Берегите самое дорогое
Новость в рубрике: Образование, Человек и законЧеловек не успевает за скоростью времен и реагирует на них стрессом… Когда мы смотрели выпуски новостей, рассказывающие о расстрелах в американских школах, даже не подозревали, что этот ужас может докатиться и до нашей страны. Пермь, Улан-Удэ и, наконец, Керчь…
Страшная трагедия, произошедшая 17 октября, унесла жизни более двадцати человек. Во многих городах России несли игрушки и свечи в память о тех, кто ушел учиться и не вернулся домой.
В прошлую среду студент политехнического колледжа Владислав Росляков устроил в учебном заведении взрыв и расстрелял учащихся и преподавателей учебного заведения.
Как пишет «Российская газета», спецслужбы настораживает поразительное сходство теракта с событиями, произошедшими 19 лет назад в США. Детально совпадает одежда, преступник несет сумку с взрывным устройством и ружье, суицид в библиотеке и даже положение тела стрелка после расправы над самим собой.
У преступника было разрешение на обращение с оружием. Он даже прошел обучение по правилам безопасности обращения с оружием. Поразительно, но факт, юноша вынашивал свой кровавый план, готовился к совершению теракта, испытывал взрывчатку на пустыре… И никто этого не заметил. Покупка оружия и патронов, получение разрешения…Все это не вызвало подозрений. Стрелок прошел медицинскую комиссию…
Сеть Интернет пишет, что керченский стрелок был довольно замкнутым человеком, у него не ладились отношения с однокурсниками, он их ненавидел и мечтал отомстить. Откуда такая агрессия?
В интервью «Российской газете» генеральный директор ФГБУ «НМИЦ ПН имени В.П. Сербского» Минздрава России Зураб Кекелидзе рассказал:
– Независимо от того, кем был керченский убийца, один ли он действовал или с сообщниками, мы должны понимать, что имеем дело с крайним проявлением депрессии – нового вида психического заболевания, которое к 2021 – 2022 годам выйдет на второе место по массивности после сердечно-сосудистых заболеваний.
Есть причины наступления депрессии на сознание человека – изменение климата, стремительное внедрение высоких технологий, рост населения. Человек не успевает за скоростью перемен и реагирует на них стрессом, который считается «чихом» и запускается до депрессии – новой угрозы психике человека.
В Керчи убийцей оказался не террорист-смертник и не маргинал, а «обычный студент». Насколько он был «обычным», установит судебно-психиатрическая экспертиза. Однако то, что он интересовался оружием, был замкнут и, возможно, имел конфликт с преподавателем, – говорящие детали депрессивного поведения, – рассказал РГ специалист.
Трагедию в Керчи прокомментировал Владимир Путин. Его слова передал «Первый канал»: «Судя по всему, результат глобализации, как ни странно. Вот, в соцсетях, в Интернете мы видим, что целые сообщества созданы. Все началось с известных трагических событий в Соединенных Штатах, в школах Соединенных Штатов. Молодые люди с неустойчивой психикой каких-то лже-героев для себя создают. Это значит, что мы все, вместе взятые, не только в России, в мире в целом, плохо реагируем на изменяющиеся условия в мире. Это значит, что мы не создаем нужного, интересного и полезного контента для молодых людей. И они хватают вот этот суррогат героизма. И это приводит к трагедиям подобного рода».
Что происходит с нашим обществом? Как защитить детей? Что влияет на психику подростков? Какова система безопасности в школах? Чтобы получить ответы на все эти вопросы, возникающие один за другим на фоне керченской трагедии, мы отправились в Аксайскую СОШ № 2 и встретились с директором образовательного учреждения И.Д. Колыбельниковой.
Ирина Дмитриевна со вниманием нас встретила и рассказала о системе безопасности в школе и о том, какую работу проводят учителя и психологи с детьми.
– В нашей школе введен контрольно-пропускной режим. На входе в учебное заведение установлены турникеты, проход через которые учащихся и сотрудников осуществляется с помощью индивидуального «ключа». Информация о том, кто прошел, отображается на экране монитора. Кроме того, около каждого входа дежурит охранник ЧОПа. Он находится на посту с семи до 19 часов. Ночью дежурит сторож. Установлены камеры наружного и внутреннего видеонаблюдения, есть так называемые «горячие клавиши» для вызова сотрудников Росгвардии. Несколько раз в день осуществляется обход здания и территории. В школе есть паспорт безопасности по антитеррористической защищенности, в котором заключен план совместной деятельности с ФСБ, Росгвардией, полицией.
Уделяется большое внимание повышению бдительности у учащихся и сотрудников школы. Так, в прошлом году во время спортивных соревнований кто-то из детей оставил на заборе сумку. Мы не стали трогать подозрительную вещь, вызвали полицию.
23 октября было проведено совместное заседание Совета школы и общешкольного родительского комитета по вопросу безопасности образовательного учреждения, на котором были рассмотрены вопросы повышения эффективности работы охранного агентства, введения системы смс-оповещения родителей о том, когда ребенок пришел в школу и когда покинул учебное заведение, – рассказала нам Ирина Дмитриевна. Она отметила, что в ближайших планах по антитеррористической защищенности школы стоит вопрос о замене «горячих клавиш» на кнопки тревожной сигнализации при входах в школу и установке домофонов на входные двери.
