Развивающее обучение в современной школе
Новость в рубрике: Достижения, ОбразованиеФедеральные государственные образовательные стандарты ставят перед школой задачу воспитания всесторонней личности, способной самостоятельно развиваться, искать ответы на сложные современные вызовы. Различные системы и подходы к образованию реализуются в наших школах, некоторые из них появились сравнительно недавно, другие зарекомендовали себя в течение длительного времени. Одно из известных – система развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова – отметила в прошлом году свое 60-летие, при этом и сегодня оставаясь востребованной не только в российских школах, но и в учебных заведениях Белоруссии, Казахстана, Молдавии, Узбекистана. В Норвегии используют учебники Л.В. Занкова по математике, интерес к этой системе проявили в США и Японии, Израиле, Австралии и Бразилии, а в 2016 году китайские ученые увезли весь комплект учебников с целью перевести и адаптировать для своей системы образования. О том, как эта система реализуется в Аксайском образовании и что она дает детям, мы ведем беседу с учителем начальных классов гимназии № 3 г. Аксая Юлией Викторовной Пиняевой.
– Комплект учебников, а это более 40 методических пособий, по системе Л.В. Занкова, к сожалению, не включен Министерством образования и науки в федеральный перечень учебников (ФПУ), рекомендованных к использованию при реализации образовательных программ. Причины сложившейся ситуации до конца не ясны, кто-то говорит о недоразумении с документами при подаче на утверждение в ФПУ, кто-то о чинимых препятствиях со стороны Минобрнауки. Сейчас данная программа реализуется в российских школах как экспериментальная. Как это проходит в гимназии № 3 города Аксая?
– Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова создал всероссийскую экспериментальную площадку, членом которой являемся и мы, поскольку в свое время мы состояли в обществе педагогов, содействующих развивающему обучению Л.В. Занкова, – говорит Ю.В. Пиняева. – Те, кто долго работает по данной программе, откликнулись и приступили к работе в этой экспериментальной площадке. Наша задача – помочь на практике опробовать систему в контексте требований ФГОС, то есть, подтвердить, действительно ли система работает и дает высокие образовательные результаты. У нас составлен определенный график, по которому работает площадка, мы проводим диагностику, дети выполняют контрольные работы, и мы отсылаем их в научно-методический центр им. Л.В. Занкова. В издательстве «Федоров» в этом году нам удалось приобрести новые учебники и рабочие тетради по этой программе.
– То есть, фактически, вы тестируете систему Л.В. Занкова заново в современных условиях российской школы?
– Мы продолжаем по ней работать, у меня это уже четвертый класс, который я веду по данной программе. И учебники все современные – обновлены под действующие стандарты обучения. Тетради для творческих работ, тетради на печатной основе для повседневных занятий – это все есть. И мы, надеялись, взяв эту программу в 1 классе, что к 4 вопрос с учебниками решится. Но пока ситуация не изменилась. Это очень тревожит приверженцев занковского развивающего обучения, на деле узнавших, как работает программа и что она дает детям.
– Каковы основные методические принципы и особенности системы Л.В. Занкова?
– Есть принципы, которые Л.В. Занков в свое время, как психолог, ученый, выработал. Это принцип быстрого прохождения материала; приоритет первичности научных, теоретических знаний; более высокий уровень обучения и дидактического материала (заданий), чем это принято в традиционной школе; отсутствие разделения на «слабых» и «сильных» учеников, развитие каждого ребенка, доступность обучения для всех детей; формирование у учеников мотивации к обучению через эмоциональную сферу, исследовательскую деятельность, творческий подход.
По системе Л.В. Занкова в России в 2014 году обучалось 13 процентов всех российских школьников первых – четвертых классов, это 500 тысяч учеников и 12 тысяч учителей. Система учит добывать знания самостоятельно, а не заучивать и запоминать готовый материал, воспитывает людей с высокой коммуникативной культурой, обладающих широким кругозором, умеющих самостоятельно принимать решения в новой ситуации.
Дифференцированный подход выражается, в частности, в широком подборе вариантов различных заданий, в том числе, по гендерному признаку, то, что будет более интересно мальчикам или девочкам с учетом психологических особенностей и нюансов восприятия материала. В программе нет уроков повторения материала, как в классической школе, где 10 – 15 уроков обычно отводится на повторение. Но программа Л.В. Занкова устроена так, что она как бы идет по концентрическому принципу, изучая тему в первом классе, мы повторяем ее во втором, добавляя новое.
