Будни фермера Свеколкина
Новость в рубрике: АПК, Даты, Избранное, Сельские поселенияФермер Георгий Викторович Свеколкин из Мишкинского сельского поселения – один из немногих, кто выбрал сегодня молочную отрасль. Держит небольшую ферму, хотя фермой обычно называется производственный участок определенного размера и мощности, с которого предполагается получать запланированное количество продукции. Но у тех, кто занимается этим делом в наше время, так не получается. Почему – об этом речь впереди. А пока – о самом фермере.
Какие дороги привели Свеколкина к этому решению, сразу и не скажешь. Ведь заниматься молоком всегда было трудно: затраты велики, а отдача будет не скоро, если вообще будет. Надо найти и купить молодняк от высокопродуктивных родителей, создать животным все условия для роста и созревания, обеспечить кормами, следить за качеством продукции, работая над тем, чтобы оно повышалось, иметь постоянный рынок сбыта готовой продукции – только тогда все хлопоты оправдают затраты и дадут прибыль. Конечно, если прежде, лет еще тридцать назад, производство молока было в числе приоритетных в экономике страны, и ему уделялось внимание на государственном уровне, то и результаты были соответствующие: мы пили молоко натуральное. Его не всегда хватало, за ним были очереди, но ведь из того молока делались и кефир, и сметана, и масло. И постоянной была забота о наращивании производства, строились новые молочные комплексы, молочные заводы…
Сегодня молоком занимаются энтузиасты. Хочешь чего-то добиться, рассуждают они, работай, не жалея сил и времени. А упорный труд всегда бывает вознагражден (что, в принципе, правильно). Хотя объем воз- награждения далеко не всегда бывает равен затратам – труда, ума, предприимчивости.
Будучи человеком сельским по рождению и по воспитанию, мальчишка с детства видел, как работает на ферме бабушка – изо дня в день, зимой и летом, как и все остальные доярки. Двадцать лет отдала этой профессии мама. Георгию тоже это дело нравилось. Поэтому, как только представилась возможность, создал крестьянско-фермерское хозяйство молочного направления. Окрестности станицы Мишкинской – самое лучшее место для вольного выпаса скота, тут холмы, овраги, а пойма – сенокос, где можно косить и естественные травы, и сеяные хорошо растут.
Вот здесь, близ станицы, за железной дорогой, и получил он надел, к которому, собственно, давно присматривался, потому что мечта о «свободном плавании» грела его давно. Очень помог ему во всем тогдашний глава администрации Мишкинского сельского поселения С.А. Делов. Сельским бизнесом Свеколкин начал заниматься с 2012 года, в стране уже действовала программа поддержки молодых фермеров, с 2013 года в программу включился Аксайский район. Можно было получить грант на развитие своего КФХ, а это уже существенная помощь. Он воспользовался возможностью, в 2015 году получил грант по программе «Семейная ферма».
Бывают люди, у которых ко всему, что их окружает, есть интерес. Вот и Свеколкин из их числа. От низины, от поймы, вверх поднимаются холмы, о которых старожилы говорят, что здесь располагались «платовские дачи». Когда-то тут, рассказывают, росли сады, виноградники. Совсем, кажется, недавно было и второе отделение винсовхоза «Реконструктор». Свеколкин тоже пробовал сажать в этом месте сад и виноградник.
Получив место под «фазенду», рассудил, что в этом уголке природы можно разводить не только коров. Завел уток, и все бы ничего, да в речке, откуда ни возьмись, появилась выдра. Раньше ее тут не наблюдалось. Пришлось с водоплавающими расстаться. А жаль, они такие умные-разумные, ко всему умеют приспособиться, смотришь на представителей живой природы и пример берешь, как жить, чтобы сберечь себя и избежать опасности.
Пробовал Георгий Викторович возделывать клубнику – там, где сейчас у него пастбище, когда-то колхоз имени М. Горького держал овощеводство, земля-то пойменная, плодородная. Спустя несколько лет и от этого пришлось отказаться. Выращивание ягод, как и любое другое дело, требует самоотдачи полной: селекционная работа, отбор лучших сортов, тщательное соблюдение агротехники. А если нет дождей, как это было до середины нынешнего сентября, то и вообще нет никакой надежды на урожай.
