Приятного аппетита, гимназисты!
Новость в рубрике: ОбразованиеЭлектронная столовая кормит 1500 школьников Аксайской гимназии № 3. Питание в школе – тема для системы образования далеко не основная. Качественно, эффективно и современно смогли организовать питание учащихся в Аксайской гимназии № 3.
– В гимназии работают по инновационной программе Аксай.in, это пока единственная школа в Аксайском районе, где действует система электронной столовой, – рассказывает заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Андрей Константинович Кучеренко. – Электронная столовая – это новейший способ безналичного расчета в школьной столовой и буфете. Оплата за продукты производится при помощи пластиковой карты, которая является ключом к средствам, предназначенным для питания. Эта система позволяет родителям не только контролировать как расходуются средства, но и когда и что покушал ребенок, какое он выбрал меню. Для гимназии в прошлое уходит то время, когда школьники покупали вредную для юных желудков продукцию, расходуя родительские деньги не по назначению и зарабатывая себе гастриты.
Завуч по воспитательной работе Наталья Викторовна Уртаева рассказывает о работе школьной комиссии по питанию, председателем которой она является. Комиссия следит за правильной организацией и качеством питания, решая все вопросы коллегиально – педагоги, представители профсоюзной организации, члены родительского совета и дети от гимназического сообщества – знакомятся с меню, которое обновляется каждые две недели, оценивают внешний вид блюд, пробуют их на вкус и, конечно, оценивают собственное состояние после потребленной пищи. И все это помимо профессиональной оценки качества питания, которую регулярно проводит санитарно-эпидемиологическая служба, беря пробы, смывы, в лабораторных условиях изучая состав пищи.
– У нас нестандартная организация, мы не только имеем самую большую школьную столовую в районе, но и особо организованный процесс школьного питания, – рассказывает Наталья Викторовна. – Система инновационной школы, в которую мы входим, позволила внедрить в гимназии электронную проходную и электронную столовую. Программно-аппаратный комплекс электронной проходной позволяет педагогам и родителям контролировать время посещения детьми учебного заведения. Учащиеся входят в школу по специальным брелкам-карточкам, которые одновременно являются и картами для оплаты питания в школе. У каждого ребенка есть свой счет, родители его пополняют.
Оплату питания младшеклассников осуществляют классные руководители. В основном это комплексный завтрак и обед, который накрывается для всего класса, и дети коллективно принимают пищу. Как только произведена оплата, родители получают СМС с указанием, когда и что съел ребенок. В специальной программе родители имеют возможность отследить, какие блюда входили в комплексный обед.
Дети старшего школьного возраста, начиная с 8 класса, имеют возможность питаться индивидуально, выбирая понравившиеся блюда и их сочетания. Кроме традиционных завтраков и обедов в школьной столовой широко представлена свежая выпечка. Ребенок в столовой сначала подходит к специальному терминалу, на котором выбирает понравившиеся блюда. Потом оплачивает их карточкой, привязанной к счету, пополняемому родителями, и, наконец, с полученным чеком идет на раздачу, где получает выбранный набор блюд. И в этом случае, как только оплата произошла, родители получают сообщение, на что были потрачены средства, какие блюда куплены.
В начальной школе, начиная с первого класса, ведется курс о правильном питании, который читают классные руководители. В гимназии обязательно проводят регулярные беседы с детьми и родителями, разъясняют полезность горячей, полноценной пищи, ее преимущество перед фасфудом. Здесь не забывают рассказать и о заболеваниях желудочно-кишечного тракта, связанных с неправильным питанием в детском и подростковом возрасте. Классные часы, беседы, общение с педагогами помогают детям понять принципы здорового питания, ориентироваться в продуктах, полезных для здоровья. Девочки на уроках технологии учатся готовить, узнают о свойствах продуктов, изучают таблицы калорийности пищи. Они готовят сообщения и доклады для других учащихся, делятся полученными знаниями. А еще в гимназии ежегодно проводится месячник здорового питания.
