Если валенки носить – холод легче пережить!
Новость в рубрике: КультураВаленки знакомы каждому человеку. Народная русская обувь имеет свою длинную историю. Испокон веков валенки были весьма дорогим удовольствием. В России валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом.
Техника мокрого валяния – это технология валяния при помощи воды и мыла. Это и есть дедовская технология изготовления валенок. «Простой, как валенок» – есть такая известная русская поговорка. Нередко «валенком» называют грубого, неотесанного человека. И действительно, что, казалось бы, может быть проще неуклюжей, серой или черной русской обуви. До этого они были достаточно дороги, и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. Если в доме была одна пара валенок на всех – тогда их носили по старшинству. А семью, в которой валяную обувь носили все домочадцы, считали уже зажиточной. Раньше валенки были замечательным подарком, к ним относились с большой аккуратностью, чтобы сберечь для следующего поколения.
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. Их часто носили представители высших сословий. Жаловал теплую комфортную обувь Петр I: он требовал зимой после бани и купания в проруби «щи и валенки». Императрица Анна Иоанновна разрешала фрейлинам носить валенки даже с парадными платьями. Екатерина Великая искала в них спасение для больных ног. В старину иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, значит, состоятельный человек. Даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.
В XIX веке валенки стали известны всей Европе. Их привезли на первую международную выставку в Лондоне, где традиционная обувь вызвала у зрителей большой интерес – как и русские пуховые платки.
На территории Области Войска Донского валянием занимались в верховых станицах. В результате историко-этнографических экспедиций по верхнему Дону в 80-х годах в фонды музея поступили инструменты и приспособления для валяния (разборные колодки, рубель, лучок, катеринка, скалка).
Валяние, валка – процесс изготовления шерстяных изделий путем сцепления и переплетения между собой волокон шерсти. Шерсть – единственное волокно, обладающее валкоспособностью. Валенки катали специальные мастера. Обычно катальщик обосновывался в просторном помещении, валял обувь сначала на семью, а затем на других заказчиков. Валенки изготавливали из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требовалось около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1,5 кг.
Изготовление валяной обуви – процесс достаточно длительный, трудоемкий и требующий определенных навыков. Для этого необходим был определенный набор инструментов. Они-то и хранятся в Старочеркасском музее-заповеднике. Принадлежали А.П. Староспольцеву, жителю станицы Митякинской Тарасовского района Ростовской области. Его дед и отец с начала XIX века занимались этим ремеслом. У них была семейная артель, изготавливали валенки на продажу, это было выгодное ремесло. И сам даритель занимался их изготовлением.
Названия инструментов давно устарели, они уже не встречаются в разговорной речи. Например, катеринка предназначалась для очистки шерсти, изготовлялась из цельного куска древесины, левый край слегка закруглялся, а по центру пропиливалось сквозное прямоугольное отверстие.
Лучок для разбивки шерсти (или лук) – примитивное приспособление для подготовки шерсти для валяния: ее разбивки, превращения в мягкую и пушистую массу. Он состоял из обструганной жерди толщиной 9 – 10 сантиметров и двух кобылок (большой и малой). Для изготовления лучка использовались струны или тетивы, а также бечевка для натяжки струны с палочкой. При работе посредством бойка струна приводилась в движение: вибрируя, она разбивала шерсть, разложенную на решетке. При этой операции грязь ссыпалась через решетку вниз, а очищенная мягкая шерсть оставалась на решетке.
Рубель, для накатки войлока, вырезался из цельного деревянного бруска прямоугольной формы с вырубленными поперечными желобками. Конструкция из колодок и распорок, для формирования валенка, состояла из нескольких частей – носка, задника, стопы, голенища и клина. Изготавливали их из древесины твердых лиственных пород: дуба, рябины, бука, клена, березы.
Первоначально делали войлочную заготовку (полувалок). На стопе шерсть плотнее и толще, а на голенище тоньше. Полувалок отбивался при помощи разных инструментов: клюшки, рубихи, скалки, колотушки. Стирали заготовку в горячей воде, и она давала усадку. Потом заготовку натягивали на колодку, вставлялись колодки в носовую часть, пяточную часть, между ними голенище, и, если надо было, забивался клин. И снова отбивали со всех сторон деревянной колотушкой, пока изделие не принимало обычного для валенка размера. Не существовало левых и правых валенок. Валенки подстраивались под стопу хозяина.
Согласно разным источникам в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь характерна и для казаков Нижнего Дона, без валенок нельзя было обойтись в хуторах и станицах. В суровые зимы носили валенки мужчины, женщины и дети. Одевались тепло, верхняя женская одежда называлась кохта. Шилась из тканей фабричного производства на вате, стеганная с подкладкой. Представляла собой распашную одежду с цельной, расширяющейся книзу спинкой, с широкими полами, длиной до колен или чуть ниже. Ворот круглый, рукава длинные, узкие. Застегивалась она на одну пуговицу, пришитую у горла. Дополнением был павловопосадский цветной платок или барашковая шаль и обязательно валенки.
По воспоминаниям жительницы станицы Старочеркасской Зои Владимировны Бузняковой (1931 г.р.), изношенные с заплатами, с короткими голенищами (обрезанцы) валенки использовали для работы дома. В станице был мастер Александр Каклюгин, который чинил валенки, подшивал подошву, делал кожаные «запятники». В высоких валенках ходили по сугробам, надевали в дорогу, в них катались с горок, носили воду из проруби. Для того чтобы избежать намокания валенок, в слякотную погоду сверху надевали галоши.
В 1930 – 1940 гг. большинство женщин одевались на мужской манер. Основу зимнего женского гардероба составляли стеганые ватники (фуфайки), валенки или бурки (валенки на подошве). Тамара Федоровна Аверкова (1940 г.р.) вспоминает: «В 1960 – 1970 гг. в СССР была популярна зимняя женская обувь фабричного производства с народным названием «прощай, молодость». Носили их люди разных возрастов. Сапоги с войлочным верхом, на плоской резиновой подошве, со шнуровкой или молнией. Простые внешне, они были недорогие, удобные, а самое главное – теплые, ноги в таких не мерзли даже в сильные морозы».
Менялась мода, а валенки всегда оставались любимой народной русской обувью. Вот, например – много ли народных песен посвящено простой обуви? Сразу вспоминается «Ох, лапти да лапти, да лапти мои!». Ну, а вторая, конечно – «Валенки». Надо сказать, что технология изготовления валенок за последние триста лет совсем не изменилась, только некоторые приемы стали механизированные. Технология – технологией, но без самой важной составляющей древнего ремесла – любви к своему делу и к людям, которые будут носить эту обувь, вряд ли валенки пережили бы столько столетий практически без изменений, без труда выдержав конкуренцию с самыми современными моделями обуви.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!