Знать и помнить
Новость в рубрике: Литературная гостинаяРаботы по краеведению – это литература истории и памяти. книга «Аксайскому военно-историческому музею – 70 лет» успешно добавляется в этот список. Будем же вспоминать! – как бы приглашает автор книги Юрий Трущелев, потому что всякое время пройдет, и настанет пора оглянуться назад. Главный герой этой книги – Память. Нельзя жить на земле, не интересуясь, как люди жили прежде, не зная об их чаяниях, трудах, победах, их горестях и потерях. Каждому дорого место, где родился, где все знакомо и близко. Из любви к своему краю рождается любовь к Великой России. Чем больше человек знает о своей малой родине, земляках, памятниках этой земли и ее традициях, тем глубже становится это чувство. Тем, кто неравнодушен к истории земли аксайской, кто хочет больше знать о ее прошлом, о ее людях – предназначены страницы этой книги.
Ю.В. Трущелев в предисловии указывает, что его книга написана по материалам, собранным В.Д. Гладченко, который сформировал папки по периодам истории музея и снабдил их фотографиями. Но Владимир Дмитриевич Гладченко, отдавший созданию музея более тридцати лет, ушел из жизни, не успев воплотить замысел. Лишь спустя десять лет при поддержке руководства музея книга была издана.
Хорошо, что ее автором стал Ю.В. Трущелев, знавший лично Владимира Дмитриевича, поработавший, пусть и недолго, под его началом, а после освещавший проблемы музея на страницах районной газеты. Да и со многими людьми, причастными к созданию музея в Аксае, автор был знаком – это тоже плюс.
Книга рассказывает, как зарождался музей, говорит о людях, собиравших его фонды: от краеведов и энтузиастов О.Н. Пышненко, Ю.Н. Введенского, А.Н. Скрипова, М.М. Кушнир, А.Т. Рой, В.И. Левченко и до профессионала в этом вопросе В.Д. Гладченко – человека, который превратил простой школьный музей в городской, со статусом государственного учреждения культуры.
В главе «Краеведение, как отправная точка музейной работы» автор приводит слова академика Лихачева, который сказал, что «краеведение не только наука, но и деятельность!».
У нашего города славное прошлое. Донской историк В.Д. Сухоруков еще в начале XIX века называл станицу Аксайскую одной из красивейших и богатейших на Дону. Много места в книге уделено истории древнего Кобякова городища, рассказывается о работе археологических экспедиций профессора А.А. Миллера 1924 – 1928 годов.
С городищем связана легенда о пребывании в плену у половцев князя Игоря, героя эпоса «Слово о полку Игореве». Из книги мы узнаем, что А.Н. Скрипов был не только учителем-краеведом, но и автором стихотворного перевода этого великого произведения.
В 1570 году на Кобяковом городище казаки передали царского посла Новосильцева турецкому отряду для сопровождения в Азов и далее – в Стамбул. Это первое упоминание окрестностей Аксая в официальном документе принято считать датой его основания, так как на восточном склоне Кобяковки с незапамятных времен был одноименный хутор, относящийся к станице Аксайской.
О славянском христианском поселении XI века на городище упоминается в работах А.А. Миллера и М.И. Артамонова. «Раскопки профессора Миллера, – пишет Ю.В. Трущелев, – прославили Кобяково городище, которое пресса тех лет называла, и не без основания, «русской Троей».
В годы Великой Отечественной войны значительная часть Кобякова городища была разрушена из-за строительства железной дороги по Ольгинской дамбе. После войны школьники в земельных отвалах находили и приносили в школу всякие древности.
С 1947 года в местной школе работал учителем истории фронтовик А.Н. Скрипов, который на базе краеведческого кружка решил создавать с учениками музей. В 1953 году вышла книга «Школьный музей» А.Н. Скрипова, а за год до того музей посетил известный советский писатель С.Я. Маршак и оставил в книге записей теплый отзыв. Завязалась переписка с юными краеведами, позже Маршак рассказывал о школьном музее из казачьей станицы даже в своей поездке по Англии.
На Кобяковом городище в 50-е годы был найден вырубленный из камня крест, который А.Н. Скрипов в книге «На просторах Дикого поля» называл аланским. Писатель и краевед А.Д. Лудов высказал предположение, что каменный крест мог относиться к временам, когда в этих местах побывал святой апостол Андрей Первозванный. Читатель с интересом знакомится с удивительной историей, связанной с этим крестом. «На Киевских горах еще в начале XX века производились изыскания, но следов пребывания Андрея Первозванного не нашли.
