О людях сложной судьбы
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Избранное, Литературная гостинаяСтарейшина донской журналистики Виктор Михайлович Переладов любим аксайской детворой как автор замечательных сказок и приключенческих книг. Не менее популярны у читателей и его «взрослые» произведения: повести и романы «Исчезнувшие в ночи» (2005), «Судьбу не выбирают» (2006), «Соседи» (2012). Мне посчастливилось за десятилетия нашего доброго знакомства с В.М. Переладовым писать отзывы и анонсы на многие его книги: и детские, и взрослые. Вот и сейчас представляю старшему поколению читателей новинку – повесть «Молитесь о нас».
В новой повести Виктора Михайловича нет персонажа, привычно именуемого в критической литературе «главным героем». Прочитав первую часть повести, читатель мог бы воспринять таковым журналиста Маркова, уроженца Сибири, волею судьбы оказавшегося в наших южных краях. Но автор выводит на страницы книги все новых и новых персонажей. И у каждого – своя судьба, свои радости и беды. Все как в реальной жизни, где нет градации на главное и второстепенное. Нам ведь не дано предугадать, чем отзовется тот или иной поступок. Впрочем, есть у жизни основной закон, данный людям свыше. Чтобы постичь его самостоятельно, иному и целой жизни мало. Но, к счастью, человечество уже давно изобрело книги, в которых хранит накопленный за тысячелетия опыт постижения жизни и ее основных правил. Один из героев повести вспоминает наставление святого праведника Иоанна Кронштадтского: «Любить ближнего, как самого себя, значит молиться за живых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых… и желать им столько же добра, спасения души, сколько и себе».
Казалось бы, простая истина, провозглашенная уже более двух тысяч лет назад (по крайней мере, так в христианстве). А следуем ли мы ей в нашей повседневности? Увы.
Своеобразным спасительным ковчегом, местом, где потерявший силы и веру в справедливость мог перевести дух от житейских штормов, в повести является дом Варвары Климентьевны – бабушки Варварушки, как чаще называют эту мудрую женщину окружающие. Даже местный священник отец Серафим. В чем же секрет ее мудрости? Он так же прост, как и вышеприведенное наставление: делай все с любовью, как сделал бы для себя. Оттого и дом бабушки Варварушки становится родным для всех «потеряшек», то есть для тех, кто сбился с жизненного пути. Здесь выслушают, помогут залечить раны – и душевные, и физические, помогут найти свое место, стать нужным, приносить своим трудом пользу людям. Единственное условие – перестать быть «потеряшкой», осознать, что в мире есть гораздо более значимые ценности, чем деньги, власть и сиюминутные удовольствия, за которые приходится расплачиваться здоровьем и счастьем. Не только своим, но и своих близких.
Действия повести происходят в наши дни и разворачиваются в небольшом городке Славске и его окрестностях. На вопрос о местоположении Славска Виктор Михайлович ответил неопределенно: «Где-то между Ростовом и Новороссийском», но добавил, что прототипами некоторых героев повести стали хорошо известные автору земляки-аксайчане.
Возвращение в прошлое (отрывок из повести «Молитесь о нас»)
Дорога им предстояла не очень дальняя, но напряженная. К морю двигалось множество машин. Да и в обратном направлении не намного меньше. К тому же в некоторых местах велись ремонтные работы. Подчиняясь предупреждающим знакам ремонтников, приходилось съезжать с трассы на параллельные грунтовые времянки и преодолевать выбоины и колдобины, а проезжая через поселки, опять же снижать скорость, как диктовали здешние уличные дорожные знаки.
Но так или иначе, они все же добрались до места назначения. Миновав небольшой хуторок, машина свернула на проселок, пробежала пару километров вдоль лесополосы и, нырнув в ближайший в ней разрыв, оказалась на поляне.
– Все, конец пути! – объявил Александр Владимирович. И спросил спутницу: – Устала, Анечка?
– Есть немножко, – призналась молодая женщина.
– Такая дорога кого хочешь, укачает, – согласился Марков. И предложил: – Давай-ка подвигаемся. Легче станет…
…Над морем стояли сумерки. Постояв немного над обрывом, они отправились собирать хворост в лесополосе для костра. А когда вернулись к машине, Марков принялся устраивать очаг. Сложил горкой сухие ветки, поставил над ними треногу, подвесил на нее старенький походный чайник. Аня расстелила на траве кусок брезента и накинула сверху скатерку. Все эти бытовые вещи бывалый путешественник всегда брал с собой.
Пока Анечка готовила «стол», ее спутник принес новую охапку хвороста и две небольшие валежины, одну приспособил вместо сидения, другую оставил для костра. Им предстояло здесь дожидаться утра.
Они поужинали и с удовольствием выпили заваренный на душистых травах чай. Потом, прибрав со стола, Аня повозилась в кабине «жигуленка», готовя место для ночлега, и, все устроив, отключила свет и затихла.
Когда через некоторое время Александр Владимирович заглянул внутрь машины, он услышал негромкое ровное дыхание спутницы, видимо, дорога действительно укачала ее, женщине требовался отдых. Пусть поспит. Впереди у них нелегкая ночь. Предстоит встреча с прошлым.
Сам он в летних поездках предпочитал ночевку на свежем воздухе, для чего возил с собой спальный мешок. Но сейчас спать ему не хотелось, не тот был случай. И он сидел у костерка, подкармливая огонь сухим хворостом. Потом, глянув на наручные часы, разбудил Аню, и они пошли к обрыву. Море к ночи почти успокоилось…
На небе объявилась луна. Мир был полон уютного спокойствия.
