Для дорогого гостя и ворота настежь
Новость в рубрике: КультураДонской культурный марафон стартовал 1 января 2019 года. 2019 год объявлен в России Годом театра. По инициативе Губернатора Василия Юрьевича Голубева этот год стал еще и Годом народного творчества. При этом главным событием, как объявил Губернатор, станет Донской культурный марафон. Он стартовал 1 января 2019 года и продлится до 9 мая 2020 года, дня 75-летия Великой Победы. Марафон включает в себя три этапа: муниципальный, межмуниципальный и региональный. «Событие объединит нас всех. В него нужно включить абсолютно все творческие коллективы Ростовской области от уровня поселений до уровня региона», – сказал В.Ю. Голубев. Организаторами проекта выступили министерство культуры Ростовской области, Областной дом народного творчества, Донская государственная публичная библиотека и Ростовский областной музей краеведения. Основная цель его проведения – активное привлечение населения к участию в культурной жизни области.
В рамках Культурного марафона проводится областной литературно-творческий конкурс «365 дней с книгой», участники которого представляют на суд независимых экспертов небольшие по объему поэтические произведения и произведения в прозе. В тематической линейке «Лента памяти» авторы обращаются к опаленным страшными лишениями годам Великой Отечественной войны и ее героев-участников. Вторая тематическая линейка Донской венок посвящена творчеству знаменитых и не очень знаменитых донских авторов.
Будучи одним из многочисленных независимых экспертов, приглашенных библиотекой имени Шолохова при проведении межмуниципального этапа конкурса «365 дней с книгой», я перечитала много эссе по произведениям разных донских авторов, но подавляющее большинство этих работ было посвящено творчеству великого нашего земляка, Нобелевского лауреата, Михаила Александровича Шолохова. Работу над великой казачьей эпопеей «Тихий Дон» начал наш знаменитый классик в середине двадцатых годов прошлого века, а закончил только в сороковом. С тех пор советские люди зачитывались этим бессмертным произведением, а в 1965 году роман получил мировую известность после того, как М.А. Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». И до сих пор не утратил этот роман своей исторической значимости. В наше время, в пору активного возрождения казачества, его значимость даже возросла. Не перестают люди сопереживать метаниям Григория Мелехова, болит читательская душа, сочувствуя нелегкой судьбе Натальи, не перестаем мы восхищаться силой любви и решительностью Аксиньи. Все это продолжает волновать современного читателя с новой силой. Читая эссе, я снова погрузилась в мир, до боли близкий и знакомый тем, кто живет на благословенной донской земле.
Мне захотелось вновь перечитать роман, «послушать» самого Михаила Александровича. Снова зазвучали во мне протяжные казачьи песни, проносились перед внутренним взором страшные события начала двадцатого века. Роман производит на своего читателя магическое действие. Погрузившись в него, трудно снова возвращаться в действительность. Настолько трудно, что под впечатлением от прочитанного захотелось еще и фильм посмотреть. Только вот какой, ведь экранизировали роман четыре раза. Первый фильм, снятый режиссерами Ольгой Преображенской и Иваном Правовым в немом черно-белом формате, вышел на экраны в далеком 1930 году, когда были написаны и изданы только первые две книги романа. Вторая, классическая, всеми любимая версия была создана Сергеем Герасимовым и вышла в свет в 1958 году. Третья экранизация романа была задумана и осуществлена Сергеем Бондарчуком в тяжелые девяностые годы прошлого века. Автор не успел закончить работу над фильмом, его дело продолжил сын режиссера, Федор. Зрители смогли увидеть фильм только в 2006 году.
А в 2015 году россияне увидели новый замечательный 14-серийный фильм, снятый режиссером Сергеем Урсуляком. Эта версия произвела на меня самое большое впечатление. Слезы наворачивались на глаза, когда гибли в междоусобной войне молодые, красивые, сильные казаки. Щемило сердце от сочувствия к нелегкой доле и трудной любви казачек.
