Открой вольный Дон!
Новость в рубрике: Администрация района, Избранное, КультураГенерация новых смыслов и идей в сфере туризма.
Накануне Чемпионата мира по футболу, который прошел в нашей стране в прошлом году, в Ростовской области серьезно озаботились разработкой донского туристического бренда и маркетинговой стратегии туристской привлекательности Ростовской области. Мощную поддержку получили туристические территории Донского края. Примером тому в Аксайском районе может служить реализация в течение последних лет «дорожной карты» развития станицы Старочеркасской, в прошлом древней столицы донского казачества – города Черкасска.
Внимание к каждой территории в отдельности, завязывание их в единую систему туристических маршрутов позволяет работать на перспективу, ведь перед туристическим бизнесом области Губернатором Донского края Василием Юрьевичем Голубевым поставлена амбициозная задача – войти в ТОП-10 ведущих туристических регионов страны и, даже более того, еще в десятку самых известных российских направлений для путешествий за пределами русскоязычного рынка.
Несмотря на то, что Ростов-на-Дону рассматривается, скорее, как деловой центр, ежегодно в регион приезжают порядка 1,2 млн человек. Наибольший поток приезжих приходится на лето, в том числе это транзитные туристы, которые едут из северных регионов и центральной России на Черное море. В Ростове туристы, особенно автомобильные, обычно ночуют, за одно стараясь день-другой посвятить посещению Азова, Танаиса, Таганрога, Старочеркасской, Новочеркасска. А по возвращению с моря, на обратном пути, путешественники нередко посещают станицу Вешенскую, чтобы увидеть места легендарного романа «Тихий Дон» и дом писателя М.А. Шолохова.
Названные задачи решались на первом туристском форуме по развитию территорий и их продвижению «Открой вольный Дон!», организованном министерством экономического развития Ростовской области в рамках работы по внедрению маркетинговой стратегии туристской привлекательности Ростовской области. Форум поставил своей целью создание новой федеральной отраслевой площадки на Юге России для делового общения специалистов, обсуждение актуальных вопросов по обмену лучшими практиками и внедрение новейших технологий и методик, способствующих продвижению региональных турпродуктов.
Основные участники форума – представители туриндустрии и органов власти Юга России, специалисты администраций муниципальных образований Ростовской области, общественных организации в сфере туризма, туристско-информационных центров. Также в форуме принимали участие федеральные эксперты в области продвижения территорий и туризма из Республики Крым, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.
Первый день форума прошел в Новочеркасске, далее мероприятие продолжилось в Ростове-на-Дону.
В первый день подробно обсуждались варианты стратегии развития станицы Старочеркасской, о чем «Победа» подробно написала в номере 47 от 30 ноября 2018 года.
Два следующих дня обсуждались принципы работы территорий с брендом «Вольный Дон», продвижение его в соцсетях, создание туристических мобильных приложений, прошли мастер-классы по событийному и автотуризму, состоялась деловая игра, посвященная каскадному туризму и роли г. Ростова-на-Дону в продвижении турпродукта региона, а также стратегические сессии по повышению профессионального потенциала отрасли и развитию межмуниципального взаимодействия.
Для разработки маркетинговой стратегии туристической привлекательности Ростовской области были привлечены федеральные и региональные эксперты в сфере маркетинга, туризма, бизнес-коммуникаций, геобрендинга. В ходе разработки концепции пришли к выводу, что ключевая идея заключается в том, что Донской край должен продвигать не просто достопримечательности – конкретные вещи или места, а все то, чем Дон знаменит – атмосферу казачьей вольности, щедрости, многоликости и хлебосольства.
Так появились концепция маркетинговой стратегии туристической привлекательности Ростовской области и ее туристический бренд «Вольный Дон» с графическим символом – красным конем. Соразработчиками стратегии стали эксперт Правительста РФ, член Ассоциации Консультантов по Экономике и Управлению Елена Хачатуровна Ищенко и генеральный директор компании «Город-парк» Алексей Владимирович Матвеенко.
Яркий красный скакун бьет копытом на фоне краткого, но емкого – «Вольный Дон», – так выглядит новый бренд и, по мнению специалистов, в нем есть динамика, баланс, гармоничное сочетание графики и шрифта. Бренд создан на основе представлений и мнений о Доне самых разных аудиторий, как местных, так и внерегиональных.
Чемпионат по футболу дал новый импульс развитию туризма, показал многим, что Дон интересен, необычен и его колорит, очарование, удивительные исторические достопримечательности привлекательны для туристов, как российских, так и иностранных.
Участники форума единодушно сделали вывод, что к достаточно развитому в области событийному туризму, стремительно развивающемуся гастрономическому необходимо добавить межрегиональный, транзитный и туризм выходного дня. На форуме был представлен новый, совместный с базовым перевозчиком – аэропортом Платовым (авиакомпанией «Азимут») и федеральным интернет-ресурсом «Афиша-рестораны» пилотный проект «Выходные на вольном Дону».
Уже в ходе Чемпионата по футболу стало ясно, что расположенный в Аксайском районе аэропорт первым встречает прилетающих в регион гостей, предлагая им краткие, но емкие программы презентации региона. Находясь в получасовой близости от двух казачьих столиц – Старочеркасской и Новочеркасска, он задает направление формирования туристических маршрутов, особенно выходного дня.
Представители муниципальных образований разделились на семь территориальных групп в соответствии с географической расположенностью их муниципальных территорий: «Большой Ростов», «Приазовье», «Сухая река», «Верхний Дон», «Долина Дона», «Сердце Дона», «Донская степь». Аксайский район вошел в группу «Большой Ростов», и началась разработка маршрута выходного дня. Это было непростой задачей – в узкие временные рамки втиснуть содержательные и разноплановые экскурсии, выгодно показав свой район и не обидев соседние, связанные единым маршрутом. Аксайский район был представлен станицей Старочеркасской, как основным его брендом.
