Психолог ЮФУ: мошенники нагнетают эмоциональную напряженность
Новость в рубрике: Образование, Человек и законПо данным ВЦИОМ более половины россиян сталкиваются с различными видами телефонных мошенничеств. Таким способом за 2020 год у россиян похитили почти 150 млрд. рублей. Также актуальна эта проблема и в Ростовской области: в 2020 году примерно 20% криминальных действий на Дону составили мошенничества по телефону и в интернете.
Эксперт ЮФУ Александр Мирошниченко, к.п.н, доцент кафедры общей и педагогической психологии, рассказал почему люди доверяют мошенникам и что побуждает злоумышленников обманывать других.
Спикер отметил, что люди доверяют мошенникам по ряду причин. Во-первых, человек социален – оттого и доверчив. Доверие – необходимое условие взаимодействия в обществе. Во-вторых, мошенники пользуются нагнетанием эмоциональной напряженности, страха потерь, необходимостью принять незамедлительные решения. Это помогает снизить бдительность жертвы.
«Многие люди на подсознательном, инстинктивном уровне готовы подчиняться и этим пользуются мошенники. В большинстве случаев с ними очень сложно прервать разговор, сказать нет и «вовремя сойти» с эмоционального удержания в диалоге», – пояснил Александр Мирошниченко.
По словам эксперта, самыми доверчивыми являются люди старше 50 лет. Во-первых, сказывается воспитание в СССР с высокой цензурой источников информации, отсутствием причин не доверять ей. Во-вторых — непонимание многих технических нюансов банковских переводов, сохранности персональных данных.
Психолог выделил наиболее частые приемы мошенников. Среди них: звонок о якобы совершенной операции с банковской карты; звонок о беде родственника; перехват доступа в личные аккаунты в соц. сетях с целью распространения информации о финансовой помощи. Чтобы у жертвы не было времени обдумать ситуацию, злоумышленники давят на срочности принятия решения и страхе потерять деньги или навредить родственнику.
«Чтобы не поддаваться подобным провокациям следует не предпринимать быстрых решений. Если звонят из банка и говорят о действиях, которые Вы не совершали, незамедлительно прекращайте разговор без пояснений и с документами направляйтесь в отделение банка.
Если сообщают о беде родственника и необходимости перевода денег, прекращайте разговор и незамедлительно перезвоните человеку, якобы попавшему в беду.
Если Вас просят перевести деньги на карту в соцсетях, прежде чем осуществить перевод свяжитесь любым другим способом с просящим. Если информация подтвердится, поддержите соболезнованиями и финансово, если нет — сбережете средства и нервы», — объяснил Александр Мирошниченко.
Эксперт также описал психологический портрет типичного мошенника. Основные его элементы: отличное знание человеческой натуры, актерское мастерство и никакого стыда. Злоумышленнику все равно, какого человека обмануть. Самое главное для него — получение денежных средств. Психолог отметил, что особенно участились случаи мошенничества в период изоляции и в условиях ухудшения экономической ситуации.
«Предостерегать можно и нужно и это совместной работы различных институтов нашего общества. И более эффективной превентивной работой является не карательная по факту совершения, а воспитательная, коррекционная, реабилитационная»,- подытожил Александр Мирошниченко.
Анастасия Дашевская и Даниил Скрягин, ЮФУ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!