Снимали этот фильм на наших родных просторах, в станице Еланской. Строить декорации на Верхнем Дону начали еще в 2012 году, а к съемкам приступили только весной 2014-го. Все это время авторы детально изучали материал, консультировались со знатоками исторических событий на Дону и казачьих традиций. Больше года собирали подлинные предметы казачьего быта, которые потом использовали в качестве реквизита. Такая тщательная подготовка позволила снять фильм, в котором, на мой взгляд, максимально точно был изложен подлинный шолоховский материал. Но после окончания съемок «Тихого Дона» судьба декораций была неизвестной. Тогда один из сопродюсеров фильма, ростовский предприниматель и общественный деятель Али Муссаевич Узденов решил создать этнографический музей на основе исторических декораций.
Изначально для нового «Тихого Дона» в Еланской был построен целый казачий хутор в 32 куреня с хозяйственными постройками. После окончания съемок три из них, основные, и стали базой для создания этнографического музея в хуторе Старозолотовский. Но почему именно Старозолотовский? Хутор Старозолотовский расположен в сказочно красивом месте на Среднем Дону. История возрождения хутора заслуживает отдельного внимания. Еще в начале двадцать первого века Али Узденов по делам бизнеса приехал в хутор и, по его признанию, не смог оттуда уехать. «Именно в районе Золотовки Дон берет свою полную силу, здесь в него впадает Северский Донец, и выше уже сильнее и мощнее Дона нет: здесь соединяется вся сила России и отсюда Дон течет к югу», – говорит меценат. Кроме того, по словам директора музея Ларисы Егуповой, «место для нового этнографического музея было выбрано не случайно. Здешний пейзаж полностью повторяет виды станицы Еланской, а местные казаки и казачки ревностно относятся к традициям своих предков». А с прошлого года хутор Старозолотовский официально присоединился к Федерации самых красивых деревень и городков мира, которая объединяет населенные пункты, богатые культурным и природным наследием. Он стал двенадцатым участником Федерации из России и первым на юге страны. И мы отправились на экскурсию.
Перевести декорации было делом очень непростым. Нужно было аккуратно и бережно переместить курени и бесценный реквизит на расстояние в 180 километров. Воссоздавали курени, учитывая древние технологии строительства на Дону. В соответствии с традициями все постройки и полы в них были мазаными. Мазали их казачки. С песнями ходили они голыми ногами по глине, смешанной с соломой, набирали ее в пригоршню и буквально обкидывали курень со всех сторон. А глину для обмазывания пола в курене мешали лошади, поэтому в глину подмешивался еще и конский навоз. Для рачительной хозяйки казачьего куреня было делом чести поддерживать пол в идеальном состоянии, он должен быть идеально гладким, как яичная скорлупа. Поэтому, как только на полу появлялись трещинки или выбоинки, казачки, уложив свое семейство спать, покрывали полы свежим слоем глины. Музейные курени построены именно так, учитывая весь опыт прошлых поколений.
Оказавшись на музейном подворье, сразу погружаешься в казачий быт прошлых веков. Встречают тебя на базу колодец, из которого брали питьевую воду, телега с деревянными колесами, настоящий плетень. В огороде высажены именно те овощи, которые обычно сажали казачки, зеленеют крупные листья табака. А еще тут растет виноград, да не просто виноград, а такой его сорт, который можно найти только в Старозолотовском. Называется этот древний донской сорт винограда Красностоп Золотовский, и вина, которые готовили из него казаки, вкусовыми качествами своими поражали даже европейских знатоков. Подворье восхищает разноцветьем цветов. От этих невероятных природных красок невозможно было оторвать глаз, но впереди нас ожидало столько интересного и познавательного, что наслаждаться цветением оказалось далеко не самой увлекательной частью нашей экскурсии.
Мы подошли к куреню, крытому камышом. Это был курень казаков Мелеховых. Перед глазами, как живая, встала картина свадьбы Натальи и Григория. Вот оно, то самое окно, в которое с такой тоской смотрел Григорий, сидя за столом с молодой и красивой, но нежеланной женой! А на стене висел белый веночек из восковых цветов, какие надевали невесты в день свадьбы. Этот венок имеет особую историческую ценность, потому что надевала его Наталья, та еще Наталья, которую в пятидесятых сыграла Зинаида Кириченко. Этот венок был подарен музею женщиной, хранившей его более полувека, со времени съемок фильма Сергеем Герасимовым. От воспоминаний захватывало дух!