Вместе со Старочеркасском туристы выходного дня должны были увидеть Новочеркасск, Азов, Ростов-на-Дону и Чалтырь Мясниковского района с его своеобычным колоритом армянской культуры. При создании маршрута предлагалось учитывать гастрономическую составляющую туризма. Поэтому участники всерьез задумались, как выстроить маршрут, чтобы успеть угостить туристов и донской ухой, и армянскими блюдами, и традиционными казачьими пирогами, соленьями, вяленым чебаком.
Путешественникам выходного дня предлагалось сразу несколько видов туризма: познавательный, культурно-исторический, экологический, этнографический, гастрономический и активный.
В контексте данной модели, которую разработали участники форума при поддержке экспертов, можно разрабатывать и местные туристические маршруты, тем более, что в Аксайском районе есть все возможности для этого. Например, Аксайский военно-исторический музей, с его уникальной выставкой военной техники ХХ века и катакомбами, почтовой станцией XIX века, домиком Суворова, и таможенной заставой XVIII века, расположенной в живописной Мухиной балке. Однако, разбирая достоинство тех или иных территорий, их туристические программы, участники задумывались и о том, чего недостает.
Например, в Старочеркасской, в которой сейчас строятся большие парки для туризма и отдыха, где проводятся многотысячные фольклорные фестивали и этнографические праздники, связанные с православной и казачьей культурой, банально не хватает мест для размещения туристов. Фактически негде пожить несколько дней, мало возможностей попробовать аутентичную кухню, да и просто хорошо и дешево пообедать. Названа и еще одна, довольно привлекательная идея для Старочеркасской – создать подворье казака, где можно было бы побывать в курене, во дворе, познакомиться с казачьим бытом, послушать казачьи песни, покушать ухи да раков и других донских блюд. А еще – надеть казачью одежду и сфотографироваться на память, ведь такая фотография, которую туристы покажут родственникам и друзьям, – прекрасная реклама для продвижения бренда донского туризма. Такой казачий двор с куренем были бы прекрасным дополнением к композиции дворянской казачьей усадьбе Ефремовых, которая вместе с Атаманским дворцом входит в экспозицию Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Многие участники форума говорили о том, что туристическим программам не хватает предметности, «живых картин», реконструкций, которые работали бы постоянно, а не только в дни масштабных мероприятий.
Подобные проекты, как организация казачьего подворья, строительство гостиницы, создание ресторанов и кафе с донскими блюдами и напитками, могут и должны реализовываться частным бизнесом при активной поддержке муниципалитетов. Это и налоги, и рабочие места, и экономическая стабильность за счет туристической деятельности, а главное – это поднятие престижа региона и каждого его города и района, ведь на Дону везде есть чем гордиться, что показать.
Федеральные эксперты в области продвижения территорий и туризма, прибывшие из Крыма, Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, обсудили с участниками форума возможности внедрения в работу новейших технологий и методик, обменялись лучшими практиками, раскрыли секреты продвижения региональных турпродуктов, поделились опытом повышения качества туристского сервиса.
Крымчане впервые презентовали на форуме мобильное приложение «Карта гостя Российской Федерации». Оно поможет подбирать маршруты со скидками, бронировать гостиницы – в общем, предложит потенциальному туристу, в том числе иностранцу, полный перечень предложений. Одним из первых в новое приложение войдет многообещающий маршрут «Золотое кольцо России».
В «презентационный», третий, день форума на пленарной сессии министр экономического развития Ростовской области Максим Валерьевич Папушенко представил первые итоги внедрения маркетинговой стратегии туристической привлекательности Ростовской области и рассказал о принципах и целях развития индустрии гостеприимства, заложенных в Стратегию социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года. Федеральные эксперты поделились с участниками своими идеями о вариантах сотрудничества, первой ласточкой которого станет участие Ростовской области во внедрении нового мобильного приложения «Карта гостя Российской Федерации». Но хотелось бы, чтобы подобное приложение включало в себя не только услуги сервиса, но и исторические сведения, фотографии исторических мест.
Демонстрация разработанных маршрутов, в которые вошли самые притягательные территории Ростовской области, стала центральным моментом заключительного дня форума. Все семь маршрутов выходного дня, безусловно, станут реальной основой проведения туристических экскурсий на различных территориях Ростовской области. И это значительная помощь форума туристическому бизнесу.
Туристический бизнес Донского края нуждается в креатив- ной разработке продуктивных идей, генерации новых смыслов. И главное – это направленность на человека, желание предоставить гостю, приехавшему на Дон, наилучшие возможности для того, чтобы он мог глубже узнать историю края, увидеть его природу, почувствовать его самобытность, особенность и неповторимость, а также отдохнуть, хорошо и вкусно покушать, почувствовать все многообразие донского гостеприимства.
– Форум – это как первый срез огромного пласта проделанной работы, – сказал на заключительной сессии министр экономического развития Ростовской области Максим Папушенко. – Он нужен для того, чтобы посмотреть, правильно ли мы двигаемся и что нужно скорректировать. Вкупе с экспертами здесь отработали команды муниципалитетов – Новочеркасска, станицы Старочеркасской, Азова, Аксая, Таганрога, Ростова, Шолоховского района и других территорий. Обсудили идеи и проекты для городов, сельской местности, рассмотрели стандарты гостеприимства и лучшие практики. Многодневный форум позволил нам подвести итоги, получить обратную реакцию и стал импульсом для новых достижений – таких, как экспорт и продвижение своих услуг на внешние рынки.
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!