Наше образование – на должном уровне!
Новость в рубрике: Администрация района, Достижения, Избранное, ОбразованиеНа педагогической конференции обсудили современные векторы развития образования района в свете реализации нацпроекта «Образование». В современном обществе образование является одним из главных факторов развития. Перед новым учебным годом педагоги рай-она подводят итоги развития образовательного комплекса Аксайского района. 28 августа на традиционной августовской педагогической конференции в преддверии нового учебного года в выступлениях заместителя главы Администрации Аксайского района по социальным вопросам О.Н. Пушкиной и начальника Управления образования А.К. Кучеренко были определены основные направления дальнейшего развития для обеспечения доступности образования и соответствия его запросам населения, задачам развития российского общества. Ежегодная августовская встреча также дает возможность обсудить назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития отрасли образования.
Национальный проект «Образование» – это инициатива, направленная на достижение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Национальный проект «Образование» предполагает реализацию четырех основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, а также создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой. В области реализуются семь региональных проектов.
Первой выступила заместитель Администрации Аксайского района О.Н. Пушкина. Он подчеркнул, что долгосрочной целью образования остается повышение его доступности и качества, а главной задачей нового учебного года – создание благоприятных условий для функционирования и развития системы образования, достижения соответствующего требованиям уровня подготовки в условиях непростой экономической ситуации.
В своем выступлении Ольга Николаевна остановилась на самых значимых и ключевых моментах развития образовательного комплекса района.
Одной из главных целей образовательной политики Администрации Аксайского района в сфере дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на доступное и качественное дошкольное образование.
В Аксайском районе охват дошкольными образовательными услугами детей в возрасте от трех до семи лет по дате желаемого зачисления составляет 96 процентов от общего количества детей. Но проблема охвата детей дошкольного возраста детскими садами остается острой: на сегодняшний день очередность в возрасте от нуля до семи лет составляет 3 169 детей. Поэтому сейчас в Аксайском районе реализуются системные меры по увеличению числа мест в дошкольных образовательных организациях и ликвидации их очередности. За период с 2013 по 2019 годы дополнительно введено более 1600 мест в дошкольных образовательных организациях.
На сегодняшний день идет процесс проектирования детских садов на 220 мест каждый в городе Аксае и п. Темерницком. Начало строительства запланировано на 2020 год. Также в 2020 году планируется начать строительство в п. Янтарном детского сада на 60 мест.
Администрация Аксайского района особое внимание уделяет развитию негосударственных (частных) детских садов, в районе – четыре центра развития и три негосударственных детских сада, организованные индивидуальными предпринимателями, которые занимаются подготовкой детей к школе, а также присмотром и уходом за ними. Частные детские сады, в общей сложности, посещают 150 детей.
Во исполнение майских Указов Президента проводится ра-бота по максимальному переводу школ на осуществление образовательного процесса в одну смену. В связи с увеличением количества обучающихся, в 2019 году более 2 000 школьников из восьми школ будут вынуждены учиться во вторую смену.
Далее О.Н. Пушкина остановилась подробно на школах и детских садах, которые строятся или находятся в планах по строительству. Так, завершилось строительство школы в п. Янтарном на 600 мест. Торжественное открытие новой школы запланировано на 2 сентября этого года. Также ведется проектирование школы в п. Темерницком на 1 000 мест. Начало строительства школы запланировано на 2020 год.
С целью завершения строительства школы на 1 000 мест в г. Аксае в 2019 году выделено более девяти миллионов рублей из средств местного и областного бюджетов на корректировку проекта. Строительство будет продолжено в 2020 году, а открыть школу планируется к 1 сентября 2021 года.
В мае 2019 года начат капитальный ремонт средней школы п. Реконструктор, который планируется закончить к ноябрю этого года.
В текущем периоде проведена замена деревянных оконных бло-ков на энергосберегающие металлопластиковые в Октябрьской и Грушевской основных школах. Также был произведен ремонт кровель Аксайских СОШ № 1, 2, гимназии № 3 г. Аксая, детском саду № 39 «Росинка» п. Рассвет. Ремонт отопительных систем был сделан в Мишкинской, Ольгинской, Старочеркасской, Октябрьской, Грушевской школах, детских садах № 25 «Светлячок» и № 29 «Черемушка».
Не менее важно защитить детей от террористических угроз. Согласно муниципальной программе «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» в текущем году была произведена установка ограждений детского сада № 5 «Журавлик».
Также завершено оснащение детских садов и учреждений дополнительного образования системами наружного видеонаблюдения.
На сегодняшний день все образовательные организации района имеют в наличии паспорта готовности к отопительному сезону 2019 – 2020 и акты проверки готовности образовательных организаций к началу нового учебного года.
Другим, не менее важным направлением социально-правовой защиты детства является сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения.
