Берег левый – берег правый
05.05.2021 Новость в рубрике: Избранное, КультураПаром в станице Старочеркасской придает ей особенный колорит. Территория Старочеркасского сельского поселения волею судьбы разделена рекой Дон на две части. Станица Старочеркасская расположена на правом берегу, а хутор Рыбацкий – на левом. Связующим звеном между двумя населенными пунктами является паромная переправа.
Согласно имеющимся в фондах музея планам города Черкасска за 1776, 1786, 1797, 1803 годы все станицы нынешнего поселения расположены по правому берегу реки Дон. Всего станиц 12, среди них три Рыковские, которые находились на острове, отделенном от основного города протоками (Танькиным ериком в том числе).
Через протоки перекидывались временные мосты, таким образом жители Рыковских станиц попадали в город. Во время весенних наводнений использовали каюки, баркасы (деревянные лодки). Предположительно русло реки Дон изменилось в середине XIX в., в результате чего станицы оказались на левом берегу. Способствовало же этому землетрясение 1816 года, ежегодные наводнения, сильные низовые ветра. Самое крупное наводнение под названием «Хомутовская вода» описано летописцем Старочеркасска Григорием Левицким. «В 1848/9/ Старочеркасск перенес такую разорительную воду, которой в нем никогда не было, в эту воду собор был погружен на 2 аршина 1,5 вершка (148,5 см). Внутри Монастырской церкви ездили каюками, вода была на 12,5 вершков (56,2 см), в Преображенской церкви на 10 вершков (45 см). Кроме всеобщего разорения, в этом году разбило вокруг собора каменные его завалины, у Петропавловской церкви крепко повредило фундамент и все бывшие вокруг церкви мосты совершенно уничтожило, разрушило двухэтажный каменный дом Ермолов и огромную каменную стену /Андропова дома/, много повредило и часть разрушило Ивановского бастиона. 25 домов сбило с фундаментов, семь деревянных домов совершенно уничтожило. Короче сказать, из числа 994 домов, в то время бывших в Старочеркасске, не осталось и 20 части, которая не потерпела бы вовсе никакого разрушения. Танькин ерик в XVII в. был мелким и узким, в XIX в. стал гораздо глубже и шире».
Многие строения, рыбоспетные заводы, старообрядческое кладбище были смыты водой или затоплены. Рыковские станицы оказались на другом, левом, берегу Дона, две станицы, объединившись, стали называться хутор Рыков, а одна была переименована в хутор Задон. Стал вопрос о переправе с одного берега на другой. По воспоминаниям местных жителей лодочной переправой пользовались с давних времен, всегда находились желающие подработать на этом.
После революционных событий шло основание колхозов. Из воспоминаний одного из первых комсомольцев В.Д. Матекина: «В январе 1930 года в центральной части станицы Старочеркасской было образовано сразу два колхоза: имени Никольского и Кирова. После войны их объединили в один и назвали «Знамя коммунизма». На левом берегу в 1930 году, в хуторе Задон, был организован колхоз с названием «17 партконференция», а в хуторе Рыков – рыбартель имени Б.П. Шеболдаева, в 1933 году преобразованная в колхоз «Рыбацкий». Переправа была жизненно необходима для созданных сельхозпредприятий с новыми методами хозяйствования. Для этого выше нынешней паромной переправы был построен перекидной понтонный мост, по которому переправлялись не только люди, но и груженые телеги. При нем работали постоянные дежурные. Мост просуществовал до июля 1943 года, при отступлении советских войск он был сожжен.
В 1935 году рыбколхоз «Рыбацкий» наладил лодочную переправу. Первоначально перевозили на лодке с веслами, с оплатой три копейки. А в начале 70-х уже на моторной. Лодка-баркас была вместительной, с лавочками, посменно работали два перевозчика. Регулярно переправляли с одного берега на другой учащихся Старочеркасской средней школы, жителей хутора: в больницу, сельский совет, на почту, пристань, так как сообщение с городами Аксаем и Ростовом-на-Дону осуществлялось только речным транспортом.
Паромная переправа в станице Старочеркасской появилась после Великой Отечественной войны в 1946 – 1947 годах. Работа колхозов, а затем (с 1950 г.) совхоза на территории станицы Старочеркасской полностью зависела от паромной переправы. Через нее из станицы увозили то, что выращивали и производили: молоко, мясо, овощи, зерно. И завозили, что было очень необходимо для производства: горюче-смазочные материалы, удобрения, корма.
Вплоть до 2005 года, из-за островного месторасположения, в Старочеркасскую можно было добраться только через паромную переправу. Для жителей станицы остановка паромной переправы означала изоляцию от внешнего мира. Было невозможным в магазин привести продукты, выехать в районную больницу, а молодежи – на учебу, получить свежую прессу и письма, навестить родственников за пределами станицы и так далее. Поэтому даже в зимний период времени паром работал. Если река замерзала, вырубалась майна (полынья). Для раскола льдин использовался мини-катер «Бычок», закрепленный за паромной переправой.
Зачастую в зимнее время года именно на нем осуществлялась перевозка людей с одного берега на другой.
Со строительством дороги Старочеркасская – Большой Лог значимость паромной переправы немного уменьшилась. Но не стоит забывать, что для жителей хутора Рыбацкого этот вопрос всегда актуален. Попасть на работу, почту, в школу, магазин, церковь, администрацию поселения они могут только через паромную переправу.
В современном мире все меняется. В жизни и на производстве чаще используют модернизированные и инновационные методы работы. Новые паромные переправы почти уже не создают, а старые часто убирают и строят мосты. А если вдуматься, Старочеркасская паромная переправа – это жизнь станицы Старочеркасской и ее жителей почти за вековой период. И пусть сейчас она не так востребована, но без нее не будет полноценной функциональности Старочеркасского сельского поселения. И еще, что не маловажно, без паромной переправы станица Старочеркасская утратит свой колорит – станицы у тихого Дона. Жители и гости станицы, зная о пробках на дорогах и мостах, в выходные и праздничные дни пользуются паромной переправой, получая при этом массу удовольствий.
На сегодняшний день габаритные размеры Старочеркасского парома позволяют перевозить единовременно до восьми легковых автомобилей, выделены места для пешеходных пассажиров. Сама переправа состоит из двух причальных сооружений по берегам реки и несамоходного парома, который перемещается по железному тросу, уложенному поперек реки.
Паром несудоходный, самостоятельно передвигаться не может и полностью зависит от натянутого между берегами металлического троса и исправного мотора-двигателя. Берег левый – берег правый, пожелаем команде паромщиков и их руководителю исправно выполнять свои обязанности.
Т.А. Бузнякова, старший научный сотрудник
Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!