться Богоматерь с указанием пойти в один заброшенный дом и взять находящуюся там икону Одигитрии, которая спасет всех от скорой и ужасной смерти. Прихожане обратились к священнику отцу Тимофею Попову, внуку Василия Петрова. Облачившись в ризу, с крестом в руках, священник, сопровождаемый множеством народа, направился к указанному дому. Вошли в комнату и там, за печью, под толстым слоем мусора, обрели драгоценное сокровище – икону Божией Матери Одигитрии. Начался крестный ход с явленной иконой вокруг станицы, молебны служились непрерывно один за другим.
Вот воспоминания урядника Василия Гуржиева, записанные им в 1888 году, во время эпидемии 1830 года ему было 16 лет: « …я был болен холерой. Когда несли эту явленную чудотворную икону, мать с помощью прислуги вынесла меня на улицу, и по ее просьбе икону приложили ко мне, после отслужения молебна покропили меня святою водою, и я сделался здоров и невредим».
Уже на третий день после явления иконы не было ни одного смертного случая и эпидемия прекратилась. В то же время в Новочеркасске холера свирепствовала. Поэтому Высокопреосвященный Афанасий, первый Архиепископ Донской, отправил священника Новочеркасской Михаило-Архангельской церкви Василия Куфаева в Аксай, чтобы привезти явленную икону. Аксайская икона была выставлена в Николаевской церкви, и перед ней непрерывно служились молебны. Затем на площади, где сейчас в Новочеркасске Александровский сад, устроили временную часовню, и в ней поставили святую икону для поклонения народа. На четвертый день эпидемия в Новочеркасске полностью прекратилась.
Все эти события требовали официального признания иконы чудотворной. Дважды ходатайствовали перед Священным Синодом о признании явленной иконы чудотворной. Во второй раз вопрос был решен положительно. Возможно, на столь быстрое решение вопроса оказали влияние личные впечатления Наследника – Цесаревича Александра Николаевича, Августейшего атамана всех казачьих войск, побывавшего на Дону в 1850 году. В станице Аксайской Его Императорское Высочество «посетил Троицкую церковь, где приложился к знаменитой иконе… затем изволил продолжать путь свой к Новочеркасску».
5 августа 1851 года Государь Император Высочайше утвердил определение Священного Синода об учреждении крестного хода с иконой Богоматери Одигитрии из Аксайской станицы в Новочеркасск 13 августа с обратным перенесением ее в Аксай 1 октября.
В 1853 году икона побывала в станицах Кривянской и Бессергеневской, а в 1866 году после первого перенесения иконы в Ростов 5 августа для избавления от тифа и холеры икона ежегодно стала приноситься в Ростов.
На месте обретения Аксайской иконы 18 мая 1891 года был заложен храм. Владелец этого участка, сотник Лотошников, пожертвовал его Церкви вместе с принадлежавшим ему недостроенным домом и денежной суммой в тысячу рублей. Через пять лет постройка была вчерне окончена и попечители обратились к Архиепископу Донскому Афанасию (Пархомовичу) с прошением благословить праздновать престольный день в Одигитриевской церкви 4 сентября, то есть «в день явления иконы, которое для их родителей было избавлением от страшной эпидемии холеры в 1830 году».
В Новочеркасском Вознесенском соборе в Одигитриевском приделе постоянно находился также список с Аксайской чудотворной иконы Божией Матери. Сама икона была написана на кипарис-ной доске непосредственно с оригинала местным живописцем Ардалионом Соловьевым.
С установлением советской власти следы иконы теряются. Не сохранились и чтимые списки с Аксайской чудотворной иконы, находившиеся в Троицкой церкви Аксая и в Новочеркасском Вознесенском соборе. Однако, по счастью, сохранился сам Новочеркасский собор, где в барабане главного купола среди медальонов с изображениями особо чтимых икон Богородицы имеется хорошо сохранившееся изображение Аксайской иконы, которое является точным списком с оригинала. Поэтому, можно с полным основанием сказать, что Аксайская чудотворная икона Одигитрии присутствует на донской земле и оказывает ей свое покровительство.
Согласно описи 1873 года, явленная икона имела жемчужную ризу, унизанную разными драгоценными камнями, с золотым венцом и короною.
В короне находились: один большой алмаз, один большой бриллиант, осыпанный шестнадцатью мелкими бриллиантами, один большой изумруд и два малых изумруда с таковыми же искрами, средней величины шесть бриллиантов, 12 алмазов и малых таковых же 13. Корона была обведена серебряной линией, на которой нанизано 40 средних алмазов, сверх короны имелся серебряный крест, в который вставлен был один средней величины изумруд и четыре алмаза. В золотом венце – три стрелы, в которых два больших алмаза и 21 малый с искрами, внизу венца 61 малый алый яхонт. На убрусе располагался большой темно-белый яхонт с девятью малыми бриллиантами, в букете около него – восемь средней величины и 25 малых бриллиантов, восемь больших и 12 средних жемчужин.
На младенце – корона с одним большим алмазом, одним изумрудом, осыпанным десятью мелкими алмазами, семь средних и 20 малых бриллиантов. Сверх короны – серебряный крест, в котором в средине небольшой изумруд и четыре алмаза, а в венце с правой стороны одна большая жемчужина, осыпанная 12 средними бриллиантами, с левой – один большой бриллиант с четырьмя средними. Под венцом 30 алых яхонтов.
На ризе Богоматери – два больших алмаза, три средних алмаза, два больших, семь средних и четыре малых бриллианта, два больших изумруда, два больших голубых яхонта, две больших бирюзы. На правом плече в букете – большой алмаз с тринадцатью малыми алмазами, вокруг букета два больших алмаза, три средних и три малых бриллианта, все обведено 17 синими яхонтами. Икона находилась в золотом окладе 84 пробы весом 70 золотников (300 г), в серебряном киоте весом 18 фунтов 12 золотников – 7,4 килограмма.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
1 Комментарий на "Три явления чудотворной Аксайской иконы"
Пресвятая Богородица спаси нас! Какая радость , что икона возвращается в Аксай . Спасибо всем.