Сейчас фермер занимается производством овощей и фруктов только для себя, для семьи – у него в станице живут жена, дети и внуки. Все при деле, но на помощь Георгию Викторовичу времени почти нет. Крутится сам, как умеет.
Но вернемся к рассказу о его главной отрасли, животноводстве. Он перед тем, как завести молочный скот, пробовал работать с мясным. Животные калмыцкой породы сегодня распространены широко по Югу России, за его выращивание берутся многие. Непосвященному человеку кажется, что растут животные сами по себе, ведь холодов они не боятся, кормятся в основном на тех пастбищах, где обитают. Но и тут не всем сопутствует удача. В каждом деле есть свои тонкости. В итоге остановился фермер на производстве молока.
Согласно бизнес-плану ему надо иметь дойных коров определенное количество, в данном случае 25. Больше можно, меньше нельзя. Где взять молодняк? Племзаводов поблизости нет, вблизи крупного мегаполиса не до животноводства, приходится фермеру искать телочек по всей области. Он ездит, ищет, привозит. Построил сарай, установил автопоение, мехдойку, систему навозоудаления. Теперь представьте: для всей механизации нужна электроэнергия, но ближайшая линия электропередачи далеко, там, где живут люди, в этом же месте поймы можно пользоваться только автономным источником энергии. Свеколкин установил солнечную батарею на крыше строения, это хоть какой-то выход, но в пасмурную погоду приходится включать бензиновый генератор. Очень дорого, однако другого способа нет.
С системой жизнеобеспечения разобрался, как ухаживать за скотом, да чтобы надои были высокие – и раньше знал и умел, но тут возникла проблема сбыта. Молочных заводов в Аксае и окрестностях было немало: в Новочеркасске, в Таганроге да почти в каждом райцентре. Пришли новые времена, поменялась структура не только производства, но и реализации. Потребовалось свежее молочко для детской молочной кухни, детских садов, начальных школ, больниц. Фермер Свеколкин какое-то время участвовал в реализации этого направления. Однако требования ужесточаются, и сегодня потребитель хочет получать молоко от одного поставщика, а не от нескольких мелких. Сейчас Свеколкин продает молоко посреднику. «Приходится отдавать по 20 рублей за литр, тогда как литр бензина стоит 42 рубля, вдвое больше, – сетует. – На базаре в городе можно было бы продать подороже, но нам стоять за прилавком некогда…»
Он должен поддерживать численность поголовья, но получается это с трудом: ветеринарная служба берет у животных кровь на анализы и нет-нет, да обнаружит лейкоз. Болезнь же эта, уверяют специалисты, не лечится…
В первый раз мы виделись с Георгием Викторовичем два года назад, таким же теплым сентябрьским днем. Он рассказывал о житье-бытье, о том, как действительность вносит коррективы в намеченные планы и приходится перестраиваться. Но раз он взялся за дело, надо довести намеченное до конца. А проблемы – они всегда были и будут и решаются по мере возникновения.
Первая и главная – где взять продуктивный здоровый молодняк. Есть в области районы, подальше от областного центра, где коровкам и сейчас раздолье. Свеколкин привозит телочек оттуда. Или со Ставрополья, с Кубани. Второй вопрос – здоровье стада. Если ему приходится время от времени выбраковывать продуктивных животных из стада, надо же искать им замену, иначе не надоит много молока. А ему же надо покрыть затраты и получить прибыль.
Нынешняя моя встреча с фермером Свеколкиным состоялась в жаркий день середины сентября, правда, он сразу предупредил, что времени у него совсем мало, придется подождать. Он приехал спустя некоторое время, привез машину с прицепом, нагруженные рулонами сена – косит в пойме, на арендованных землях, что-то себе, что-то, может, продаст.
Говорить пришлось в основном по пути в станицу, уже сгущались сумерки, а ему надо было успеть домой, поужинать и хоть немного отдохнуть. Завтра с утра – снова сено косить. Впереди зима, коровам его надо много…
Нелли КАНГИНА