А вот на Аксайских горах нашли каменный крест, но почти сразу же закопали его обратно в землю… В документальном фильме Андрея Кондрашова «Валаам» говорится, что первый крест на территории этой обители поставил сам апостол Андрей Первозванный… По дороге на Валаам апостол вполне мог побывать и на священном холме Кобякова городища».
Исчезновение каменного креста со двора школьного музея обросло легендами, которые сводятся к одному: все, кто пытался по приказу начальства разрушить крест, пострадали, поэтому его столкнули в балку, которая в те годы была рядом с музеем, и присыпали землей. Когда крест вернули земле, не пострадал никто.
В книге рассказывается об истории создания и становления каждого музейного филиала: «Почтовая станция XIX века», «Таможенная застава XVIII века» и «Военно-исторический комплекс».
Начало создания комплекса «Почтовой станции» положено еще А.Н. Скриповым, он добился установления памятной доски на здании, принадлежащем тогда мебельной фабрике. Опираясь на книгу ростовского поэта, пушкиниста и коллекционера Л.Ф. Тартынского «Обвенчать по Дону», Трущелев рассказывает, как Тартынский и Гладченко организовали в 1981 году первый Пушкинский праздник в Аксае.
Среди гостей праздника был А.Н. Скрипов, который с 1960 года, покинув музей и наш город, занимался литературной деятельностью и жил в Азове. Второй Пушкинский праздник провели в 1986 году, далее праздники стали ежегодными, в 2019 году состоялся уже 34-й.
Л.Ф. Тартынский активно привлекал в Аксай ростовских пушкинистов. Еще на стадии создания музей приобрел много друзей в среде поэтов, писателей, художников. Но с передачей зданий на баланс музея возникали трудности. Только в 90-х годах началась реставрация «Домика почтового смотрителя», а затем и «Гостиницы».
К 200-летию А.С. Пушкина в 1999 году Аксай-ский музей был включен в общероссийскую программу юбилея. «Почтовая станция» стала популярным местом для творческой интеллигенции Дона. Но споры вокруг «Почтовой станции» продолжаются и по сей день. Так же, как и о другом историческом комплексе музея – о «Таможенной заставе».
Меня, как человека, пишущего на историческую тему, в книге Ю. Трущелева заинтересовал фрагмент из статьи некоего В. Першина: «26 сентября 1744 года сенат и императрица (Елизавета) издали Указ о строительстве (таможенных) застав… Для руководства строительством на Дон были посланы семь инженеров-фортификаторов во главе с князем И.М. Голенищевым-Кутузовым… В качестве рабочей силы использовали пленных турок и татар, захваченных русской армией и казаками в Азове и Лютике в 1736 году и с тех пор томившихся в Усть-Аксайском каземате…
После постройки таможенных застав их от плена освободили, и они основали хутор Алитуб выше Черкасска, на другой стороне Дона. Люди обзавелись хозяйствами, семьями, и потомки их уже в екатерининское время были приняты в казаки.
Итак, 7 застав были построены и с апреля 1745 года стали работать. Все они были подчинены коменданту крепости (св. Анны?). На каждой таможне служили от 6 до 10 солдат, 1 – 2 капрала и 1– 2 таможенных целовальника.
Кроме того, с 1746 года служили еще и доломановские казаки, которых мобилизовали из числа казаков специально для службы на заставах по распоряжению царицы, сената и военной коллегии из городков от Мелиховского до Усть-Аксая по жребию».
Между прочим, главной улицей станицы Аксайской до революции была именно Доломановская! Знаю, у части историков сведения В. Першина вызывают скепсис: не указан источник. Я сам работал в архивах и понимаю, что нафантазировать такое невозможно. Скорее всего, фонды, из которых взяты сведения, позже были утрачены.
Интерес для посетителей музея представляет и находящаяся неподалеку Мухина балка. Некогда разнообразная ее растительность изучалась преподавателями и студентами Ростовского университета еще в начале прошлого века – в бывшем поместье Мухиных размещалась Биологическая станция под руководством профессора Вершковского, будущего основателя Ботанического сада РГУ.
