И астрономию тоже будем изучать
Новость в рубрике: Достижения, Избранное, ОбразованиеГлавная задача – качественное и доступное образование для всех! Начинается новый учебный год, школы Аксайского района готовы принять учащихся. Это время, когда у родителей чаще всего возникают вопросы, касающиеся образования детей, их пребывания в школе, обязательных и дополнительных услуг, предоставляемых образовательными организациями. На типичные вопросы родителей отвечает заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова.
– Число учащихся постоянно растет, обеспечат ли школы района места для всех детей? Смогут ли все дети учиться в первую смену?
– В этом году школы Аксайского района распахнут свои двери для 12 280 детей, в городе – 5 700, в сельской местности около 6 500 детей. Первоклассников в районе – 1 579, из них в школы города придут 720 детей.
Год от года число детей увеличивается, еще недавно у нас было 9 –10 тысяч учащихся, сейчас уже больше 12 тысяч. Наш район престижный, находится вблизи Ростова-на-Дону. Школы города набирают по 5 – 6 первых классов. Несмотря на большую загруженность школ, одна из наших приоритетных задач – отказ от второй смены. Мы стараемся эту проблему решить, в том числе и путем строительства новых школ, однако она остается актуальной. В этом году семь школ района будут работать в две смены. Мы рекомендуем директорам школ делать графики посменного обучения, чтобы отрегулировать данную ситуацию. По закону обязательно в первую смену должны учиться первые, пятые, девятые и одиннадцатые классы.
– Еще одна из важных тем для родителей первоклассников – выбор учителя.
– Учителя начальных классов школ Аксайского района имеют особую подготовку, которая включает в себя знание детской психологии, ведь первый класс – это особая забота, ответственность и внимание как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Именно учитель начальной школы формирует личность, помогает ребенку адаптироваться в школе и развить свои способности с тем, чтобы успешно перейти в среднее звено. У нас существует продуманная система подготовки и повышения квалификации как преподавателей начальной школы, так и педагогов-предметников, педагогов-психологов.
Реализация сложных задач образования невозможна без умного, грамотного педагога, который готов учить других и учиться сам. С педагогами проводится большая работа нашей методической службой во главе с Ириной Георгиевной Долгушиной, завучами школ, руководителями, которые создают условия для работы учителей. Идет планомерное повышение образовательного уровня педагогов, постоянно проводятся курсы повышения квалификации, осуществляется моральное и материальное стимулирование, в том числе и участие в престижных профессиональных конкурсах, где наши педагоги занимают призовые места. Большая поддержка оказывается молодым учителям.
– Имеет ли право школа проводить тестирование при поступлении детей в первый класс?
– Нет, проводить такие тесты не разрешено. В условиях реализации инклюзивного образования все дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, могут обучаться в классах возрастной нормы.
– Когда можно подать заявление на прием в школу?
– По закону «Об образовании» уже с 1 февраля родители имеют право подавать заявление о приеме их ребенка в школу. Можно подать заявление на сайте школы в электронном виде, можно прийти и написать заявление в самой школе. Это касается, прежде всего, тех детей, чье место жительство закреплено за образовательным учреждением. Важно помнить, что на основании постановления главы Администрации Аксайского района за всеми школами закрепляются определенные микрорайоны. Записываться в школу можно вплоть до начала учебного года. Школа может отказать ребенку только в случае, если нет мест.
– По федеральным государственным стандартам образования учебная организация проводит внеурочные занятия. Для чего они необходимы, и обязательно ли на них оставаться после уроков тем, кто ходит в музыкальную школу или спортивную секцию?
– Дети, приходя в школу, знают, что во второй половине дня им будет предоставлен ряд кружков, секций, занятий по интересам, экскурсий. Это условие ФГОС, рассчитанное на то, чтобы ребенок мог развиваться, поскольку основная задача образования – всестороннее развитие личности учащегося. Если учащийся школы посещает музыкальную школу, школу искусств, спортивную секцию или школу, то посещение внеурочных занятий не обязательно, ведь он уже фактически занимается внеурочно.
– Какие возможности открывают федеральные государственные стандарты образования?
– Федеральный государственный образовательный стандарт – это основной вектор развития нашего образования. Главная задача образования – это качественные, высокие, стабильные результаты, показывающие уровень знаний детей. Все школы нашего района работают в рамках ФГОС уже более десяти лет. ФГОС охватывает собой всю систему образования, предъявляя требования к условиям труда педагогов, жизнедеятельности детей, к материально-техническим условиям, учебно-методическим пособиям, к разработке общеобразовательных программ. В итоге мы должны выйти на такой результат, чтобы ребенок мог поступить в лучшие вузы страны. Мы проводим мониторинг, в какие вузы поступают наши выпускники после успешной сдачи ЕГЭ. Напомню, что в этом году четыре наших выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов и еще 39 выпускников получили свыше 90 баллов.
Цель образования по ФГОС – сделать его общедоступным и качественным, чтобы ребенок из сельской глубинки мог получить качественную образовательную услугу, поступить в престижный вуз.
– Нужна ли форма в школе, регламентирована ли она законом?