Но вот что-то внизу, под кручей, зашуршало и осыпалось. Наверное, обвалилась часть подмытого волнами берега. Аня инстинктивно прижалась к плечу Маркова. Пронзительно вскрикнув, метнулась чайка. Александр Владимирович от неожиданности вздрогнул и прикрыл глаза. И тут на него обрушились события того давнего вечера. Испуганные женские и мужские голоса, крики, плач детей, тугие, мощные удары волн по корпусу судна, отрывистые команды капитана по громкой связи, скрип шлюпочных лебедок и скрежет тросов, грохот падающих на палубу предметов, частые призывные гудки парохода. А дальше… Дальше он неожиданно оказался за бортом, его обдало холодной морской волной. И тогда, даже не успев испугаться, он уже понял, что надо делать… Он глотал соленую воду, отплевывался, нырял, вцеплялся в чью-то одежду и тянул человека к шлюпке: одного, другого. Снова нырял и снова кого-то тянул. Он помогал людям выбираться из воды и все искал Светлану, громко звал ее, но ответа не слышал. Может, потому, что кричали многие, голоса тонули в этом общем крике боли, страха, отчаяния. Он уже порядком выбился из сил, когда вновь наткнулся на барахтающегося в воде человека. Но тот, взмахнув руками, исчез в темноте. Марков нырнул за ним следом и, уходя на глубину, метался там из стороны в сторону, пытаясь ухватить тонущего. Когда сил уже почти не оставалось, он наткнулся на уже вялое, безвольное тело и потянул за собой. Ему повезло, шлюпка оказалась совсем рядом.
– Эй! Примите! – позвал он.
С борта шлюпки навстречу протянулось сразу несколько рук, и перехватили спасенного. Маркова тут же накрыла очередная волна, оторвала от борта и потащила в сторону.
– Смотрите, это же девочка, совсем ребенок, – последнее, что донеслось до его слуха.
Марков, увлекаемый течением и сопротивляясь ему, захлебываясь и отплевывая воду, все звал Свет-лану. Он все еще надеялся найти ее. Но на свой зов не получал ответа.
Вдруг на пароходе стали гаснуть огни, и место трагедии погрузилось в кромешную тьму. А Марков все барахтался в волнах, пока окончательно не выбился из сил. Его, уже теряющего сознание, подобрал один из буксиров, пришедших на помощь из порта…
…На туристическое судно Марков попал случайно. Готовить репортаж с теплохода должен был другой журналист. Но его коллега не успел вернуться из предыдущей командировки, и задание редакция передала Александру. Репортаж, в общем-то, обещал быть интересным. Оказаться на круизном теплоходе! А впереди еще десять дней путешествия! И тем более, что здесь, на теплоходе, в числе пассажиров он встретил Свету! А впереди была та, страшная ночь…
***
Света, Светуля, Светик, Светлана… Школьный товарищ, подруга юности.
Впрочем, она была подругой не только ему. Их было трое: он – Александр Марков, его закадычный друг Павел Садовой и Светлана Колосова. Они жили в большом городе на Волге, были ровесниками, учились в одной школе. Окончили эту школу. А дальше на всех троих была одна мечта, стать журналистами. Они и поступили на факультет журналистики. Вместе ходили на лекции и на учебную практику, ездили «на картошку» в подшефный совхоз, где занимались уборкой урожая и заготовкой кормов…
…На курсе их прозвали триумвиратом. Правда, была в этом триумвирате особенность: в отличие от классических триумвиратов, где правил мужчина, здесь главой была женщина, то есть Светлана. А двое других участников содружества охотно ей подчинялись. Происходило это вроде бы в шутку, но ребятам такое подчинение нравилось. Красивая, энергичная, острая на язык, она была закоперщицей разных интересных дел…
…Но в последнее время в их отношениях стало происходить нечто непонятное. Первым обратил на это внимание Александр. Правда, он не сразу понял, в чем дело. Они, как и в школьные годы, еще считали себя друзьями-однокашниками. Но время шло, ребята взрослели. Позже Марков определил, это непонятное называлось «третий лишний». К сожалению, лишним в этой троице стал он сам. Друзья пытались все скрывать, не зная, как разрешить проблему. В конце концов, Марков принял для себя решение. И когда Павел начал разговор:
– Слушай. Ты знаешь…
Александр прервал его, не дав высказаться:
– Знаю. Вижу и понимаю. Давай примем все так, как оно сложилось. Ничего другого сделать невозможно. Ты любишь Свету?
– Люблю, – признался Павел вроде даже растерянно.
– Вот так и оставим.
После краткого объяснения Александр сразу отошел в сторону. Сказывался занятым, когда выпадала возможность коллективных походов сокурсников в кино или театр, налег на учебу. А дальше их развела жизнь. Пришло время госэкзаменов, далее распределение…
…Александр получил направление в один из сибирских городов, где ему предстояло отработать несколько лет, вернуть государству долг за бесплатное обучение по специальности. В Сибири он работал корреспондентом городской газеты. Работа ему нравилась, окружение тоже. Но о прошлом забыть не получалось. Можно уехать далеко и надолго, но как забыть любимого человека? Это оказалось не в его силах. Он помнил о Светлане, думал о ней…
Юрий ТРУЩЕЛЕВ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!