Слово о поэте
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», Даты, Избранное, Литературная гостиная, Юбилеи90-летию со дня рождения Бориса Александровича Голотина. 13 октября исполняется 90 лет со дня рождения Почетного гражданина Аксайского района, педагога, партийного деятеля, поэта Бориса Александровича Голотина. Старший пионер-вожатый в средней школе № 18 города Майкопа, потом учеба в РГУ, преподаватель русского языка и литературы в Ново-Михайловской средней школе Кущевского района, инструктор отдела школ Каменского обкома ВЛКСМ, опять учитель русского языка и литературы уже Задонской семилетней школы, пропагандист Аксайского РК КПСС, директор средней школы № 2 города Аксая, потом председатель Аксайского комитета профсоюзов работников торговли и потребкооперации, старший референт Ростовского облисполкома – таков не полный список трудовой деятельности Бориса Александровича. С 1997 по 2007 год почти одна за другой выходят в свет шесть книг его стихов: «Любовь моя, Аксау-Аксай!», «Благослови нас, тихий Дон!», «А жизнь – как Дон», «На Дону под Ростовом», «Донская чаша», «И Дон, и даль…». За этими скупыми строчками биографии кроется невероятная личность, о которой еще скажут свое слово наши потомки, прочитав его книги. Сегодня мне предоставлена только попытка сказать малую толику важных слов о поэте.
Природа – мать!
когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…
Н.А. Некрасов
Была та ранняя весна, когда зелень буйно начинает пробиваться сквозь почки деревьев, чтобы захватить в свой плен и заставить почувствовать всю прелесть жизни горожан. Я шла в библиотеку им. Шолохова, разглядывая новый для меня город. Внимание мое еще издалека привлек человек невысокого роста, седой, медленно прогуливающийся по аллее и раскланивающийся со встречными людьми. Было в этом что-то необычное для нашего суетливого времени. В каждом поклоне молодым и пожилым чувствовалось одновременно достоинство, благородство и глубокое уважение к знакомым ему людям. Это действо завораживало, и, проходя мимо, я случайно встретилась с глазами этого человека. Это было секундное общение, но, так бывает, сразу почувствовала глубокую симпатию к этому интеллигентному аксайчанину. Тогда я подумала: «Как хорошо, наверное, и интересно было бы пообщаться с таким человеком!». В те мгновения я еще не знала, что встретилась с настоящим большим поэтом. Пройдет совсем немного времени, и Борис Александрович, а это был именно он, подарит мне свою недавно вышедшую вторую книгу стихов «Благослови нас, тихий Дон!». Потом на моей полке появятся и последующие три книги, о которых Борис Александрович будет говорить как об одной его книге стихов, книге признания в любви к людям, к родной земле, к Дону. В этой любви был весь он.
У русских поэтов всегда так. Когда-то Н. Рубцов написал о своей Родине:
С каждой избою и тучею,
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.
Вот эта «жгучая смертная связь со всем, что его окружало, была и у Бориса Александровича. Он признавался в любви к матери, женщине, Дону, городам и поселкам, каждой былинке, каждой паутинке.
В творческой судьбе Бориса Александровича удивляет один факт: как человек, родившийся на Кубани, приехав на Дон, смог глубоко прочувствовать историю этой земли, увидеть и понять людей, ощутить тесную связь со всем, что так дорого нашим землякам и воспеть Аксайскую землю в стихах. Да, воспеть. Ведь его стихи так ритмично благозвучны, как будто автор уже вложил в них музыку. «На Дону под Ростовом», «Листают ветры Дона календарь…», «Дебаркадер», «Паутинка, серебринка…», «До свиданья, Дон» – и еще много других стихов стали песнями, которые с огромным удовольствием поют мои земляки. Среди них и песни самого Бориса Александровича, которые он исполнял с особым искусством поэта-барда: проникновенно и талантливо. Да и гимн Аксайского района тоже ведь на стихи Б.А. Голотина.
В Аксае судьба написала его самые счастливые страницы. Это откровение находим мы в пронзительном стихотворении «Листают ветры Дона календарь…».
Листвы опавшей
меркнущий янтарь
Уносит Дон
неспешной вереницей.
Листает ветер Дона календарь,
Судьбы моей
счастливые страницы.
Почему счастливые? Возможно, потому, что почувствовал себя причастным к «любимцам муз и русской ратной славы», которые «много раз дорогой на Кавказ» «не отрывали грустных душ и глаз» «от светлых вод аксайской переправы».
Откуда он черпал свое вдохновение? От живущих рядом людей, зачаровывающей донской природы, а еще… Работники Аксайского музея любят рассказывать историю о том, как Борис Александрович приходил на Почтовую станцию к великому поэту, садился в беседке напротив Александра Сергеевича и писал стихи. О чем говорили они? Ответы – в родившихся стихах, порой лирических: «Вся жизнь – Четыре Времени Любви…», «Любви единственной тропинка», порой хлестких: «Звонки», «Бег на месте», «Люди звереют, звери хиреют», «Совет» (Не разоряйте птичьих гнезд…), а порой серьезных философских размышлениях («Рождественская ночь», «Чтоб одолеть беду…», «Пролог» (На стыке двух тысячелетий Не сам, со многими стою).
