Школа и противодействие современным угрозам
Новость в рубрике: ОбразованиеБезопасность образовательной среды обсудили на Совете Управления образования.
Современный мир, где многими процессами можно управлять дистанционно, используя компьютерные технологии и специальные средства манипуляции сознанием, таит в себе множество угроз. И не всегда эти угрозы легко различимы и понятны нам, взрослым. Как защитить детский мир от вторжения насилия и жестокости, помочь избежать коварных ловушек, превращающих подростков и молодых людей в легко управляемые объекты чужой воли и опасного манипулирования? Об этом и других животрепещущих вопросах безопасности школьников, 24 октября шел разговор на Совете Управления образования Администрации Аксайского района.
Открыла совещание первый заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова, которая подчеркнула важность темы, напряженность политической обстановки в мире и участившиеся в последние годы случаи нападения в российских школах.
Об актуальных проблемах безопасности жизнедеятельности учащихся в образовательных организациях района рассказал заместитель начальника Управления образования Андрей Константинович Кучеренко. Он отметил, что актуальность проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности в образовательной сфере обусловлена растущей динамикой опасных ситуаций в образовательных учреждениях, террористическими актами, случаями экстремизма, травматизма.
В Аксайском районе более 17 тысяч обучающихся, воспитанников и педагогов, что составляет примерно шестую часть населения, а с учетом членов их семей – это около половины жителей района.
Мнение эксперта:
Наталья Валериевна Треушникова, психиатр, президент Союза охраны психического здоровья:
«В этих условиях всем очень внимательно надо относиться к анализу конфликтных ситуаций, к любому проявлению агрессии в поведении подростка».
Школа является сосредоточением активности, местом, где большую часть времени проводят тысячи детей, подростков, юношей и девушек. И поэтому безопасность образовательного пространства – одно из главных условий деятельности любого образовательного учреждения. Современная жизнь доказала необходимость создания безопасных условий существования всех участников образовательного процесса и требует обучения сотрудников, родителей и учащихся безопасному образу жизни.
А.К. Кучеренко рассказал, что проверка учебных заведений района в преддверии заседания Совета Управления выявила как положительные черты, способствующие безопасности воспитанников и учащихся образовательных организаций, так и недостатки, многие из которых неразрешимы силами только лишь Управления образования.
Большое внимание Управление образования уделяет не только физической охране учащихся, включающей в себя строгий пропускной режим, действующий во всех образовательных организациях района, тревожные кнопки, наличие вахтеров и охранников и т.д., но и подготовке преподавателей и другого персонала учебных организаций к действиям в экстремальных условиях.
Для педагогов организуются и курсы, направленные на обеспечение безопасности учебного процесса, жизнедеятельности обучающихся. Не только узкие специалисты, имеющие дело с основами безопасности жизнедеятельности, но и остальные педагоги вовлечены в обучение основ безопасности.
В 2017 – 2018 учебном году были организованы и проведены курсы «Оказание первой помощи гражданам РФ и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью». Обучены 401 человек, что составляет 55,8 процента педагогов Аксайского района. В 2018 – 2019 учебном году планируются курсы по данной тематике для 226 человек. В 2018 году 82 педагога прошли обучение по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, с целью активного выявления групп риска суицидального поведения и лиц с подозрением на наличие психических расстройств, своевременной организации психолого-педагогического сопровождения учащихся и оказания медико-социальной помощи. Из них 60 человек – педагоги и психологи общеобразовательных учреждений, 20 – педагоги дошкольных образовательных организаций, два – педагоги учреждений дополнительного образования детей. Также для педагогов провели курсы, посвященные общим вопросам безопасности детей, профилактике терроризма, экстремизма, которые прослушали 47 человек, что составляет шесть процентов педагогического состава района. Преподаватели ОБЖ и другие категории педагогов ежегодно проходят различные курсы по безопасности и оказанию помощи в чрезвычайных ситуациях.
Правонарушения и преступления происходят в основном в свободное от учебы время, а также как показывает практика, детьми, не занятыми в дополнительном образовании. Согласно запросу Управления образования о занятости детей во внеурочное время общеобразовательные организации показали, что всего 56 процентов обучающихся посещают учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Учреждения подведомственные Управлению образования – 31 процент, отделу культуры – 13 процентов, занимаются в коммерческих организациях – 16 процентов.
В районном банке данных детей «группы риска» на 1 октября 2018 состоит 112 человек. В 2017 году состояло 63 ребенка.
Большую роль в работе с детьми из «группы риска», находящимися в сложном жизненном положении, испытывающими различные стрессы, подверженными влиянию социальных сетей информационной системы Интернет, играет наличие в школе профессиональных психологов, социальных педагогов. К сожалению, не все учебные организации имеют ставки психологов, а зачастую даже там, где такие сотрудники есть, они настолько загружены бумажной работой, что на общение с детьми времени почти не остается. А выявление проблем ребенка, анализ его поступков, склонности к замкнутости, агрессии, девиантному поведению, требует длительного наблюдения и общения.