Для всех это очень удобно. Учителям не надо постоянно собирать деньги с родителей, дети обеспечены необходимой суммой безналичных средств на своем счету, а родители уверены, что эти средства будут потрачены на полезную, сбалансированную, вкусную и питательную еду. Причем ребенок может не только пообедать в школе, но и позавтракать, вкусно и безопасно перекусить, выпить витаминизированные напитки.
– Мы работаем по этой системе уже второй год, – говорит Н.В. Уртаева, – сохраняя для ребят возможность расплачиваться в столовой не только с карточки, но и наличными деньгами. Но планируем от наличности отказаться, как только дети полностью привыкнут. Пока делать выбор основных блюд у нас могут только старшеклассники, ученики 1 – 7 классов получают комплексные обеды, им накрывают столы на целые классы. Расписание потребления пищи строго расписано и регламентировано, чтобы в столовой не было толкотни, ведь у нас в школе учится около 1 500 детей. Из-за большой численности учащихся мы не можем обеспечить младших школьников возможностью самим выбирать себе блюда. Нам не хватит на это ни времени, ни персонала.
Меню у нас разнообразное, есть первые, горячие вторые блюда, всевозможные напитки, свежая выпечка, которую делает работающий в столовой повар-кондитер. Дети берут разные блюда, как можно наблюдать в программе электронной столовой, – это и макароны, и гречка с подливками, супы, биточки, котлеты.
Цены у нас не высокие, но такие, на которые вполне можно нормально покормить детей. Комплексный завтрак стоит 60 рублей, а обед – 90. Обязательно наличие свежих овощей, третьих блюд из свежих или свежезамороженных ягод, а также йодированной продукции – хлеба и соли.
Бесплатное питание получают дети из малоимущих семей, списки предоставляет УСЗН, они уточняются дважды в год – в сентябре и январе, чтобы никто не был забыт. На каждого льготника выделяется 35 рублей, сумма в этом году в два раза выше, чем была до этого, что позволяет один раз в день полноценно накормить ребенка. В программе электронной столовой можно отследить, какое питание получают льготники, например, в день посещения мною школы это был пшеничный хлеб, гречка и биточки из говядины, чай с лимоном и сахаром. Если есть такая финансовая возможность, дети докупают себе что-то к бесплатному обеду. Кроме того, у семей со скромным достатком и у самих детей есть выбор, есть ли ему завтрак и обед или только завтрак, а, может быть, буфетную продукцию, которая свежайшая и недорогая.
Ничто так не убеждает в пользе горячего питания, как его аппетитный вид и манящий запах. Дорогу к столовой найти легко, оттуда чувствуются привлекательные ароматы и детишки с удовольствием спешат в большой уютный зал. У терминала на входе стайка девочек, выбирают, что кому по вкусу. Директор производства столовой Людмила Васильевна Потапова довольна активностью детей, ведь питаются почти 100 процентов школьников. Меню готовят разнообразное. Первые блюда: гороховый, рисовый, фасолевый, макаронный, с фрикадельками, рассольник, борщ – каждый день новый супчик. А вторые блюда можно выбрать из трех вариантов, как и разный гарнир. Витаминизированные компоты, чай с лимоном, какао, кофейный напиток предлагают детям заботливые работники кухни.
– Готовим мы от души, стараемся, – говорит Людмила Васильевна Потапова, – коллектив у нас хороший, все десять работников очень старательные, ответственные люди. Вот уже два года школа заключает договор с индивидуальным предпринимателем Н.В. Назаренко, которая организует доставку продуктов и платит зарплату работникам столовой.
Такой подход в организации питания удобен школе, поскольку всегда можно выбрать лучшего организатора питания, ответственного за свою работу. И для школы хлопот намного меньше, чем иметь собственное кухонное производство.
Педагоги отслеживают, какие блюда и продукты пользуются у детей популярностью. В последнее время дети неохотно берут на обед красную рыбу, значит, придется корректировать работу по пропаганде здорового питания, ведь рыба – это необходимые для работы организма и, особенно мозга, фосфор и кальций.
Стайка девочек, выбравших блюда у терминала, рассаживалась за столы. Старшеклассницы не торопились, расставляя перед собой тарелки, перемена большая и есть время спокойно пообедать. Приятного аппетита, гимназисты!
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!