Эта программа заставляет детей думать, материал дается им не в готовом виде, а через практические упражнения и собственные попытки ребенка сделать выводы из какой-то затруднительной ситуации. Используется прием коллизии, когда ребенок, решая задачу, которую ставит перед ним учитель, приходит к составлению определенного правила или закономерности сам. Программа, тем самым, воспитывает исследовательские навыки, самостоятельность, пытливость ума.
– Каковы результаты обучения по этой программе, что она дает школьникам?
– Обычно о высоких результатах обучения говорят учителя средней школы, к которым приходят учащиеся после 4 класса. Они замечают, что ребята, которые учатся по занковской системе, отличаются пытливостью ума, творческим подходом к изучаемому материалу, готовностью воспринимать новое. Некоторые преподаватели средней школы удивляются, что мы изучаем в начальной то, что они проходят по классическим программам в средней. Но у нас весь материал подается ребятам настолько интересно, что они, приучаясь к поиску, исследованию с первого класса, легко решают и более сложные задачи. И результаты, которые ученики показывают на олимпиадах, на контрольных и проверочных работах, очень высокие. При этом я, как учитель, не выбираю какие-то специальные классы или «сильных» детей. В классе учатся разные дети.
– Чем программа Л.В. Занкова импонирует вам, как учителю?
– Учителя, работающие по системе Л.В. Занкова, конечно пытаются ее сохранить. Прежде всего, она показывает высокие результаты, воспитывает нестандартных, интересных, творческих детей. Она направлена на развитие всесторонней личности и прививает любовь к учебе, интерес к ней. Для детей, занимающихся по программе Л.В. Занкова, учеба – это захватывающее путешествие, исследование, это удивление и радость познания мира, эмоциональной включенности в него и в процесс обучения. И работать с такими детьми приятно и интересно. Кроме того, учителя, которые работают по системе давно, участвуют в слетах, всероссийских конференциях, состоят в обществе педагогов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Все последние научно-методические новинки мы изучаем, участвуем в курсах повышения квалификации учителей, где авторы учебников работают с нами. Такое взаимодействие очень полезно, оно вносит живые нотки в процесс обучения, то есть учителей у нас учат в той же исследовательской парадигме, как и учеников.
– К сожалению, ситуация с учебниками коснулась не только системы Л.В. Занкова, но и, например, учебников по краеведению, истории Дона и т.д. Удается ли внедрять региональный компонент в программу?
– Система Л.В. Занкова предполагает большой объем внеурочной деятельности, это заложено в нее изначально. У детей должна быть возможность как можно больше увидеть, узнать, потрогать руками, ощутить на себе. У нас в классе также есть курс «Доноведение», учебник под редакцией Е.Ю. Сухоревской. Мы с ребятами очень много путешествуем, в Аксае посетили все музеи, причем это не только экскурсионные программы, но и интерактивные, когда дети активно участвуют в происходящем. Мы были в Азове, накануне вернулись из станицы Пухляковской. В Новогодние каникулы дети ездили в Москву на Кремлевскую елку. Мы максимально пытаемся использовать возможности, предоставленные гимназией и программой обучения, увидеть свою страну. Когда ты видишь сам, то лучше понимаешь, за что можно любить страну, в которой живешь. Ты не со стороны слушаешь чужое мнение, а делаешь свои собственные выводы. И потом дети пишут сочинения, делают проекты, презентации, макеты по этим экскурсиям, максимально стараются рассказать о том, что увидели, передать свои впечатления, воплотить их в жизнь, чтобы лучше понять и запомнить, прочувствовать.
– Программа Л.В. Занкова уделяет большое внимание гуманитарным наукам, привитию детям нравственных принципов, воспитывает умение отстаивать свое мнение. Насколько эти качества важны для современной школы?
– Гуманитарные принципы, изучение культуры не только своей, но и общей, на мой взгляд, очень важны. У нас, например, замечательные учебники по литературе, которые знакомят с произведениями, помогающими детям выработать свою собственную жизненную позицию. И, конечно, позиции надо уметь отстаивать, защищать свое мнение. Но мы учим ребят делать это корректно, ведь не только важно иметь свое мнение, но и уважать мнение других, чужую позицию, чужую культуру, веру. В многонациональной России это важный фактор. Поэтому, на мой взгляд, здесь как никогда полезен занковский подход – на основе полученных знаний сформировать свое мнение и суметь его корректно преподнести другим.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!