На «Военном комплексе», помимо различной техники, интерес вызывает подземный запасной командный пункт Северо-Кавказского военного округа. С 1993 года ЗКП не используется по назначению. Сотни метров бетонных подземных переходов и залов стали экскурсионным маршрутом.
В одном из бункеров высотой в пять метров когда-то стоял громадный под самый потолок ламповый компьютер, а на стенах мигали карты СССР и всего мира с обозначенными ракетными установками. Подземный город всегда был готов к самой страшной войне!
Из книги читатель узнает, как попали в музей такие экспонаты, как «фаэтон Бубы Касторского» из кинофильма «Неуловимые мстители», старинная скрипка, очень похожая на изделие маэстро Страдивари, окаменелые кости мамонта, телефонный аппарат «Эриксон», по которому в станице узнали о свершении Октябрьской революции. Страницы книги расширяют границы музейных экспозиций.
Книга во многом является рассказом об истории города Аксая с давних лет и до нашей поры. Причем с разных позиций. Например, вот так представлял историю Аксая А.Н. Скрипов: «В конце XVI и начале XVII века на месте татарской юрты возникло казачье поселение, за которым сохранилось тюркское название – Аксу… Во время Азовских походов здесь были рыболовные станы, а во второй половине XVIII века образовалось поселение доломановских казаков».
Рассказывая об аксайских подземельях, Ю. Трущелев приводит выдержку из интервью В.Д. Гладченко: «Много работал в архивах. Нашел доклад коменданта крепости Димитрия Ростовского, датированный 1768 годом. По информации коменданта, под Аксаем расположено 34 выхода – то есть подземных сооружений.
В газете «Красный кавалерист» 1924 года был помещен криминальный очерк о банде головорезов, орудовавших на железной дороге. Бандиты выкатывали на Кобяково городище пулемет, и, когда показывалась на железке «кукушка» с прицепными вагонами, начиналась пальба. Пассажиры в страхе разбегались, а налетчики забирали багаж и уходили в пещеры».
Не оставлена без внимания и тема возрождения казачества в Аксае. В то время у людей появился необыкновенный интерес к прошлому Дона, родилась гордость за своих дедов – донских казаков, храбрых защитников Отечества. Казачество активно участвовало в общественной жизни города и района. Один из первых казачьих сходов проведен в балочке музейного комплекса «Таможенная застава» в 1990 году. Директор музея Владимир Гладченко был активистом движения по возрождению казачества и входил в правление Аксайского юрта.
В книге Ю. Трущелева есть и такие строки: «В начале XIX века, когда Ростов был обычным, ничем не примечательным селом, Аксай являлся уже большой торговой станицей, славился своими ярмарками – самыми крупными на Дону». Это из статьи «Тихий город» журналиста ростовской газеты «Город N» Надежды Волковой, опубликованной в 1995 году. Но реалии Аксая в те годы были таковы, что смертность почти в два раза превышала рождаемость, стояли многие предприятия, а музей рос и развивался.
Особо хочется сказать об удачно подобранных иллюстрациях книги. Это и снимок начала XX века, где показано Кобяково городище, а на крутом склоне холма видны дома староверов. Любопытна фотография рисунка художника Чернецова из запасников Русского музея: «На Дону в станице Аксайской. 1837 год». Мы видим красивые курени и богатый с галереей дом именитого станичника, каменные изгороди, парусники с высокими мачтами на Дону, далекую степь, широкое устье речки Аксай и остров.
Есть в книге и фотография того самого каменного креста, что доставил много хлопот аксайским чиновникам, и красивейшей Троицкой церкви, разрушенной в 1937 году. А как удивит читателя живописный вид Аксайского бювета и этикетка продававшейся в 30-е годы «натуральной, минеральной, столовой воды источника Аксай». Очень интересны фотографии улиц и домов с элементами «аксайского классицизма».
И, конечно же, на фотографиях много людей. Портрет профессора археологии А.А. Миллера, исследователя Кобякова городища, и фото участников одной из его экспедиций. Фото портрета героя Отечественной войны 1812 года казачьего генерала Т.Д. Грекова и фотография красного начдива времен Гражданской А.В. Соболева. А вот фотография учительницы О.А. Пышненко, еще молодой женщины с умными и немного грустными глазами, которая в конце тридцатых годов организовала краеведческий исторический кружок.