Как пример большой работы по обеспечению безопасности школьников, профилактике случаев, травматизма и опасных ситуаций, был представлен опыт Рассветовской средней школы, учитывающий разные аспекты жизнедеятельности школы, учащихся и педагогов. Здесь и грамотно организованный пропускной режим, и правила внутреннего распорядка, и курсовая подготовка педагогов и учащихся, и рекомендации по безопасности в реальной жизни и в Интернете, расположенные на сайте учебной организации, и создание условий максимальной безопасности на пути от дома до школы и обратно.
Случаи нападения в учебных заведениях
В 2017 – 2018 годах по сведениям ТАСС-ДОСЬЕ таких случаев произошло 18. Вот наиболее вопиющие из них:
5 сентября 2017 года в городе Ивантеевке Московской области в школе № 1 15-летний старшеклассник открыл стрельбу в классе и напал на учительницу с кухонным топориком. В результате возникшей паники трое учащихся выпрыгнули из окна, один из них получил перелом. Открытую черепно-мозговую травму получила учительница.
15 января 2018 года в школе № 127 Мотовилихинского района Перми произошел инцидент с применением холодного оружия. По версии следствия, учащийся 10-го класса и его несовершеннолетний знакомый (бывший ученик этой же школы) вошли в одну из аудиторий, где проходил урок для учащихся 4-го класса, и умышленно нанесли ножевые ранения девяти ученикам и учительнице. Нападавшие также ранили друг друга, были госпитализированы, после выписки их отправили в СИЗО.
19 января 2018 года в школе № 5 в поселке Сосновый Бор близ города Улан-Удэ, Бурятия, подросток напал с топором на учеников и учительницу, а также попытался поджечь здание. В результате инцидента получили ранения шесть детей и учительница. Нападавший предпринял попытку самоубийства.
Однако даже самое лучшее и современное учебное заведение не может обеспечить в своих стенах ни профессиональную охрану, способную сдержать нападение террористов, ни квалифицированное психологическое наблюдение за учащимися, ни отслеживание и анализ деятельности ребенка в Интернете и социальных сетях. Все это невозможно не только из-за нехватки времени у педагогов, основная функция которых все-таки обучение, а не охранная деятельность, но и по иным причинам, ведь, например, отслеживание деятельности учащихся в Интернете требует специальных навыков, которыми зачастую владеют лишь специально обученные сотрудники правоохранительных органов.
Среди педагогов вызвал активную дискуссию вопрос: «В большинстве учебных организаций эффективно действуют профилактические меры по обеспечению безопасности. Но что реально может противопоставить школа неожиданному вооруженному нападению?»
К сожалению, в современных условиях противопоставить особо нечего, о чем и говорят случаи нападений и насильственных действий в учебных заведениях. По мнению учителей, школа не может нести ответственность, а тем более в одиночку, за последствия подобных случаев.
Многие педагоги, открыто высказывая свое мнение, указывали на такие проблемы, как недостаточное финансирование охранных мероприятий, отсутствие рамок металлодетекторов на входе в учебные заведения, нехватка времени у педагогов для общения с детьми и их семьями, а также элементарное незнание многих существующих в современном мире угроз, недостаточная подготовка педагогов в области психологии, конфликтологии.
Информационно содержательным и практически полезным было выступление педагога-организатора Центра творчества детей и молодежи Аксайского района Анны Николаевны Кулик, которая рассказала о современных интернет-угрозах – сайтах продавцов наркотических веществ, группах и движениях в социальных сетях, подбивающих подростков к совершению преступлений и суицидальных действий. Одно из таких движений – скулшутинг – началось с массового убийства в школе Колумбайн, подготовленное и совершенное двумя учениками этой школы. Если проанализировать некоторые случаи нападений, произошедшие в учебных заведениях России в последние два года, в том числе случай в Керчи, то можно увидеть, что они совершены по аналогичным схемам. Не менее опасное интернет-преступление – кибербуллинг – представляет собой виртуальный террор в подростковой среде, а именно публикация и распространение в сети оскорбительных текстов, видео и фотографий, угроз. Нередко интернет-угрозы переходят в насильственные действия в реальной жизни.
По итогам совещания педагоги пришли к выводу, что в деле предотвращения опасных ситуаций, случаев насилия в детской и подростковой среде, нападений в школах, надо работать в тесном контакте всем структурам, отвечающим как за безопасность граждан, так и занимающимся воспитанием подрастающего поколения. Только совместными усилиями можно предотвратить надвигающиеся угрозы, научить педагогов, учащихся и родителей правильному поведению в опасной ситуации, привить иммунитет к манипуляции сознанием, вовлечению в преступные действия и девиантному поведению, суицидальным действиям.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!