Когда читаешь стихи Б.А. Голотина, понимаешь, что встретился с человеком большой эрудиции. Обширные знания истории своей Родины (стоит обратиться к стихам о городах и станицах, об исторических деятелях) и зарубежья («Очарование Европы», или от западных ворот (Путевые записки) , прекрасные познания в географии, точных науках. Поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы для понимания смысла и глубины написанного обращаться к словарям не только толковым, но и энциклопедическим. Не случайно в одном из предисловий книги автор пишет: «Одно в ней ясно с самого начала: она не для легкого и скорого чтения. Убежден, что есть в ней строки и для Вас. Желаю Вам успеха в поиске, если Вы решились на него».
Очень много стихов Бориса Александровича посвящено традиционно важной в русской литературе теме – формированию духовно-нравственного облика человека.
«Говорите о людях хорошее», – писал он. А люди не всегда оправдывали свое человеческое предназначение. Болью и горечью отзывается человеческое неблагоразумие в сердце поэта – пришельца, пытающегося рассказать нам что-то очень-очень важное.
Так кто же он Борис Голотин?
Ответить на этот вопрос помогает нам его поэзия. Во внешне всегда сдержанном, несколько закрытом от людей поэте можно рассмотреть страстную, бунтующую натуру только в стихах. И в сборнике стихов «Донская чаша» есть произведение, приоткрывающее нам завесу над его личностью. Борис Александрович обозначил жанр так: «Быль. Фрагменты». Называется эта быль «ВЫСОКИЙ СУД, или ОТСТУПНИК».
Лирический герой, оставшись наедине с любимой природой, ступая босыми ногами по тропинкам, идет:
Куда? Бог весть.
Шальные тропы
Мне под ноги
бросаются стелиться.
Мелькают чьи-то тени,
ветви, лица,
Но я иду, в упорстве
сам не свой…
Вот так, по-особому чувствуя землю, лирический герой встречается с пришельцем, который решил поэту поведать историю о том, как на высшем совете было принято решение уничтожить людей, не умеющих ценить и беречь ни свою жизнь, ни жизнь Земли. И только благодаря отступнику, от которого все отвернулись, потому что он верит в человечество, верит, что оно одумается, перестанет уничтожать себе подобных, приговор был отложен. Изучая людей, пришелец увидел, что они умеют любить и жертвовать собой во имя жизни. Но его время подходит к концу, и он торопится предупредить людей через поэта, тонко чувствующего все происходящее, что, если они не одумаются, все закончится плачевно для них и для Земли.
Поэт возвращается домой и вначале с любовью смотрит на людей, продолжая их защищать теперь сам. Но, окунувшись в реальный мир, где с экрана льется «слишком много грязи, крови, ран…», где «несется мат с балкона», «в баке мусорном чадит пластмасса» «и лексикон прохожих – экстракласса. Видать, пришельцы. Не с Луны, так с Марса», он полон разочарования. Спасение он видит в обращении человечества к природе.
Природа-мать!
Ты – в облике степи,
В обличье леса, гор и океанов
Нас, городам на время уступив,
Вновь созываешь,
поздно или рано,
Чтобы спросить нас,
как себя вели
Мы в пору безнадзорную
отлучки.
И все же в конце были звучит авторское благословение Земле и людям:
Да будет лес, и мир,
и все на свете,
Минует их и буря, и пожар,
Да будут дети, внуки,
внуков дети
Счастливыми
в Тысячелетье Третьем,
Храня Планету,
Жизни хрупкий дар.
Кто он, Борис Александрович Голотин? Отвечая на этот вопрос, его спутница жизни Наталья Михайловна говорит: «Он больше умел сказать стихами, чем прозой». У Натальи Михайловны сохранилась целая тетрадь из стихов-записок, написанных Борисом Александровичем по-разному поводу. В них Э любовь и забота о детях, забота о ней. Как сказать: «Я о тебе думаю всегда?» Можно просто «уронить» у двери перед выходом записку или оставить на столе подарок, который не просили, не надеялись получить, но который очень желали, при этом объяснившись в любви стихами.
Ушел человек, но поэт по-прежнему заставляет учащенно биться наши сердца при звуках его стихов, он по-прежнему продолжает нас учить благородству, уважительности, честности и любви к людям, к своей Земле.
Его стихи слушают жители Ростовской области в исполнении заслуженного деятеля культуры Н.И. Мальцева и оркестра народных инструментов «Дон» в Ростовской областной филармонии, их читают школьники на конкурсах. А это значит, что поэт был прав, оставив нам такие строки:
Всем сверстник я – от старца до младенца.
У многих от меня секретов нет.
Явлюсь ли я, так никуда не денутся,
Ко мне ль придут – в моем оконце свет…
Вся жизнь моя – души аудиенция,
Всем сверстник я, покуда я поэт.
Надежда Джунько, город Аксай
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!