Технологическая магистратура появится в донском опорном вузе ДГТУ
Новость в рубрике: Донские Вести, Новости
С начала учебного года в Донском государственном технологическом университете начнется подготовка магистрантов по направлению «Инновационные технологии и оборудование комплексов транспортного машиностроения». Планируется, что студенты будут заниматься научно-исследовательскими и инженерными разработками для Новочеркасского электровозостроительного завода (НЭВЗа) – такими, как «Роботизация технологии сборки и сварки», «Автоматизация управления сварочным процессом» и «3D-моделирование сборочного узла». Лучшие проекты будут внедрены на заводе.
Нововведение обсудили в рамках стратегического партнерства НЭВЗа и ДГТУ.
Сегодня в основе успешных инноваций лежит интеграция науки, образования и производства.
– Одна из приоритетных задач, поставленных Губернатором Ростовской области Василием Юрьевичем Голубевым, – объединение науки и промышленного производства. Для решения данной задачи совместными усилиями правительства Ростовской области, предприятий и высших учебных заведений ведется развитие многоуровневой системы непрерывного обучения. Важным элементом здесь является взаимодействие между образовательными учреждениями и будущими работодателями, – отметил первый заместитель министра промышленности и энергетики региона Андрей Савельев.
Лучшие специалисты завода готовы передавать свой опыт и знания молодому поколению.
– Сегодня в ДГТУ созданы все необходимые условия для эффективного обучения студентов. Качественно нового специалиста мы можем подготовить только при тесном взаимодействии с производственниками, то есть с НЭВЗом, – отметил ректор ДГТУ Бесарион Чохоевич Месхи.
Напомним, соглашение о создании корпоративной кафедры между опорным вузом и донским предприятием было подписано в 2008 году. За это время на ней обучались более 300 сотрудников завода. Сегодня по специальности «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» обучение проходят 42 студента.
Что такое технологическая магистратура?
Университете, помимо базовых программ магистратуры, могут разрабатываться и реализовываться программы технологической и проектно-технологической магистратуры.
Под программами технологической магистратуры подразумеваются программы, выпускники которых, помимо основных профессиональных компетенций (ПК), определенных в ФГОС по направлению, по каждому из выбранных видов профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа, должны усвоить дополнительные технологические компетенции (ТК) и профессионально-специализированные компетенции (ПСК). Они формулируются при разработке, указываются в основных профессиональных образовательных программах и включаются в набор требуемых результатов освоения.
Термин «технология» в контексте данного положения подразумевает совокупность средств, процессов, операций, методов, с помощью которых осуществляется любой производственный процесс. Под «технологическими компетенциями» подразумеваются узкие профессиональные компетенции, сформулированные заказчиком данной образовательной программы — потенциальным работодателем, описывающие технологии, которыми в обязательном порядке должен овладеть выпускник для работы на предприятии-заказчике.
При разработке магистерских программ возможна, при необходимости, актуализация и дополнение существующих и указанных в действующих ФГОС ВО по направлению профессиональных компетенций, новыми профессионально-ориентированными компетенциями, с учетом принятых профессиональных стандартов (ПС). Подразумевается, что ПС — это описание квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В этом случае для актуализации перечня профессиональных компетенций разработчику программы магистратуры необходимо:
– Самостоятельно отобрать ПС из числа утвержденных, которые в полном объеме или частично соответствуют описанной во ФГОС ВО по направлению характеристике профессиональной деятельности выпускников, освоивших образовательную программу.
– Проанализировать трудовые функции по каждой обобщенной трудовой функции и трудовые действия. На основании проведенного анализа сформировать компетенции, обеспечивающие возможность реализации этих трудовых функций.
ТК или ПСК могут быть сформулированы и дополнены для любого вида деятельности — производственно-технологической, проектной, организационно-управленческой, административно-технологической, проектно-конструкторской, научно-исследовательской, педагогической, проектно-экономической, аналитической, консалтинговой, консорциумной, нормативно-методической, сервисно-эксплуатационной, экспертной, надзорной, инспекционно-аудиторской.
В качестве непосредственного заказчика может выступать любой работодатель — производственные компании или объединения, холдинги, проектно-конструкторские, образовательные, научные учреждения, органы государственной власти, муниципальные образования и др.
Таким образом, любая реализуемая или вновь открываемая программа магистратуры может быть разработана (или переработана) и дополнена технологическими или профессионально-специализированными компетенциями.
В качестве преподавателей на программы технологической магистратуры могут быть приглашены работающие специалисты из компании-заказчика, других компаний, образовательных учреждений, обладающие необходимыми знаниями, умениями и владеющие теми технологическими компетенциями, которые необходимо привить выпускнику.
Программа технологической магистратуры может разрабатываться и реализовываться:
– на базовой кафедре университета, на которой работают как сотрудники университета, так и сотрудники производственной компании;
– с ВУЗами-партнерами, включая зарубежных партнеров;
– на кафедрах университета с привлечением к реализации программ непосредственно специалистов с производства или компании, и, точечно, специалистов из числа профессорско-преподавательского состава других образовательных организаций на условиях договора (при наличии такого требования со стороны предприятия-заказчика).
В Университете могут реализовываться программы проектно-технологической магистратуры.
Проектно-технологическая магистратура предполагает:
– Наличие научно-исследовательского или опытно-конструкторского технологического проекта;
– В программу помимо компетенций, требуемых ФГОС ВО, как обязательных к усвоению выпускниками, должны быть добавлены обязательные проектные образовательные результаты, которые должны выполнить магистранты в ходе обучения;
– Выбор учебных дисциплин магистерской программы и их компоновка в учебном плане должны способствовать приобретению необходимых знаний, навыков и компетенций для выполнения отдельных задач проекта;
– Возможность защиты коллективных магистерских диссертаций;
– Жесткий отбор кандидатов на данные программы по имеющимся на момент поступления практическим навыкам и теоретическому заделу.
При разработке программы предполагается следующий подход:
Изначально определяется перечень исследовательских и инженерных объектов, которые должны быть реализованы магистрантами за период обучения;
– На основе требований к составу работ и качеству реализации объектов формируются перечни проектов и «проектных» компетенций (помимо обязательных, требуемых ФГОС ВО), необходимых для их выполнения.
– Перечень всех компетенций (определенных по ФГОС ВО, технологических, профессионально-специализированных), в том числе «проектных», используется для формирования состава, объема и последовательности дисциплин;
– После этого возможна корректировка (при необходимости уточнение или расширение) проектов, требований к проектным результатам и результатам обучения.
Программы технологической и проектно-технологической магистратуры предполагают не только усвоение новых технологических компетенций со стороны обучающихся, но и использование при их реализации в Университете новых современных образовательных технологий.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!