Общее фото выпускников Аксайской средней школы 1940 года, на их лицах спокойствие и улыбки. Им неведомо, что вскоре они окажутся в пекле жестокой и кровопролитной войны… Военные и гражданские снимки дважды Героя Советского Союза, летчика-истребителя, уроженца Аксая, в мирное время – генерал-полковника Н.Д. Гулаева.
Его имя присвоено Военно-историческому комплексу Аксайского музея. Много фотографий 50-х, 60-х, 70-х, 80-х и 90-х годов, на которых запечатлены юные аксайские краеведы – чьи-то отцы, матери, бабушки и дедушки. Кого-то из этих людей уже нет, но мы вспомним о них благодаря книге.
Пожалуй, одно из важных мест в книге занимает повествование о человеке, который создал Аксайский музей и подарил его жителям и гостям города. Этот человек – В.Д. Гладченко. Многогранный портрет первого директора музея складывается из его дел и поступков, о которых мы узнаем на протяжении всей книги.
А также из отношения к Гладченко разных людей: от его коллег А.Н. Скрипова и В.Ф. Чеснока до журналистов, будь то москвич Михаил Крушинский из «Советской России» или ростовчане Александр Лезвин, Елена Слепцова, Александр Оленев и другие. Владимир Гладченко и сам на протяжении сорока лет регулярно публиковал статьи на краеведческие (и не только!) темы в районной газете «Победа», а также в областных газетах. Музей Владимир Гладченко создать успел.
Многочисленные папки с историческими документами тоже остались, сохранились воспоминания людей.
Любопытна приведенная автором выдержка из заметки корреспондента местной газеты Н.Г. Кангиной. «Встречался ли вам человек, которому предлагают бесплатную путевку в Анталию, а он еще раздумывает?» И дальше журналистка сама же ответила, что не мог поехать Владимир Дмитриевич на турецкий курорт, в то время как в музее готовились мероприятия к 200-летию А.С. Пушкина. «Есть вещи более значимые, чем бронзовый загар и ласковые морские волны».
Накануне своего 60-летия В.Д. Гладченко показал Ю.В. Трущелеву горы папок, заполнившие шкафы в его квартире, и спросил: «А что ты посоветуешь мне делать с этим? Это все – материалы для моих будущих книг, написание которых я откладывал уже сколько лет.
Ну, хорошо – книга «Дороги серебряной подковы Дона», – Гладченко взвесил в руках толстенную стопу машинописных страниц, – почти готова… А остальное?! «Легенды и сказки Аксая», «История Аксая с 1570 года», «История крепости с таможенной заставой», «Почтовая станция», «Гражданская война».
Совмещать руководящую работу (в музее) и писательство, я убедился, не выходит. Оставлять на потом? А будет ли оно, это «потом»… А если не напишу, то зачем я все собирал, просиживая в архивах отпуска, зачем записывал рассказы десятков людей, многих из которых уже нет в живых». Все это оказалось востребованным позже, и многие материалы В.Д. Гладченко помогли Ю.В. Трущелеву написать хорошую книгу.
Да, эта книга автору удалась. Под одной обложкой с названием «Аксайскому военно-историческому музею – 70 лет» на самом деле собраны три повествования: о городском музее, об истории Аксая, а еще – о В.Д. Гладченко. Книга легко читается буквально с любой страницы. Ее можно читать отдельными разделами и главами. Отсюда, пожалуй, и намеренно допускаемые автором повторы, которые заметит внимательный читатель.
Отсюда порой избыточное увлечение автором излишней детализацией. Кто-то может оспаривать отдельные мысли автора, кто-то, быть может, и вовсе не согласен с ним: зачем на страницах показаны негативные ведомственные, «внутримузейные разборки». Но эта книга – своего рода тоже уже «документ времени», и все это помогает ощутить колорит ушедшей эпохи. Для читателя главная ценность книги – в ее историческом содержании с выводами и оценками, которые могут меняться и дополняться.
Хочется верить, что еще не иссяк интерес к минувшим годам родного города и края и прочитавшим эту книгу Аксай откроется с другой, не знаемой стороны.
Еще, я думаю, что эта книга станет хорошим подспорьем для школьников и студентов в изучении ими прошлого города Аксая и Донского края, а для учителей школ – полезным пособием в деле обучения и воспитания молодого поколения.
М.С. Джунько, писатель, автор трилогии «Державное войско»