У границ земли дальневосточной
Новость в рубрике: Ветераны, Даты, Защита Отечества, ИзбранноеК 75-летию Разгрома Квантунской армии. Вопрос о вступлении СССР в войну с Японией был решен на конференции в Ялте 11 февраля 1945 года специальным соглашением. В нем предусматривалось, что Советский Союз вступит в войну против Японии на стороне союзных держав через два – три месяца после капитуляции Германии и окончания войны в Европе. В принятой 26 июля 1945 года на Потсдамской конференции декларации США, Великобритания и Китай выступили с требованием безоговорочной капитуляции Японии. Япония отвергла требование США, Великобритании и Китая сложить оружие и безоговорочно капитулировать.
6 августа американский бомбардировщик сбросил атомную бомбу на японский город Хиросиму, вторая атомная бомба была сброшена 9 августа на город Нагасаки. Советско-российский историк и политолог В.А. Никонов, внук народного комиссара иностранных дел СССР В.М. Молотова, писал: «Молотов до конца дней был уверен, что эти бомбы не столько были против Японии, сколько против Советского Союза: запугать, продемонстрировать неограниченные военные возможности, чтобы осуществлять ядерный шантаж и добиваться уступок. В Москве ясно поняли, что война может закончиться очень скоро, а неучастие в ней заметно ослабит возможности СССР влиять на послевоенное устройство на Дальнем Востоке. Выступать следовало немедленно».
В 16-30 часов 7 августа И.В. Сталин и начальник Генштаба А.И. Антонов подписали Директиву Ставки ВГК № 11122 главнокомандующему советскими войсками на Дальнем Востоке, приказывая трем фронтам (Забайкальскому, 1-му и 2-му Дальневосточным) начать 9 августа боевые действия против Японии. 8 августа в 17-00 часов по московскому времени народный комиссар иностранных дел СССР В.М. Молотов принял японского посла Наотакэ Сато, которому от имени Советского правительства сделал заявление о том, что СССР с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией. Таким образом, война была объявлена ровно через три месяца после победы стран антигитлеровской коалиции в Европе. Началась Советско-японская война.
9 августа вместе с дислоцированными на Дальнем Востоке войсками перегруппированные соединения и части составили три фронта общей численностью примерно в 1,5 миллиона человек под командованием маршала А.М. Василевского.
Войсками Монгольской народно-революционной армии командовал маршал Монгольской Народной Республики Х. Чойбалсан.
План советского командования, охарактеризованный как «стратегические клещи», был прост по замыслу, но грандиозен по масштабу. Планировалось окружение противника на общей территории площадью 1,5 млн квадратных километров.
Войскам СССР и Монголии противостояла японская Квантунская армия под командованием генерала Ямады Отодзо в составе 700 тысяч человек, 6 260 орудий и минометов, 1 150 танков, 1 500 самолетов.
Несмотря на усилия японцев сосредоточить как можно больше войск на островах собственно Японии, японское командование уделяло внимание и Маньчжурскому направлению, особенно после того, как 5 апреля 1945 года Советский Союз денонсировал советско-японский пакт о нейтралитете.
Реальная численность Квантунской армии была значительно ниже списочного состава. За последние три года большая часть ее тяжелой военной техники и все боеспособные военные части были переброшены на Тихоокеанский фронт для борьбы с наступлением американских и союзных войск. По этой причине для организации новых дивизий и бригад японцы могли использовать лишь необученных призывников младших возрастов и ограниченно годных резервистов старших возрастов. Таковых летом 1945 года было призвано 250 тысяч: их направили для усиления уже существующей группировки. Также во вновь созданных в Маньчжурии японских дивизиях и бригадах, помимо малочисленности боевого состава, зачастую совершенно отсутствовала артиллерия. Но Квантунская армия располагала бактериологическим оружием, подготовленным для применения против советских войск («отряд 731»). Основная часть же военной техники (артиллерии, танков, самолетов) была разработана в 1930-е годы и к концу Второй мировой войны существенно устарела. Тем не менее перспектива быстрой капитуляции японских вооруженных сил в Маньчжурии представлялась далеко не очевидной. Принимая во внимание фанатичное и иногда самоубийственное сопротивление, оказанное японскими войсками в апреле – июне 1945 года на Окинаве, имелись все основания полагать, что ожидается продолжительная, сложная кампания за овладение последними оставшимися японскими укрепленными районами. На некоторых участках советского наступления эти ожидания полностью оправдались.
9 августа, перейдя государственную границу, передовые и разведывательные отряды всех трех фронтов стали вклиниваться на территорию Маньчжурии (северо-восточная часть Китая) и вскоре пошли в наступление.
