Юрист ЮФУ: если на связи мошенник, прервите разговор и обратитесь в полицию
Новость в рубрике: Образование, Человек и законПо данным ВЦИОМ более половины россиян сталкиваются с различными видами телефонных мошенничеств. Таким способом за 2020 год у россиян похитили почти 150 млрд. рублей. Также актуальна эта проблема и в Ростовской области: в 2020 году примерно 20% криминальных действий на Дону составили мошенничества по телефону и в интернете.
Эксперт ЮФУ Екатерина Тищенко, к.ю.н, доцент кафедры уголовного права и криминологии рассказала о сложностях расследования кибермошенничества и правовой ответственности для злоумышленников.
Спикер отметила, что мошенничество действительно самое распространенное преступление против собственности в настоящее время. В связи с технологическими и социальными изменениями у мошенников появилось больше возможностей для совершения злодеяния.
«Огромный всплеск мошенничества и, особенно так называемого дистанционного мошенничества, можно объяснить технологическими и социальными изменениями последних лет. Например, активным переходом всевозможных организаций как частных, так и государственных в онлайн-сферу. Еще одним фактором стала пандемия и запрет на передвижения. Переход в сторону онлайн-операций уверенно шел и до этого, но из-за изменившихся социальных условий это произошло гораздо быстрее», – подчеркнула Екатерина Тищенко.
Екатерина Тищенко отметила, что Уголовный кодекс Российской Федерации содержит широкий спектр норм, которые позволяют определить подобные действия как преступные. Базовая норма – ст. 159.6 УК РФ «Мошенничество в сфере компьютерной информации». Она предусматривает наказание за хищение чужого имущества или приобретение на него права путем вмешательства в функционирование средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации.
«Степень наказания определяется размером ущерба от преступления, поэтому может повлечь для виновного лица штраф, арест, обязательные работы или лишение свободы. В этом смысле материальное право адекватно отражает сложившуюся ситуацию и не требует изменений. Другое дело, что правоприменительная практика и профилактика дистанционного мошенничества требует внимания и усилий», – рассказала эксперт.
Екатерина Тищенко подчеркнула, что восстановить нарушенные права можно только обратившись в правоохранительные органы. В системе МВД для борьбы с интернет-мошенниками создан специальный отдел, в название которому присвоена буква «К».
Спикер отметила, что в расследовании киберпреступлений возникают определенные сложности. Это связано с тем, что пространство интернета предоставляет большую анонимность. Усложнить расследование может и интернациональный характер преступления, так как он ограничивает возможности полицейских сил. Так, иногда у мошенников есть явные преимущества перед полицией в отношении технологий и материальных ресурсов.
Процедура расследования занимает много времени и требует много усилий. Поэтому, при расследовании дистанционного мошенничества, частым нарушением является необоснованный отказ в возбуждении уголовных дел.
«И с точки зрения профилактики дистанционного мошенничества — это должна быть профилактика виктимизации, то есть информационной работы с гражданами, организациями о способах и возможностях интернет-мошенников», – отметила Екатерина Тищенко.
По словам спикера, банки активно борются с мошенничествами с подменных номеров. Тем не менее эту проблему не удалось решить до конца. Популярная практика — это манипуляции в отношении банковских карт, в которой самый примитивный механизм – кража пластикового носителя; самый распространенный – кража конфиденциальных данных пользователя; самый сложный – замена информация по IP-адресам, после чего пользователь автоматически перенаправляется на поддельные сайты, на которых ему предлагается вписать персональную информацию
Юрист подчеркнула, что в мошенничестве могут участвовать несколько лиц. Участники схемы рассылают на мобильные телефоны граждан СМС-сообщения с текстом примерно такого содержания: «Ваша банковская карта заблокирована, для разблокировки обратитесь в отдел по работе с клиентами по телефону…». После звонка по номеру фейковый сотрудник поддержки узнает необходимые данные карты и предлагает жертве пройти к ближайшему банкомату. Затем просит выполнить алгоритм действий, в результате которых услуга «мобильный банк» по карте закрепляется за телефонным номером злоумышленников.
В заключение Екатерина Тищенко напомнила важные правила, которые помогут защитить свои денежные средства от финансовых мошенников:
- Никому никогда не сообщать данные своей банковской карты. Сотрудник банка во время разговора по телефону для идентификации клиента обычно спрашивает ФИО, дату рождения, секретное слово. Может запросить последние 4 цифры карты. Другую информацию он не имеет право запрашивать никогда (тем более код из СМС и CVV-код, указанный на обороте карты).
- Если стало понятно, что с вами контактирует мошенник, надо прервать общение и обратиться в полицию. Если по вашей карте действительно в данный момент совершаются операции, необходимо приостановить их, заблокировав карту. Это лучше сделать самостоятельно, перезвонив в банк по номеру горячей линии (указана на обороте карты) или по телефону на официальном сайте банка.
- Не сохранять данные карты в личном кабинете или браузере.
Анастасия Дашевская и Даниил Скрягин, ЮФУ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!