Безусловно, особую роль в укреплении здоровья детей играет рациональное питание. Горячее питание организовано во всех общеобразовательных учреждениях Аксайского района. 15 школ имеют собственные оборудованные пищеблоки, в пять школ питание доставляется в специальных термоконтейнерах.
По итогам 2018 – 2019 учебного года охват школьников горячим питанием составил 96 процентов. Около 60 процентов школьников получают двухразовое горячее питание. Для обеспечения горячим питанием детей из малообеспеченных семей из местного бюджета направлено 8,4 млн руб. В рамках реализации мероприятий «Донское школьное молоко» дополнительным молочным пита-нием обеспечено сто процентов обучающихся начальных классов.
Успешно продолжает работать в районе и «Всеобуч по плаванию». Обучено плаванию 700 учащихся вторых-третьих классов из 12 общеобразовательных учреждений Аксайского района.
Еще одной важной задачей развития образовательного комплекса района является повышение зарплаты педагогических работников.
В целях реализации майских Указов Президента Российской Федерации заключены эффективные контракты, позволяющие определить критерии оценки эффективности деятельности каждого работника, установить размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Завершая свое выступление Ольга Николаевна отметила, что образование Аксайского района находится в режиме динамичного развития, а также поздравила педагогов с началом нового учебного года, пожелав им успехов и новых побед.
Следующим выступил начальник Управления образования Андрей Константинович Кучеренко. Он начал свое выступление с рассмотрения современного состояния нашего образовательного комплекса и тенденций его будущего развития.
Андрей Константинович обратил внимание, что сейчас образовательный комплекс района реализует национальный проект «Образование».
Воплощение приоритетных задач национального проекта «Образование» неразрывно связано с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов. Андрей Константинович отметил, что на сегодняшний день во всех школах района создана информационно-образовательная среда, и сто процентов учащихся школ будут обеспечены учебниками по ФГОС к новому учебному году. Повышение квалификации за три последних года прошли более двух тысяч педагогов района. В этом году по новым стандартам продолжат обучение 11 815 школьников.
Еще одна немаловажная тема была затронута в выступлении О.Н. Пушкиной. Это организация перевозки обучающихся из отдаленных населенных пунктов. В Аксайском районе действует 45 школьных маршрутов, по которым осуществляется перевозка детей на 35 школьных автобусах из 42 населенных пунктов. Только с 2016 по 2019 годы число перевозимых школьников увеличилось на 340 человек, в связи с чем ежегодно пополняется и обновляется парк школьных автобусов. Так, в декабре 2018 года для Рассветовской и Ольгинской школ за счет средств федерального бюджета были дополнительно приобретены два автобуса ПАЗ на 22 посадочных места каждый.
А в связи с вводом в эксплуатацию школы в п. Янтарный проведена оптимизация школьных маршрутов: два закрыты, а три новых открываются 1 сентября. В новую школу переданы два школьных автобуса для перевозки детей из трех населенных пунктов х. Камышеваха, п. Водопадный и п. Янтарный.
В соответствии с новым законодательством в школьных автобусах установлены и подключены системы РА ГЛОНАСС. Также в целях обеспечения безопасной перевозки детей проведено мероприятие по установке желтых маячков на крыши школьных автобусов.
Ольга Николаевна подчеркнула, что все общеобразовательные учреждения, осуществляющие организованные перевозки групп детей, получили лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. И 1 сентября 35 школьных автобусов выедут по утвержденным школьным маршрутам.
– Наша задача на местах – обеспечить условия освоения новых концепций учебных дисциплин, в первую очередь, по преподаванию русского языка как фактора сохранения национальной идентичности, обеспечения межнационального общения, как фактора национальной безопасности России. Обязательная задача для филологов наших школ – углубленное изучение русского языка и литературы. Задача театральных студий, литературных гостиных, поэтических салонов – развитие культуры речевого общения, приобщение детей к чтению! – подчеркнул начальник Управления образования.
Важнейшей задачей сегодняшнего дня, по словам Андрея Константиновича, является создание, так называемых, «точек роста» на базе 12 передовых школ нашего района. «Точки роста» – это специализированные центры цифрового и гуманитарного образования, которые будут создаваться за счет Нацпроекта с целью предоставления равных образовательных возможностей для учащихся как города, так и села. Флагман этого направления – новая школа в поселке Янтарном.
Далее А.К. Кучеренко рассказал о работе Аксайских педагогов и управленцев в свете реализации национального проекта «Образование», и победы на Всероссийских профессиональных конкурсах в этом году говорят об их успешных результатах.
Так, Рассветовская школа стала лауреатом Всероссийского конкурса «500 лучших образовательных организаций страны – 2019», в течение трех лет является победителем Всероссийской акции «Сделаем вместе».