Школа уделяет большое внимание вопросам безопасности учащихся. Ребят знакомят с техникой безопасности, объясняют, как надо вести себя во время чрезвычайной ситуации – при перестрелке, массовых беспорядках, захвате террористами. Раз в три месяца проводятся учебные эвакуации. Организуются тренинги, на которых педагоги рассказывают ребятам, что такое терроризм, как он возникает. Детей учат говорить «нет» подозрительным людям, и вести себя так, чтобы преступники не смогли их завербовать в свои ряды.
По всему зданию учебного заведения развешана социальная реклама с лозунгом: «Не будь марионеткой в руках террористов».
Во время учебного года в школе проводятся различные мероприятия. Этой осенью была проведена акция «Молодежь Дона против терроризма», активисты раздавали листовки с признаками вербовки.
3 сентября в школе прошел День памяти жертв Беслана, а 11-го вспоминали трагедию в США. Все эти мероприятия не только напоминают о пережитом горе, но и вызывают чувство сострадания у детей. О морали и нравственности речь идет и на классных часах, и на уроках. Каждый педагог в рамках своего предмета, так или иначе, касается этой темы.
– Большую опасность таят в себе Интернет и телефон. Психологи проводили для наших родителей занятия по безопасности в сети, рассказывали, как можно ограничить доступ ребенка в Интернет, контролировать посещение сайтов. В планах – проведение уроков безопасности по всем классам, – делится с корреспондентом директор школы.
К разговору подключается педагог-психолог Т.В. Мельникова. Нас интересует, почему дети погружаются в компьютерные игры и как влияют на детскую психику виртуальные «стрелялки». Могут ли они стать причинами безудержной агрессии подростков, которые берут в руки настоящее оружие?
– Зачастую ребенок пытается найти в играх замену семейного или дружеского общения. Порой дети не имеют возможности поделиться своими чувствами и переживаниями и начинают искать общение и поддержку в играх и социальных сетях. А там, естественно, могут подвергаться какому-то негативному влиянию на психику, – говорит Татьяна Владимировна, – Необходимо дать ребенку возможность комфортного общения с родными. Родителям нужно своим собственным примером показывать способы решения конфликтов без агрессии.
Общение с компьютером – проблема глобальная, над ней думают ученые, психологи. Абсолютно лишить детей компьютерных игр не получится. Современное поколение выросло в век информационных технологий, у них совсем другое мышление. Запрет может вызвать конфликт и непонимание в семье. Нужно пытаться договариваться с ребенком. Если родители замечают, что компьютер влияет на морально-нравственные устои семьи, то нужно объяснить, как игры могут негативно повлиять на сознание. Если у ребенка все в порядке, на первом месте семья, учеба, занятия по интересам, то чрезмерно тревожиться не нужно. Если же увлечение игрой выходит на первый план, то, конечно, пора принимать меры.
Что касается агрессии, то нужно следить, как сын или дочь реагирует на события. Если в какой-то момент родители начинают понимать, что поведение переходит рамки дозволенного, и семья не в состоянии справиться с агрессией, то опять же, необходимо обращаться к специалистам, попытаться найти причину такого поведения и исправить ситуацию.
В наших силах – сформировать интересы ребенка, показать возможности, где он сможет себя реализовать, чтобы ему не захотелось искать себя в Интернете или компьютерных играх. Сейчас практически в каждой школе есть кружки и дополнительные занятия.
В школе мы ведем работу с детьми, находящимися в группе риска, в трудной жизненной ситуации. Мы беседуем и со школьниками, и с их родителями, делаем все возможное, чтобы исправить поведение учеников. Помогают в этом и лагеря для трудных подростков. Дети возвращаются оттуда совсем другими, становятся самыми обычными, как будто и не было проблем с дисциплиной, – рассказывает Татьяна Владимировна.
Как часто мы ссылаемся на занятость, все время куда-то бежим и даже не замечаем, как утрачиваем доверие собственных детей. Считается, что накормили, напоили, телефон купили, значит, свою функцию выполнили. А поговорить по душам? А выслушать жалобу? А научить верить в добро и дружбу? И странное дело, почему ребенок подрос и перестал с нами разговаривать? Почему он доверяет секреты только друзьям или целыми днями проводит за компьютером? А где мы были, когда дите взахлеб рассказывало о своих впечатлениях или делилось проблемами? Удрученные своими собственными заботами, мы отмахиваемся от детей, откладывая разговор на потом.
Странное дело, но мы часто перекладываем заботу о нравственном воспитании детей на детские сады и школы. Мы забываем, что воспитание детей – прежде всего наша обязанность. Мы не задумываемся, какие фильмы и программы смотрим в присутствии детей, какие слова произносим. А потом искренне удивляемся, что сын выражается нецензурной бранью, начинает курить, пробует алкоголь, берет в руки автомат. Может быть, пора начинать воспитание детей с изменения себя?
Ксения ХОРОШИХ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!