Курень представлял собой «круглую» избу. Войдя в дом, мы оказались в горнице с большой беленой печью. Интересной деталью было маленькое зеркальце, вмазанное в печь. Такое зеркальце встречалось практически во всех казачьих домах. Необходимо оно было казачке для того, чтобы, выбрав сажу из печи, можно было сразу взглянуть на себя и убедиться в том, что сажа не осталась на лице и казачка, как всегда, красива и аккуратна. Называли такое зеркало казаки, не мудрствуя лукаво, «мордоглядкой». Здесь же стояли стол, лавки, сундук, поставцы с парадной посудой и кровать, на которой почивали хозяева куреня, Пантелей Прокофьич и Ильинична. Постель была аккуратно застелена, в головах стояла горка из трех подушек.
Точно так же были застелены все постели в казачьих домах. Но почему подушек именно три? Оказывается, одна подушка – для казака, другая – для казачки, а третья – для того, кто спит у стены. Ее подкладывали между стеной и спящим человеком, чтобы он не застудил спину. На стене висели палаши, символ казака-воина. А рядом с ними – бесценные музейные экспонаты – подлинные казачьи костюмы, в которых снимались Сергей Маковецкий и Людмила Зайцева, великолепно сыгравшие в фильме роли старших Мелеховых. Тут же на крюке в потолке висела люлька для младенца. Казаки вкручивали этот крюк сразу при строительстве нового куреня, даже если детей в этой семье еще не было, ведь, образуя семью, они стремились обзавестись как можно большим количеством наследников, которые в будущем вырастут и станут незаменимыми помощниками своим родителям.
Сразу после крестин дедову шашку снимали со стены и клали казачонку в люльку в надежде, что вырастет из него «добрый казак». Вырастая из люльки, казачок перемещался спать на лавку и спал на ней до самой своей женитьбы. И, только женившись, обретал право ночевать с молодой женой на кровати. А вот девочки, родившиеся в казачьих семьях, имели в родительском доме особое преимущество. Зная, какую тяжелую женскую долю придется нести по жизни казачке, родители стремились хотя бы в родительском доме создать для дочерей особые условия, обеспечив их девичьей комнатой. Была такая комнатка и у единственной дочери Пантелея Прокофьича, всеобщей любимицы Дуняши. Обставлена она была скромно, только самое необходимое: кровать, этажерка, сундук с приданым. На сундуке – непременная корзинка с рукоделием, ведь девочка-казачка сама готовила себе приданое.
А еще в комнатке стоял столик для всяких девичьих штучек, над которым висело зеркало. Казачки были известными модницами и любили носить украшения. На столике лежали бусы, гребни и даже железные щипцы для завивки волос, которыми пользовались и бравые казаки, завивая усы.
Мелеховы были казаками среднего достатка, а вот их соседи, Астаховы – победнее. На подворье Астаховых свободно гуляли куры, на привязи сидела собака, вокруг которой бегал ее щенок. Посреди двора стояла традиционная печка-горнушка, которую хозяева ставили на каждом базу. Погреба могло не быть, без заборов обходились, без колодцев, но горнушка была обязательно. Складывали такие печки из дикого камня или кирпича, обмазывали глиной и белили. У Астаховых подворье было небольшим. Рядом с горнушкой стояла конюшня, и тут же кучкой лежали кизяки, которыми и топили такую печь. Курень Аксиньи и Степана, меньший по площади, был крыт чаканом. В сенях стояла утварь, которую женщины использовали в домашнем хозяйстве. Почти вся она была сделана из дерева. Кадки, бочки, корыта, прялки и даже маслобойка, выдолбленная из ствола дерева. Любили казачки побаловать с утра своих домочадцев свежим маслицем. Тут же находился и инструмент Степана, который был необходим ему в хозяйстве. В потолке сделана ляда – откидная дверца на полати, которые в нынешнее время мы привыкли называть словом «чердак». Убранство куреня было традиционным, но гораздо более скромным, чем у Мелеховых. Правда, была именно в этой избе вещь, которой очень гордятся работники музея. Над постелью Аксиньи и Степана висел отличный синий форменный китель, расшитый золотыми нитками, точная копия того, какие носили казаки, получившие офицерское звание. Мастерицы, сшившие этот китель, позаботились даже о том, чтобы ткань полностью соответствовала той самой ткани прошлого века, из которой тогда шили форменную одежду казакам.