Главные силы Забайкальского фронта двигались через монгольские пустыни и степи на Большой Хинган. На их пути располагались две пехотные дивизии и две пехотные бригады японской армии, а также до десяти дивизий кавалерии и пехоты войск марионеточного государства Маньчжоу-Го и правителя марионеточного государства Мэнцзян, князя Де Вана.
Преодолев пустыню Гоби и уничтожив пограничные части неприятеля, войска советско-монгольской конно-механизированной группы под командованием генерала И.А. Плиева на долоннорском направлении в течение дня продвинулись на 55 км. Кавалерийские части князя Де Вана и пехотные части японской армии были разгромлены и сложили оружие. На чифынском направлении наступление вела 17-я армия Забайкальского фронта. За день она прошла 50 км, и передовые отряды вышли к озеру Табун-Нур. К исходу дня на глубину до 150 км продвинулись части 6-й гвардейской танковой армии, передовые отряды которой оказались на близких подступах к отрогам Большого Хингана. К тому моменту на 60 км в глубь Маньчжурии также продвинулись части 39-й армии, главные силы которой обошли с юга Халун-Арашанский укрепленный район. 36-й армия, форсировав реку Аргунь, утром 9 августа двинулась на город Хайлар. Войска Забайкальского фронта разгромили японские группировки, вышли на подступы к важнейшим промышленным и административным центрам Маньчжурии, отрезали Квантунскую армию от японских войск в Северном Китае и, заняв Синьцзин и Фэнтянь, продвигались к Дайрэну (Даляню) и Редзюну.
Войска 1-го Дальневосточного фронта, наступавшие навстречу Забайкальскому фронту из Приморья, прорвали полосу пограничных укреплений японцев, отразили в районе Муданьцзяна сильные контрудары японских войск, заняли Цзилинь и Харбин (совместно с войсками 2-го Дальневосточного фронта), во взаимодействии с десантами Тихоокеанского флота овладели портами Юки, Расин, Сэйсин и Гэндзан, а затем заняли северную часть Кореи (севернее 38-й параллели), отрезав японские войска от метрополии.
Войска 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Амурской военной флотилией форсировали реки Амур и Уссури, прорвали долговременную японскую оборону в районах Хэйхэ и Фуцзиня и преодолели горный хребет Малый Хинган.
12 августа Красная Армия прорвала японский фронт на всех направлениях. 14 августа 1945 года император Хирохито объявил о капитуляции Японии, и с 16 августа 1945 года командующий Квантунской армии генерал Ямада Отодзо приказал своей армии сдаться. Некоторые японские дивизии отказались сдаться, и боевые действия продолжались в течение следующих нескольких дней.
19 августа японские войска почти повсеместно стали сдаваться в плен, в то же время в Мукдене советские войска взяли в плен императора Маньчжоу-Го Пу И. К 20 августа советские войска вышли на Маньчжурскую равнину. С 18 по 27 августа были высажены воздушные десанты в Харбине, Фэнтяне, Синьцзине, Цзилине, Редзюне, Дайрэне (Даляне), Хэйдзе и других городах, а также использованы подвижные передовые отряды.
В ходе Маньчжурской операции советских войск Квантунская армия потеряла убитыми около 84 тысяч солдат и офицеров, свыше 15 тысяч умерли от ран и болезней на территории Маньчжурии, около 600 тысяч человек попали в плен, при этом безвозвратные потери Красной Армии составили около 12 тысяч человек. Советские войска заняли Маньчжурию.
После освобождения Маньчжурии советскими войсками бои шли на Корейском полуострове, на Сахалине и Курильских островах.
В результате Советско-японской войны, которая закончилась 2 сентября 1945 года, СССР официально вернул в свой состав территории, аннексированные Японией у Российской империи по окончании Русско-японской войны 1904 – 1905 годов (Южный Сахалин и временно Квантунскую область с Порт-Артуром и Дальним (Дайрэном, Далянем)), а также ранее уступленную Японии в 1875 году основную группу Курильских островов и южную часть Курил.
Август 1945 года. Русские танки, артиллерия и пехота двинулись к высотам Большого Хингана, достигли их. Расплылись лавинами по ущельям, хребтам, сметая огнем танков, пушек, самоходных орудий цементированные ДОТы, проволочные заграждения и все укрепления, воздвигнутые японцами. Русские, день и ночь меряя десятки километров, вгрызались в эту созданную природой и японской техникой и сооружениями крепость, пробивая путь на восток по горным ущельям через хребты и скалы. И вот горные цепи Большого Хингана со скалистыми голыми вершинами постепенно начали расходиться. Трудный путь проделан. Хинган преодолен. Русские вступили в солнечную Маньчжурию.
Записки офицера (по данным сети Интернет)
Наталья ЧЕГУРОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!