Ленинская школа стала лауреатом Всероссийского смотра-конкурса образовательных организаций «Достижения в образовании», а СОШ № 7 п. Реконструктор победителем регионального конкурса авторских инновационных проектов «Современная школа».
Аксайские городские школы тоже показывают отличные результаты своей работы. Так, Аксайская СОШ № 2 – победитель регионального этапа Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания» и участник Всероссийских спортивных игр школьных спортивных клубов. Аксайская СОШ № 4 – победитель регионального этапа Всероссийского конкурса-фестиваля «Таланты и поклонники». А гимназия № 3 г. Аксая – победитель зонального этапа Всероссийского конкурса отрядов Юных инспекторов движения.
Также и сами педагоги показывают впечатляющие результаты. Ежегодно инновационные разработки учителей публикуются на актуальных Интернет-порталах по обмену опытом и в областном сборнике (18 выпуск) «Актуальный опыт работы педагогов Аксайского района в свете реализации национального проекта «Образование».
Далее Андрей Константинович рассказал о важности оценки качества общего образования, показателем которого, несомненно, являются результаты единого государственного экзамена. В 2019 году ЕГЭ в Аксайском районе прошел качественно и объективно, полученные результаты достоверно отражают уровень подготовки выпускников наших школ.
Стабильные результаты выпускников по итогам государственной аттестации говорят о высоком профессионализме аксайских педагогов. Так, в этом году 14 наших коллег удостоены ведомственной награды «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации».
Начальник Управления образования рассказал и о региональном проекте «Цифровая образовательная среда», задача которого – создание и обеспечение функционирования единой информационной системы «Цифровая школа». Она позволит снизить нагрузку в части ведения административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельности и обеспечения учебного и воспитательного процесса.
На сегодняшний день в 14 школах, в трех учреждениях дополнительного образования и в 14 детских садах района создана и функционирует такая единая информационная система с использованием технологий «больших данных», «облачного» хранения сведений для обеспечения полного электронного документооборота деятельности образовательной организации.
Еще одним важным моментом в свете реализации национального проекта «Образование» отводится внедрению нового стандарта дошкольного образования. Первостепенную роль в содержании качества дошкольного образования играет сохранение и укрепление здоровья детей в детских садах. Реализация современных инновационных здоровьесберегающих технологий в детских садах района обеспечивает улучшение состояния физического здоровья детей. А слаженная работа педагогов-психологов направлена на обеспечение психоэмоционального благополучия каждого ребенка. Это подтверждают данные ежегодного районного мониторинга физического развития и психоэмоционального состояния детей.
Наиболее значимые результаты в этом направлении достигнуты в детских садах – № 4 «Калинка», № 3 «Солнышко», № 8 «Малыш», № 9 «Колосок», № 12 «Василек» и № 16 «Аленушка».
Говоря о здоровье физическом, нужно помнить и о духовном здоровье наших детей. Детские сады района проводят большую работу, в 20 садах ведутся курсы духовно-нравственного воспитания.
В свете повышения качества особую важность приобретает развитие системы инклюзивного и компенсирующего дошкольного образования. Адресное внимание уделяется доступности получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. Элементы «доступной среды» созданы в восьми дошкольных организациях района.
Приоритетная задача дополнительного образования – охват детей в возрасте от 5 до 18 лет. Особое внимание – на развитие естественно-научных, технических направлений, проектной деятельности и гражданско-патриотического воспитания.
5 749 человек от 6 до 18 лет, занимают по 18 направлениям и 21 виду спорта.
2018 – 2019 год:
– 120 мероприятий областного уровня;
– 39 – всероссийского уровня;
– 2 международного уровня.
С этой целью в дошкольных организациях открыты группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, это детский сад № 6 «Теремок», № 12 «Василек», № 11«Красная шапочка», № 2 «Буратино» и № 4 «Калинка». Инновационный опыт работы педагога-психолога детского сада № 22 «Ромашка» Екатерины Владимировны Кряжковой по индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми ОВЗ был представлен на XVIII Южно-Российской научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании» и получил высокую оценку коллег.
Андрей Константинович рассказал, что нацпроект «Образование» особое внимание уделяет и развитию системы дополнительного образования детей.
Так, приоритетной задачей, стоящей перед образовательными организациями в этом учебном году, является доведения охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными общеобразовательными программами и организованными формами досуга до 76 процентов, обратив особое внимание на развитие естественно-научных, технических направлений, проектной деятельности, гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи.
С этой целью, конечно же, необходимо разработать и реализовать массовые программы дополнительного образования различной направленности. Над этой задачей уже с успехом работают учреждения дополнительного образования детей: Центр творчества детей и молодежи, Центр профориентации, две спортивные школы – №1 и «Юность. В кружках и секциях в этом учебном году было занято 5 749 человек от 6 до 18 лет, занимающихся по 18 направлениям и 21 виду спорта.
– За прошедший учебный год обучающиеся организаций дополнительного образования приняли участие в 120 мероприятиях областного уровня, в 39 мероприятиях Всероссийского, в двух мероприятиях международного уровня, заняли призовые места более чем, в 700 мероприятиях! Ежегодно в районных и областных конкурсах и соревнованиях значительных успехов достигают учащиеся из Аксайской школы № 2, гимназии № 3 г. Аксая, Мишкинской, Рассветовской, Ольгинской и Грушевской школ, – подчеркнул Андрей Константинович.
Ведущие направления воспитательных систем Аксайских образовательных организаций – это использование во внеурочной деятельности историко-культурного наследия области и района, опора на семейные ценности и традиции старших поколений, взаимодействие с учреждениями культуры, с детскими и молодежными общественными организациями. С этой целью на базе Центра творчества детей и молодежи создано два центра: Центр военно-патриотического воспитания и подготовки граждан к военной службе и районный Центр молодежных инициатив. Потенциальные возможности данных центров необходимо воплотить в реальные достижения по повышению качества учебных программ, увеличению числа секций и клубов, модернизации инфраструктуры и учета контингента.
Есть еще один федеральный проект «Успех каждого ребенка», о котором рассказал А.К. Кучеренко.
– Без сомнения, одаренные люди являются мощным ресурсом развития нашего общества. Так, ежегодно при поддержке главы Администрации Аксайского района Виталия Ивановича Борзенко в течение 15 лет в районе действует Межведомственный совет по утверждению и назначению стипендий главы одаренным учащимся. В 2019 году 25 учеников стали победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Всего 1 200 ребят приняли участие в очных предметных олимпиадах и конкурсах, 213 из них стали победителями! – поделился Андрей Константинович.
В свете реализации данного проекта в этом учебном году на базе Центра профориентации создан муниципальный Центр по работе с одаренными детьми. Ведущие направления работы будущего центра – это, прежде всего, индивидуальный подход в выявлении и взращивании наших талантливых «звездочек», построение образовательных траекторий развития детской одаренности через квест-арену «Интеллектуальный Олимп», а также активное взаимодействие с областным центром «Ступени успеха».
Впервые в этом году состоялся районный слет отличников «Мой Олимп», в котором приняло участие 142 учащихся из 16 образовательных организаций Аксайского района.
Без сомнения, качественное воплощение национального проекта «Образование» напрямую зависит от уровня профессионализма педагогических кадров. Именно поэтому к образовательному уровню педагогических работников предъявляются самые высокие требования.
Кадровый педагогический состав района на протяжении нескольких лет остается стабильным, сохраняется удельный вес численности молодых педагогов. Так, в 2018 – 2019 учебном году он составил 12,5 процента.
В этом учебном году курсовую переподготовку прошли более 70 процентов педагогических работников района. Данный показатель увеличился за последние три года на 11 процентов. Только в этом году районным методическим кабинетом на базе района было организовано пять потоков территориальных курсов, пять школ района провели курсы для своих педагогов: это Аксайские школы № 2, № 4, гимназия № 3 г. Аксая, Лицей № 1 г. Аксая и Большелогская СОШ, что является одним из важных направлений реализации персонифицированного подхода к повышению квалификации педагогов.
– Национальный проект «Учитель будущего» ставит задачу по развитию конкурсов профессионального мастерства различных уровней. В Аксайском районе такая система сформирована, – считает Андрей Константинович.
Только в этом году в конкурсах профессионального мастерства приняли участие более 300 педагогов района. Победители престижных конкурсов областного и Всероссийского уровня ежегодно становятся наши педагоги.
– Решение нашей конференции является результатом совместного плодотворного труда и послужит вектором для развития образования района в новом учебном году, – сказал в заключение начальник Управления образования.
Сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения
2018 – 2019 учебный год:
охват горячим питанием – 96 процентов;
двухразовое горячее питание – около 60 процентов;
питание детей из малообеспеченных семей – 8,4 млн руб.;
«Донское школьное молоко» – сто процентов обучающихся начальных классов;
собственные пищеблоки – 15 школ;
доставка в специальных термокнтейнерах – пять школ.
Летний отдых и оздоровление детей
В 2019 году в 18 школьных лагерях отдохнуло 1 018 детей (4 млн руб.).
Образовательные учреждения Аксайского района:
– 2 700 человек из маообеспеченных семей;
– более 900 посетили пришкольные лагеря.
Путевки в санаторно-оздоровительные учреждения Неклиновского района:
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – 119 путевок;
– одаренные дети из малоимущих семей – 53 путевки.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!