Весь мир увидел – наш народ не сломлен!
Новость в рубрике: Даты7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад, ставший символом единства советского народа. 77 лет назад, когда битва за Москву была в самом разгаре, когда фронт находился всего в нескольких десятках километров от осажденной столицы, на Красной площади состоялся военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции.
Парад 7 ноября 1941 года стал символом единства советского народа и предвестником Победы над фашизмом. В тяжелейшие для страны дни начала войны он продемонстрировал всему миру, что осажденная гитлеровцами Москва не собирается сдаваться.
Решение о проведении парада Иосиф Сталин озвучил еще 24 октября. Сталин дал указание командующему войсками МВО генералу Артемьеву и командующему ВВС генералу Жигареву в полнейшей секретности начать подготовку к параду. Парад был мощным шагом по поднятию морального духа армии и всей страны, а также по психологическому воздействию на врага! Весь мир увидел, что боевой дух страны и армии не сломлен, русские будут драться!
Это был очень короткий парад, около 25 минут. Но в нем участвовали около 28 тысяч человек, 140 артиллерийских орудий, 160 танков и 232 автомашины. По Красной площади шли курсанты Окружного военно-политического и Краснознаменного артиллерийского училищ, полк 2-й Московской стрелковой дивизии, полк 332-й дивизии имени Фрунзе, стрелковые, кавалерийские и танковые части дивизии имени Дзержинского, Московский флотский экипаж, Особый батальон военного совета МВО и МЗО, батальон бывших красногвардейцев, два батальона Всеобуча, два артполка Московской зоны обороны, сводный зенитный полк ПВО, два танковых батальона резерва Ставки (прибыли из Мурманска и Архангельска). Авиация из-за сильного снегопада и ограниченной видимости участия в параде не принимала.
Мало кто знает, что в день 24-й годовщины Октябрьской революции в СССР состоялся не один парад, а целых три в Москве, Куйбышеве и Воронеже. Но самым ярким и необычным стал парад в Куйбышеве. Туда были эвакуированы многие государственные учреждения во главе с формальным главой государства председателем Президиума Верховного Совета СССР Михаилом Калининым, а также иностранные представительства.
В то морозное утро парадом в городе руководил командующий 60-й резервной армией генерал Максим Пуркаев, а принимал его бывший нарком обороны маршал Климент Ворошилов, который браво гарцевал на коне, объезжая войска, выстроившиеся на площади Куйбышева.
На параде присутствовали «всесоюзный староста» Михаил Калинин, председатель комиссии партийного контроля Андрей Андреев, руководитель профсоюзов страны Николай Шверник, председатель Госплана Николай Вознесенский. А еще представители 22 стран, в частности, английская военная миссия во главе с генерал-лейтенантом Фрэнком Ноэлем Макферланом, военные атташе и иностранные корреспонденты.
Собравшиеся увидели не только торжественный марш наземных войск от пехоты до танков, но и единственный за всю войну воздушный парад. В Москве погода была нелетная, а вот над Куйбышевом пролетели до 700 (!) боевых самолетов, преимущественно новых типов. Зрители не подозревали, что 230 экипажей восемь авиаполков и пять авиашкол подготовили этот пролет всего за три дня.
Неудивительно, что полуторачасовой парад, а за ним еще и часовая демонстрация трудящихся, в которой участвовало без малого 200 тысяч человек, произвели на иностранцев сильнейшее впечатление, заставив поверить, а затем и рассказать всему миру, что Советский Союз не сломлен и сил у него еще много.
К утру 7 ноября Красная площадь приобрела праздничный вид, расчехлили и зажгли кремлевские звезды. Парад проводился по всей форме – в традициях Русской армии, с военной музыкой. Около 8 часов 10 минут все радиостанции Советского Союза начали прямую трансляцию на всю страну и весь мир речи Сталина перед участниками парада. Вопреки традиции, вместо принимающего парад речь произнес Сталин, который нацелил советских людей на высокие задачи:
– На вас смотрит весь мир. На вас смотрят порабощенные народы Европы, попавшие под иго немецких захватчиков, как на своих освободителей. Великая освободительная миссия выпала на вашу долю. Будьте же достойными этой миссии!», – сказал он. Впервые после 1917 года прозвучало воззвание к русскому патриотизму: «Да пусть осенит вас бессмертный подвиг Александра Невского и Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова!».
Военный парад в Москве мир воспринял как гром среди ясного неба, а эффект от его проведения сравнивали с успешно проведенной фронтовой операцией. Как писали американские газеты, «организация в Москве обычного, традиционного парада в момент, когда на подступах к городу идут жаркие бои, показала всему миру, что Москва стоит, и будет стоять непобедимо». Этот парад стал одной из самых ярких страниц героической истории нашей Родины и истории Великой Отечественной войны.
Следует заметить, что идея провести парад на Красной площади посетила и Гитлера. Он даже назначил парад своих войск в поверженной Москве. Фашистским солдатам и офицерам уже выдали парадную форму, в которой они готовились маршировать по Красной площади. Немцы отпечатали пропуска по Москве, спланировали парад полков вермахта на Красной площади. За взятие Москвы им были обещаны теплые квартиры, имущество города, отпуска домой. Для торжественного марша из Германии были высланы вагоны с новой парадной формой, памятными медалями, ритуальным оружием. Эти вагоны застряли под Москвой, и впоследствии стали трофеями Красной Армии. В обращении немецкого командования к солдатам Восточного фронта говорилось: «Солдаты! Перед вами Москва! За два года войны все столицы континента склонились перед вами, вы прошагали по улицам лучших городов. Вам осталась Москва. Заставьте ее склониться, покажите ей силу вашего оружия, пройдитесь по ее площадям. Москва – это конец войны. Москва – это отдых. Вперед!». Но долгожданного триумфального шествия не получилось.
Защитники столицы надломили дух и боеспособность немецких войск. Впервые за все кампании Второй мировой войны в дневниковых записях, письмах и в донесениях немецких генералов, офицеров и солдат появились пораженческие настроения. Немецкие генералы принялись заново перечитывать мемуары герцога Армана де Коленкура, сопровождавшего Наполеона в походе на Россию, где давалось мрачное описание русской зимы 1812 года и катастрофы французской армии…
Елена ЦИБИЗОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!