Плакат войны и звал, и убеждал
Новость в рубрике: Защита Отечества, Избранное, КультураВ период войны плакат был самым доступным видом изобразительного искусства. Плакаты поднимали боевой дух солдат. Сжато и ясно они показывали всю суть сразу. Они взывали к совести и чести, к мужеству и отваге. И по прошествии многих лет людям, далеким от войны, при взгляде на изображение не приходится долго думать о смысле того, что нарисовано.
Плакаты военного времени можно назвать солдатами: они бьют точно в цель, формируя общественное мнение, создавая четкий негативный образ врага, сплачивая ряды советских граждан, рождая необходимые для войны эмоции: ярость, ненависть – и в то же время любовь к семье, которой угрожает враг, к родному дому, к Отчизне.
Созданием агитационных плакатов занимались талантливые художники, имена которых остались в истории изобразительного искусства советского народа. Самыми известными художниками данного жанра были Дмитрий Моор, Виктор Дени, Михаил Черемных, Ираклий Таидзе, группа художников «Окна ТАСС», Алексей Кокорекин, Виктор Иванов, Виктор Корецкий.
«Окна ТAСС» – политические агитационные плакаты, выпущенные телеграфным агентством Советского Союза (ТАСС) во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. Это особый вид агитации и массового искусства. Резкие, сатирические плакаты с короткими, легко запоминающимися поэтическими текстами разоблачали врагов Отечества. «Окна ТAСС», выпускавшиеся с 27 июля 1941 года, были грозным идеологическим оружием. Недаром министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни заочно всех тех, кто был причастен к их выпуску: «Как только мы захватим Москву, все, кто работал в «Окнах ТАСС», будут повешены на фонарных столбах».
В этой редакции работало более 130 художников и 80 поэтов. В едином патриотическом порыве в студии работали люди самых разных профессий: скульпторы, художники, живописцы, театральные художники, графики, искусствоведы. Коллектив художников работал в три смены. В течение всей войны свет в мастерской никогда не гас.
Пропагандистские материалы были важной частью Великой Отечественной войны. С первых дней наступления гитлеровской армии на улицах советских городов появились пропагандистские плакаты, призванные поднять боевой дух и производительность труда в тылу, такие как «Все для фронта, все для победы!».
Впервые этот лозунг был провозглашен Сталиным во время обращения к народу в июле 1941 года, когда на всем фронте складывалась тяжелая обстановка и немецкие войска стремительно наступали на Москву. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой ознаменовал начало поворота военной судьбы в пользу Советского Союза. Тогда же на улицах Москвы появился плакат художника Николая Жукова и Виктора Климaшина «Отстоим Москву (1941 г.). Вместе этим двум художникам удалось создать яркий и емкий образ солдата, который защищает столицу своего государства. В его глазах решительность, в позе уверенность, а в выражении лица праведный гнев. Этот солдат – воплощение всех москвичей, которые никогда не сдадут свой город.
В начaле войны на улицах советских городов появляются плакаты, имеющие драматическое, трагическое звучание, такие как плакат «Родина-мать зовет!» работы Ирaклия Тоидзе (1941 г.). Собирательный образ матери, призывающий своих сыновей на борьбу с врагом, стал одним из самых узнаваемых образцов советской пропаганды.
В этом же ряду стоит плакат работы В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942 г.). На этом плакате изображена русская женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой.
С 1942 года плакаты стали передавать тяготы советских людей, женщин, детей, стариков на оккупированной территории и непреодолимое желание Красной Армии победить фашистскую Германию, помочь тем, кто не в состоянии постоять за себя.
Война была затяжной, а не молниеносной, как планировали в германском генеральном штабе. Величайшая Сталинградская битва, не имеющая аналогов в мировой истории, окончательно закрепила наше стратегическое превосходство. Были созданы условия для начала общего наступления Красной Армии. Многочисленное изгнание врага с советской территории, которое повторялось плакатами с первых дней войны, стало реальностью. После контрнаступления под Москвой и Сталинградом солдаты осознали свою силу, единство и священный характер своей миссии. Целый ряд плакатов посвящен этим великим битвам, где враг изображается карикатурно, высмеивается его агрессивное давление, закончившееся уничтожением.
На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката, он проникнут оптимизмом и юмором. Разгром врага уже близок, время требует от художников жизнеутверждающих работ, приближая встречу освободителей с освобожденными городами и селами, с семьей. «Дойдем до Берлина!», «Красной армии – слава!» – ликуют плакаты.
Прототипом героя плаката «Дойдем до Берлина» стал реальный солдат – снайпер Вaсилий Гoлосов. Сам он с войны не вернулся, но его открытое, радостное, доброе лицо живет на плакате поныне.
Недаром пропаганду и агитацию называли третьим фронтом Великой Отечественной войны. Именно здесь развернулась битва за дух народа, которая, в конечном счете, и решила исход войны: гитлеровская пропаганда тоже не дремала, но она была далека от священного гнева советских художников, поэтов, писателей, журналистов и композиторов. Великая Победа дала стране повод для законной гордости, которую испытываем мы, потомки героев, отстоявших родные города, освободивших Европу от сильного, жестокого и коварного врага.
В Старочеркасском музее-заповеднике хранится большая коллекция плакатов, посвященных Великой Отечественной войне. Онлайн-версия данной выставки размещена на сайте музея.
Н.О. Хандова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника