Основные векторы развития
Новость в рубрике: ОбразованиеНа старте – девять образовательных проектов. 28 августа на базе Аксайской средней школы № 4 в рамках ежегодной августовской педагогической конференции работников образования Аксайского района состоялась работа 16 секций и трех дискуссионных площадок. Секции и площадки проходили по основным направлениям современного образования. О том, как педагоги делились опытом, живо обсуждали современные задачи образования, рассказывает заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова.
– Чем выделяется ведущая тема конференции в этом году?
– Ведущая тема конференции в этом году – «Повышение качества образования». Работа секций соответствовала основным задачам, направлениям и проблемам, которые стоят перед нами в свете повышения качества образования. Основным индикатором качества образования по-прежнему является государственная итоговая аттестация. Поэтому работа всех секций началась с анализа государственной итоговой аттестации, проведенных всероссийских проверочных работ, независимых региональных исследований по тем основным предметам, которые были выбраны федерацией и областью для оценки качества знаний детей. Этот анализ позволил педагогам и управленцам увидеть, во-первых, место каждой образовательной организации в общем рейтинге и района, и области. Во-вторых, появилась возможность сравнить результаты района по государственной итоговой аттестации. По семи предметам наш район имеет показатели по результатам ЕГЭ выше областных.
– Каковы основные векторы развития современного образования в свете повышения его качества?
– Важно отметить, что в этом году на уровне федерации стартуют девять образовательных проектов, которые определяют основные направления – векторы развития образования. Концепция «Национального проекта развития образования» разработана по поручению Президента России Владимира Владимировича Путина.
Первый федеральный проект – это современная школа. В этом проекте будут участвовать все школы федерации, области, района. Цель – повысить качество образования и добиться того, чтобы Россия была не ниже 10 места в мире по уровню образования.
Второй федеральный проект, в котором мы также будем принимать участие, называется «Успех каждого ребенка». Речь идет о развитии одаренных детей, о помощи в реализации их способностей и талантов. На уровне района эту задачу решают Центр творчества детей и молодежи, Центр профориентации и профессионального самоопределения учащихся и молодежи, школы искусств и спортивные школы района, где открыты всевозможные кружки, секции для развития одаренности в различных направлениях деятельности. Наша задача охватить 80 процентов детей в возрасте от 5 до 15 лет различными видами творчества.
Третий проект – современные родители. Если мы говорим о проблемах воспитания, то решить их без сотрудничества с родителями невозможно. Ни один проект, ни одно направление не будет работать, а мы не сможем воспитать духовно развитого и гармоничного ребенка, если родители останутся в стороне от наших начинаний. Кроме того, нынешние родители – это те учащиеся, которые окончили школы района пять, десять, пятнадцать лет назад. Задача воспитания, развития каждого ребенка может и должна решаться только совместно с родителями. Не разобщать, а объединять, родители, педагоги и дети в одной лодке! И мы рады, что на уровне России обратили на это внимание.
Четвертый проект, который также обсуждался на секциях и дискуссионных площадках, – цифровая школа. Здесь ставится задача внедрения передовых цифровых технологий в активную работу школы. В этом проекте у нас принимают участие 17 школ района.
Пятый федеральный проект – учитель будущего, предусматривающий качественную, всестороннюю, многоуровневую оценку квалификации педагога. Это новый проект, сейчас в пробном режиме он реализуется в 19 регионах страны. Проект предусматривает постоянный контроль уровня знаний и умений учителя, как в тестовом режиме, так и в качестве видеозаписей его уроков. И соответственно будут вводиться новые категории, появятся старшие учителя, учителя-методисты и т.д.
Шестой проект – молодые профессионалы – посвящен подготовке начинающих педагогов. Вопросам совершенствования молодых учителей мы и сейчас уделяем большое внимание, и здесь надеемся реализовать новые возможности в этой области.
Седьмой проект нацелен на совершенствование педагогов в возрасте от 50 лет, повышение их квалификации, освоение ими современных технологий.
Восьмой проект уделяет внимание социальной активности школы в окружающем мире. Институты добровольчества, наставничества получат в этом проекте свое дальнейшее развитие.
Девятый проект ставит задачи повышения конкурентоспособности российского высшего образования и нацеливает на раннюю профориентацию, начало освоения будущих профессий уже в школе. Недавно у нас в районе открылся центр ДГТУ, там будет проводиться подготовка к ЕГЭ, развитие одаренных детей и ранняя профориентация. Управление образования, конечно же, планирует самое тесное сотрудничество с этим центром. Одна из задач – повысить интерес к инженерным профессиям.
– Есть ли актуальные проблемы образования, присущие Аксайскому району, какие намечены пути их решения?
– Проблемы во многом у нас такие же, как и в образовательной сфере в целом. Это повышение качества образования в области естественных наук – химии, физики.
Сейчас востребовано техническое образование, инженерное, это направление приоритетное.
По-прежнему в школе ощущается нехватка кадров, нам нужны молодые перспективные педагоги. Надо растить кадры, привлекать, в том числе работать с выпускниками школ, выявляя будущих педагогов.
В наступившем учебном году мы ставим перед собой задачу увеличения числа победителей региональных олимпиад. В предыдущие годы у нас было сначала два, потом три победителя, но этого явно недостаточно, ведь успехи наших школьников также являются критерием качества полученного ими образования.
Уже несколько лет школа работает по внедрению и развитию инклюзивного образования, повышению его уровня и охвата им различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Это непростая задача. Как для самих ребят, так и для их одноклассников, родителей и педагогов. Необходимы совместные усилия по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в школьный коллектив. Кроме того, не забываем, что они нуждаются в специальных, адаптированных программах обучения, учитывающих особенности их развития. И, главное, школа должна дать таким учащимся максимально возможный уровень знаний и умений, ведь принцип повышения качества образования остается основным и для инклюзии.
Образование Аксайского района продолжает реализовывать федеральные государственные образовательные стандарты. В дошкольном образовании этот процесс развивается уже три года, давая возможность повысить качество дошкольного образования. В школе в рамках ФГОС уже второй год преподается предмет «Астрономия». Для формирования научного мировоззрения, для изучения космоса и понимания нашего места в этом мире, астрономия очень важна и нужна. Не забыто и духовно-нравственное воспитание, без которого научное познание зачастую схоластично. Кроме предмета «Основы православной культуры» в обязательном порядке будет изучаться новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Региональный компонент также будет реализовываться, изучаться культура народов Дона. Важно, что курс этот не факультативный, он будет оцениваться и оценка пойдет в аттестат.
Необходимым мы считаем еще одно начинание – на базе ЦДТМ открывается центр гражданско-патриотического воспитания. Тема эта сложная и тонкая, поэтому сейчас мы ищем пути ее корректной и эффективной реализации.
Задач много, обсуждение их на секциях и дискуссионных площадках августовской учительской конференции было заинтересованным и плодотворным, и дало хороший творческий заряд перед началом учебного года.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!