«Я столько интересного узнал …»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Достижения, Литературная гостинаяО Книге по истории музея и города. Обычно анонсы пишутся профессиональными критиками, но такая должность в районной газете не предусмотрена по штату. Пришлось отойти от традиции. Тем более, что книга, увидевшая свет в ноябре ушедшего года, весьма объемна – 360 страниц и достаточно специфична по содержанию. К тому же, кому, как не автору, лучше известны ее достоинства и недостатки.
Предыстория
Вначале хотелось бы ознакомить с предысторией. С 2006 года В.Д. Гладченко – создатель Аксайского военно-исторического музея (АВИМ), а фактически, трех объединенных в одну структуру музеев: «Почтовая станция XIX века», «Таможенная застава XVIII века» и «Военно-исторический комплекс», отметил свое 60-летие. В 2006 году Владимир Дмитриевич перешел на должность заместителя директора по связям с общественностью.
В своем плане работы Владимир Дмитриевич включил 34 пункта, в 32-м значилось: «Подготовить материал и решить вопрос об издании книги по истории ГОУК «Аксайский военно-исторический музей». В «отчете о проделанной работе за первый квартал 2008 года сотрудника музея В.Д. Гладченко, датированном 26 марта, в пункте 1.2 указано: «Для издания книги укомплектовано 15 тематических папок с выписками по теме «АВИМ – 60 лет». В следующих – «Изготовлено 220 фотографий по истории музея для иллюстрации книги и юбилейной выставки в музее» и «Начата работа по написанию первой главы вышеназванной книги». Глава была опубликована (в сокращении) в «Победе» от 25 октября 2008 года под заголовком «У истоков Аксайского музея». До 17 ноября, когда Владимир Дмитриевич ушел из жизни, оставалось меньше месяца.
Многие друзья и знакомые поднимали вопрос: что делать с его архивом? Как воплотить в жизнь то, что Володя не успел? В 2010 году общими усилиями и при финансовой поддержке аксайских предпринимателей была издана книга В.Д. Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», которую он не смог издать при жизни. В том же году я предпринял попытку оцифровать хотя бы часть его архива. Терпения хватило только на одну папку из 15-ти, заготовленных им для книги к 60-летию АВИМ.
Я не знал, что делать с этим материалом – ничего в голове «не щелкнуло», наверное, еще не был готов. Но папка со сканами документов и фотографий осталась в архиве моего ноутбука, я к ней несколько раз возвращался, даже сделал пару публикаций в газету. И только летом 2017-го, как говорят, пазлы начали складываться. С примерным планом содержания будущей книги я пришел в музей 11 августа, обсудили с директором АВИМ О.В. Григоренко и ее замом по научной работе О.Н. Загайновой. Они поддержали идею выпустить книгу к 70-летию музея. Тем более, и у Володи 17 ноября 2018 года была 10-я годовщина.
«Интересно, что же дальше…»
Наверное, все-таки есть что-то: божий промысел, судьба, не знаю, как назвать, что уберегает нас от излишних знаний до поры, до времени. Я довольно быстро написал первые две главы, немного начал «пробуксовывать» на третьей, а в работе над четвертой главой решил опираться на книгу Л.Ф. Тартынского «Обвенчать по Дону» и Володину «Дороги серебряной подковы Дона». Ну и, естественно, интернет-ресурсы различные «листал» в поиске нужного материала. Уже закрадывались сомнения: как я буду работать дальше? Этими сомнениями я поделился с Ольгой Петровной Гладченко, а она в ответ рассмеялась: «Ты что, думал, у Вовы всего одна папка по истории создания музея?!»
Вот так я узнал истинный объем материала, который мне предстояло «перелопатить». Когда я несколько часов кряду раскладывал на столе и фотографировал выписки копии документов всего лишь одной папки, меня стали одолевать сомнения – а не утону ли я в этой массе информации? Но отступать уже было поздно: о работе над книгой я уже заявил в газетной публикации. Не делал из этого тайны и в разговоре с друзьями и знакомыми. Кстати, одна из тех, к чьему мнению прислушиваюсь, заметила: «А ты не боишься говорить о еще не написанной вещи?» Я ответил, что это – мой метод: проговаривая тему, я подрабатываю детали. К этому не лишне было бы добавить: и отрезаю себе пути к отступлению. Честное слово, не знаю – решился бы я взяться за книгу, увидев сразу весь объем собранного Володей материала?!