Осмотрев подворье Астаховых, мы вышли на баз семьи Коршуновых. Перед нами был большой курень, крытый железом. Позволить себе такую крышу могли только самые состоятельные казаки. Мирон Коршунов был именно таким, зажиточным, казаком. Окна куреня украшены бело-зелеными ставнями, балясник окружен резным бело-зеленым штакетником, крыша оторочена белыми деревянными кружевами. Курень выглядел очень нарядно. Сразу становилось понятно, что хозяева этого дома – люди небедные. Попав в курень Коршуновых, мы снова увидели те традиционные предметы утвари, которые встречали и в других куренях, а вот обстановка была уже совсем другой.
В доме стояла красивая мебель. На поставцах выставлена дорогая фарфоровая посуда. Тут же увидели мы швейную машинку ZINGER, которую мало кто из казаков мог себе позволить. Особое внимание экскурсовод уделила ковру, который висел над одной из кроватей. Этому бесценному подлинному экспонату более ста лет, но он до сих пор не утратил своих ярких красок и по-прежнему радует глаз каждого, кто на него смотрит. Комната Натальи тоже выглядит иначе, чем девичьи комнаты в других куренях. Здесь появляется такой редкий предмет мебели, как шкаф. Его могли позволить себе только зажиточные казаки. Выйдя замуж, Наталья забрала его в дом Мелеховых как часть своего приданого.
Самая большая комната в курене обставлена по-европейски. Коршуновы были не только зажиточными, но и довольно образованными людьми. Об этом свидетельствовали старинный клавишный музыкальный инструмент и полка с книгами, которые бросились в глаза сразу, как только экскурсия переместилась в горницу. Посреди комнаты большой, накрытый белой скатертью обеденный стол, на котором стояли начищенный до блеска медный самовар и чайные чашки, лежала газета. Отчетливо представлялось утро в этом доме, когда вся семья Коршуновых собиралась за большим столом, все пили чай с баранками, а Мирон Григорьевич знакомился с новостями, читая газету. Для них это было счастливое время, которое, к сожалению, скоро закончится. Так же, как Дуняша была любимицей у Мелеховых, так и Наталья была светом в окошке у Коршуновых, поэтому они были категорически против ее замужества. Но в казачьих семьях слово невесты имеет вес, и родители вынуждены были принять решение дочери стать женой Григория Мелехова, несмотря на разное материальное благосостояние семей. Кто знает, может быть, послушай она родителей, по-другому сложилась бы ее судьба… Увы, Наталья выбрала любовь, а через нее – и муку.
Обойдя все музейные курени, сам собой напрашивался вывод о том, что казачки были отличными хозяйками. Несмотря на такие непростые бытовые условия и разные материальные возможности, женщины стремились создать максимальный уют в своем доме. В куренях на полочках и столах лежали скатерти и дорожки, вышитые руками казачек, на окнах висели вышитые занавески. На каждом подоконнике стояли живые цветы в горшках. Особенно жаловали казачки герань. Они не только любили ее за нарядный цветущий вид, но и признавали ее целебные свойства.
Музей производит огромное впечатление на посетителей, которые решились преодолеть такой длинный путь, чтобы еще раз окунуться в незабываемую атмосферу этого прекрасного фильма, основанного на бессмертном произведении нашего великого земляка. Приехав на открытие музея, Сергей Урсуляк поблагодарил музейных работников за подвижническую работу, оставив запись в книге посетителей, и отметил, что во время съемок фильма убранство куреней было гораздо скромнее, чем то, что мы видим, посещая музей. Более того, музей продолжает активно развиваться.
Всем нам посчастливилось жить на донской земле, такой богатой во всех отношениях. Тут и неповторимая природа с ее степными просторами и могучей рекой, тут и великая история, связанная с казачеством. И для того, чтобы быть достойными детьми Донского края, каждому из нас нужно честно трудиться на благо этой земли, любить ее историю, изучать ее традиции и обычаи.
Светлана ЕФРЕМОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!