Когда един народ – едино государство
Новость в рубрике: Даты, Защита Отечества, Избранное4 ноября в россии отмечается день народного единства. На протяжении 15 лет в России отмечается один из главных государственных праздников – День народного единства. Этот день – символ сплоченности народа, подтверждение того, как многообразна и прекрасна наша страна. На ее территории живет около 200 разных народностей и народов, принадлежащих к разным религиозным конфессиям, в ее состав включены 22 республики, каждая из которых уникальна своими традициями и обычаями.
Праздник имеет глубокие исторические корни. В 1604 году из Польши в Россию вторглась армия интервентов под руководством Григория Отрепьева, выдававшего себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия. Спустя год самозванец, обманом получив признание народа, захватил власть. Однако проводимая им политика не удовлетворяла ни правящую верхушку, ни народные массы. Лжедмитрий I был убит 17 мая 1606 года.
В честь подвига героев Минина и Пожарского была написана опера, которая вышла по радио в 1938 году. Но не все знают, что в ее создании принимал участие сам Булгаков. Слова Минина написаны им, и это был нелегкий труд. Работа многократно критиковалась партийным руководством, ее пришлось неоднократно переделывать. Это не помешало ей стать популярной, успешно конкурировать с оперой про Сусанина, которая пользовалась огромным успехом в эти же годы. А еще стоит отметить, что одна из песен этой оперы, звучащая от имени народного ополчения, регулярно исполнялась в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Призыв сражаться за Москву, звучащий в ней, оказался очень актуальным.
В 1607 году в Россию из Польши вторглось войско нового самозванца, Лжедмитрия II. Воспользовавшись тем, что московское правительство в феврале 1609 года заключило союз со Швецией, Польша, состоявшая с ней в войне, перешла к открытой интервенции в России. В 1610 году власть в стране перешла к совету бояр во главе с князем Федором Мстиславским, который присягнул на верность польскому королевичу Владиславу. Москва оказалась оккупирована польскими войсками под руководством гетмана Станислава Жолкевского. В том же году север России был захвачен шведами.
Тогда народные массы взяли ситуацию в свои руки. В феврале 1611 года сформировалось первое ополчение, которое возглавил воевода Прокопий Ляпунов. Вскоре ополченцы осадили Москву, и 19 марта произошел решающий бой, в котором приняли участие восставшие москвичи. Освободить город не удалось. Из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось.
Второе ополчение появилось в Нижнем Новгороде, его возглавили староста города Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Под их знамена собралось более десяти тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери Нижегородское земское ополчение сумело 1 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. 4 ноября командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию и выпустило из Кремля московских бояр и других знатных лиц, на следующий день гарнизон сдался.
В 1613 году в память об освобождении Москвы от поляков царь Михаил Федорович установил 22 октября по старому стилю церковно-государственный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери.
После изгнания поляков из Москвы князь Дмитрий Пожарский, по данным Никоновской летописи, поставил святую Казанскую икону в своей приходской церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы на Лубянке в Москве. Позже на деньги князя Пожарского на Красной площади был воздвигнут Казанский собор. Святая икона, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, в 1636 году была перенесена в новоустроенный храм, где хранилась почти 300 лет.
В 1649 году царь Алексей Михайлович подтвердил высокий статус праздника, постановив «празновать Пречистой Богородице, явлению чюдотворныя иконы Казанския, во всех городех, по вся годы». В 1818 году по указу императора Александра I на Красной площади был установлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому» работы скульптора Ивана Мартоса.
В России дату освобождения Москвы от интервентов официально отмечали до прихода к власти большевиков в 1917 году. Позднее, вплоть до 2005 года, 4 ноября имело только религиозную основу – день Казанской иконы Божией Матери. Сегодня мы вспоминаем события, сыгравшие важную роль в формировании истории нашего государства, с особым почтением.
Так, в 2005 году был издан указ о восстановлении праздника 4 ноября, который утвердили как День народного единства.
Сегодня День народного единства – символ сплоченности народов государства Российского. С древнейших времен и до наших дней Россия благодаря ее героям не только сохранила, но и значительно расширила свои границы, где в примирении и согласии живет около 200 различных народностей и народов.
На протяжении многих веков мы бок о бок соседствуем рядом, идем одним общим путем. У каждого из нас свои культурные и языковые особенности, свой устоявшийся веками менталитет. Но не стоит искать между нами разницу, гораздо важнее найти то, что нас объединяет – впереди еще много дорог!
Комментарий
Михаил Мягков, научный директор Российского военно-исторического общества, о значении Дня народного единства в России:
– Кстати, знаменательным событием в честь Дня народного единства стало открытие памятника князю Владимиру в Москве. Здесь тоже глубокий символический смысл. Его княжение в Киеве имело для Руси эпохальное историческое значение. Если первые князья очертили только территориальное ядро древнерусского государства, то князь Владимир собрал под руку Киева все земли, заселенные восточными славянами. Древнерусское государство изначально строилось как многонациональное. И из восточно-славянских племен стала формироваться русская народность. Князь Владимир принял на Руси христианство. Он занимался единением народа. Очень символично, что праздник единства как раз пришелся на установление ему памятника в Москве. Кроме того, это повод задуматься, что братские народы: украинский, белорусский, русский – идут от одного корня. И как бы нас сегодня ни разделяли, все равно, русский мир простирается и на Россию современную, и на Украину, и на Беларусь, и, конечно же, на все народы, живущие в нашей стране, какой бы национальности они ни были.
Мария ЦЫГАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!