Нет, конечно, он мне показывал свои папки, даже называл темы будущих книг, которые, к сожалению, так и остались не написанными. И когда сканировал первую папку, я видел, что она не одна. Но это было давно, и как-то уже выветрилось из сознания. А если серьезно, наверное, все равно взялся бы, потому что у меня было какое-то ощущение, будто на меня многие друзья, общие с Володей, смотрят не то, чтобы с осуждением, но явно чего-то от меня давно ждут.
Работа продолжилась, она меня увлекла: было интересно, что же дальше? Я все время узнавал и о музее, и о Володе что-то новое, несмотря на нашу дружбу с 1969 года. Поделился этими мыслями с Ольгой Петровной, а она вспомнила, как, бывало, муж разложит содержимое папки на столе, на стульях, на полу – по всей комнате, целый день молча читает, просматривает… Вечером соберет все, а за ужином скажет: «Я столько интересного узнал».
Вот и я, благодаря Володе, который всю жизнь собирал, выискивал и выписывал, и благодаря Оле, которая все это бережно хранит долгие годы, тоже узнал столько интересного! Надеюсь, что и читателю будет интересно, несмотря на сложность и обилие материала.
Не останавливаться на достигнутом
Два вопроса от людей, которые прочитали мою вещь (без разницы: стихи, проза), почему-то особенно раздражают. Для кого ты это писал? И еще – что ты хотел сказать читателю? Не знаю, наверное, в этих вопросах нет ничего странного, просто во мне самом нет достаточной доли прагматизма. Наверное, настоящий мастер работает с холодной головой, эмоции должны появляться у читателя в процессе чтения. Может быть, именно в этом – высший пилотаж. Я – эгоист, я сам получаю эмоциональный всплеск в процессе работы, и остается только надеяться, что и читателю, может быть, тоже будет интересно.
Для этого он, читатель то есть, должен быть не равнодушным к окружающей жизни во всех ее проявлениях. Эта книга, конечно, в первую очередь, об истории создания музея в Аксае. Но она и об истории нашего города тоже, а также о людях, которые в нем оставили свой след. А еще – о жизни, которая меняется и ускользает. Мы не понимали наших родителей, дети не понимают нас, может быть, пытаясь понять прошлое, научимся понимать друг друга?
Мы ходим по улицам Аксая, по которым когда-то ходили из общаги на улице Сергеевской на Кобяково городище и обратно два будущих директора Эрмитажа, которые в те далекие годы всего лишь проходили практику у археолога с мировым именем. А замом у профессора А.А. Миллера в один из сезонов была Антонина Оранжиреева, имя которой мы слышим впервые, но ей посвятила строки Анна Ахматова, ее обвиняют во всех смертных грехах поклонники Даниила Хармса. Много чего повидали улочки нашего маленького тихого Аксая. А кстати, знаете, кто первый назвал Аксай – городом? Столичный сановник граф М.И. Безбородко, и случилось это еще в 1812 году. Чиновники только спустя 145 лет удосужились подтвердить указом откровение графа-провидца. Сейчас уже никого не удивило бы мнение, что Аксай имеет очень удобное расположение и «город преизрядный, торговый».
Впрочем, не это – главное. Память – вот еще одна сквозная тема книги. В ней не только о В.Д. Гладченко и А.Н. Скрипове, но и о десятках других имен, которые тоже надо вспоминать хотя бы иногда. А еще мне хотелось донести такую простую мысль: движение – это жизнь. В.Д. Гладченко понимал это, поэтому музей постоянно развивался, двигался вперед, осваивая новые темы и территории. Нельзя останавливаться на достигнутом!
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!