– Закон «Об образовании» регламентирует наличие формы по решению образовательной организации. В уставе образовательных организаций и в положении о школьной форме определяется наличие формы, ее цвет и так далее. Каждая школа выбирает форму сама. Мы обращаем внимание родителей, что форма дисциплинирует, вносит единую ноту. Это всегда красиво, достойно и подчеркивает статус образовательной организации.
– Нужно ли родителям покупать учебники и тетради на печатной основе?
– Все учебники и другие учебные пособия приобретаются школой самостоятельно за счет бюджетных средств. Учебники в школу поступают только те, которые есть в едином федеральном перечне. Он утверждается раз в год и строго проверяется нашим главным контролирующим органом – Рособрнадзором. Выбор учебников, прежде всего, за школой и за учителем. Но нужно понимать, если выбрана определенная линейка учебников, то по ней дети будут обучаться и в последующие годы.
– Как обстоит дело с пособиями, которые необходимы при преподавании курсов за пределами ФГОС?
– В таком случае покупка этих учебников и тетрадей осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательные услуги. Например, такие учебные пособия, как рабочие тетради на печатной основе, не являются обязательными для использования в образовательном процессе. По решению образовательной организации рабочие тетради на печатной основе могут быть использованы в обучении, в этом случае они приобретаются общеобразовательной организацией за счет бюджетных средств. Родители должны это знать, на родительских собраниях все эти вопросы обсуждаются.
– Какие новые предметы сейчас вводятся?
– Прежде всего, продолжится преподавание астрономии в старшей школе. Также преподаются родной язык и родная литература – эти новые предметы регулируются федеральном стандартом. Продолжится введение курса «Основы духовно-нравственной культуры», и в рамках него – курс «Основы православной культуры», он ведется во всех школах нашего района, причем воспринимается детьми положительно и с большим интересом.
– Будет ли возможность оставлять детей в «продленке», которая популярна среди родителей учеников начальной школы? Каковы условия для обучения детей с особенностями здоровья?
– От школы зависит, есть ли свободные кабинеты для занятий в «продленке». Мы знаем, что эта услуга родителями востребована, но, к сожалению, не везде есть возможность ее предоставить. По закону она не является обязательной.
Инклюзивное образование в школах района постепенно развивается. Дети с особенностями развития могут учиться вместе со сверстниками. Сложным категориям учащихся – детям с задержкой психического развития, с особыми диагнозами – школа ни в коем случае не должна отказывать в обучении, а наоборот, создавать для них особые условия. Дети с особенностями здоровья, по мнению психологов, должны обучаться вместе с детьми возрастной нормы, в таких условиях их развитие улучшается. Инклюзия постепенно набирает силу и реализуется во всех образовательных организациях района.
– Как осуществляется надзор за деятельностью образовательных организаций? Каковы его результаты в Аксайском районе?
– Рособрнадзор – наш главный контролирующий орган – ввел в прошлом году так называемые комплексные проверки. В шести школах и 15 детских садах они уже прошли. Причем без штрафов. Чем важны такие проверки? Прежде всего, они позволяют в течение трех лет отследить, систематизировать и обновить свою деятельность. Рособрнадзор контролирует все направления деятельности школы на предмет реализации федеральных государственных стандартов. Это реализация основной образовательной программы, функционирование сайта образовательной организации, работа с кадрами, работа с родителями, учебные программы, прием детей в образовательную организацию. Хочется особенно выделить Аксайскую школу № 2, которая прошла проверку без единого замечания.
Сейчас особое внимание уделяется сайтам образовательных организаций. Предварительное знакомство родителей со школой или садом начинается с сайта. Поэтому очень важно, чтобы на сайте были все необходимые разделы. Все правоустанавливающие документы, сведения о педагогах, отчеты школы, достижения, внеурочная деятельность, кружки, платные услуги школы. Такая открытость, доступность образования реализуется через качественные, грамотные сайты. На сайте Управления образования также можно посмотреть всю необходимую информацию, в том числе и сведения о наших образовательных организациях района.
19 августа в ДГТУ состоялась ежегодная областная педагогическая конференция работников образования «Региональные проекты – точки роста донского образования». С приветственным словом к участникам конференции обратились Губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев и председатель Законодательного Собрания области А.В. Ищенко.
«Нацпроекты являются главными ориентирами в деятельности донских властей, и они стремятся донести их суть до каждого руководителя на местах. Эти проекты играют ключевую роль в обеспечении развития нашей страны, региона и каждого муниципального образования», – заявил Губернатор В.Ю. Голубев на традиционной августовской педагогической конференции.
Василий Юрьевич вручил высокие награды Губернатора области. От Аксайского района была награждена благодарственным письмом за многолетнюю эффективную деятельность в системе образования Ростовской области заместитель начальника Управления образования Администрации Аксайского района Наталья Анатольевна Пастухова.
На конференции с докладами выступили министр общего и профессионального образования области Лариса Валентиновна Балина и директор Регионального информационно-аналитического центра образования Анна Борисовна Котова.
От Аксайского района в работе конференции приняла участие делегация в составе 21 человека под руководством начальника Управления образования Администрации района Андрея Константиновича Кучеренко.
Подводя итог беседе, хотелось бы отметить, что приоритетные задачи, которые ставит перед нами национальный проект «Образование», неразрывно связаны с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов, которые в свою очередь преследуют главную цель системы образования – доступное и качественное образование для всех!
Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!