Ради качества жизни
Новость в рубрике: Здравоохранение, СемьяВ чем причина снижения зрения у детей и как можно изменить ситуацию, мы поговорили с врачом-офтальмологом поликлинического отделения для детей Центральной районной больницы Аксайского района Н.Г. ГОЛОВАТСКОЙ.
Интервью с детским окулистом Н.Г. Головатской предполагало ответы на два десятка вопросов, которые заранее отправила Нине Григорьевне, только все пошло совсем не так, как планировала.
Разговор начался даже не с вопроса. А с наболевшего. Да, у докторов тоже такое бывает – наболело. Говорили и о том, в каком реально-виртуальном мире живут наши дети, о том, как сидят, как ходят, как учатся, какое освещение сопровождает их во время занятий – хоть в школе, хоть дома, какие теперь доски в классах, да и в детских садах уже, какая мебель в классах, вспомнили про парты, за которыми сидели сами.
Интересно, а ротация мест есть в школах?
– Это – да, детей пересаживают в начальной школе. Но этого ничтожно мало. Парты-то на одном уровне все. Рост у детей разный. Нарушается и осанка, и зрение. Нарушается расстояние для того, чтобы глаз нормально работал.
Я всем родителям рассказываю, какое должно быть расстояние от глаза до рабочей поверхности. Садимся ровно, спина ровная, ставим локоть на стол, сгибаем кисть под прямым углом и наклоняем голову, чтобы подбородком коснуться тыльной стороны кисти. Вот с такого расстояния смотрим в книгу, в тетрадь, на клавиатуру.
В организме все скорректировано: размер глаза, длина руки. Природа правильно все сделала, а мы это все нарушаем. Кроме этого, с пеленок – телефон в руках. А телефон ребенок держит на расстоянии, которое ему нравится. Маленькие дети физиологически плохо видят, мы до трех лет даже зрение не проверяем, потому что глаз еще созревает. А когда расстояние, о котором мы говорим, нарушается, глаз растягивается, и как следствие – очень много детей в первый класс идут с нарушением зрения.
Пешком мало ходят. В школу родители везут на машине, из школы – на машине, в кружок – на машине. Шесть часов – в школе, четыре – пять часов – домашнее задание, плюс кружки. Дети зрительно нагружены больше, чем взрослые.
А машина здесь при чем?
– Так двигаться надо! Дышать воздухом. Два часа в день ребенок должен гулять на свежем воздухе, чтобы насытить кислородом не только глаза, но и весь организм. Но пешком не ходят. Единицы. Некогда. Жизнь изменилась. Ритм другой.
Этому можно противостоять?
– Невозможно. А как? Отнять машину и заставить ходить? Ограничить количество кружков? Это же модно.
Заговорили про моду. Очень много детей в очках – может быть, это тоже модно? Сейчас столько красивых оправ…
– Нет. Здесь вы не совсем правы. Очень много детей не носят очки! Хотя нуждаются в очковой коррекции. На профосмотрах мы частенько наблюдаем, приходят и вытаскивают из рюкзака очки, предназначенные для постоянного ношения. В очках в основном старшеклассники ходят, потому что уже понимание пришло, что плохо видят.
Еще такую картину можно наблюдать: мама или папа за руку со своим малышом, сами – в солнцезащитных очках, ребенок – нет.
– Детям такие очки не нужны. Вы обращали внимание, как они смотрят на лампы? У них острота зрения не такая, как у взрослых. Здесь наоборот, существует другая опасность. Если ребенок с плохим зрением наденет солнцезащитные очки – могут быть травмы, потому что он будет спотыкаться и падать. Как я уже говорила, до трех лет дети видят 60 процентов, это их возрастная норма.
Очки или контактные линзы? Есть предпочтение?
– Никакой разницы. Хоть линзы, хоть очки – лишь бы что-то носил ребенок, кому это необходимо. Потому что, если глаз не видит и он без корригирующего средства, он устает, пытается приспособиться, еще больше растягивается.
Глаз растягивается?
– Да! Увеличивается передний и задний размер глаза, повышается внутриглазное давление. Глаз – оптическая система. И он – не резиновый мячик, обратно не собирается. Происходят изменения в этой оптической системе, когда ребенок неправильно смотрит.
Плохое зрение у детей – только приобретенное?
– Рождаются дети с патологией зрения, мало, но есть. Причины выяснить невозможно.
Еще раз – очень большая нагрузка. Внук из детского сада приходит, говорит, бабушка, я устал! Внучка из школы – я устала! Уставшие приходят домой! Настолько информацией нагружены при отсутствии физической нагрузки.
Я работаю более 40 лет, все мои рекомендации многие родители пропускают мимо ушей. У нас есть специально разработанные памятки – например, с комплексами упражнений для глаз. Взяли, в карточку положили, через два года приходят на прием – она так и лежит в карточке. То есть положили – и забыли. Гимнастика для глаз может хотя бы замедлить процесс потери зрения. Родители этого не слышат. Я рассказываю подробно, трачу время – они тут же переспрашивают! Слышат только то, что им удобно. «А! Так это значит, телефон надо убрать? Вот, ты слышал, что доктор говорит?» Так это же вы сами купили телефон ребенку в три года. Вы, родители. А теперь доктор должен доводить до истерики ребенка, отнимать у него телефон?
Гимнастика для глаз
Комплекс 1. «Метка на стекле». Находясь в 30 – 35 см от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз крупную цветную метку диаметром 3 – 4 мм, затем вдали от линии взора, проходящего через мету, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите обоими глазами на эту метку 1 – 2 сек., затем переведите взор на намеченный объект в течение 1 – 2 сек., после чего поочередной переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня – 5 мин., в остальные дни – 7 мин.
Комплекс 2. По Аветисову. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклонившись вперед, сделать выдох 5 – 6 раз.
Откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза и затем открыть веки 5 – 6 раз. Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки 5 – 6 раз. Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки, 5 – 6 раз. Руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить (выдох). 4 – 5 раз. Смотреть прямо перед собой на дальний предмет 2 – 3 сек., перевести взгляд на кончик носа на 3 – 5 сек. Закрыть веки, в течение 30 сек. массировать их кончиками указательных пальцев.
Комплекс 3. Стрелки. Медленно переводите взгляд с пола на потолок и обратно, вправо-влево и обратно. Описывайте глазами различные геометрические фигуры (треугольник, квадрат, окружность) 8 – 10 раз.
Гимнастика для глаз, о которой вы только что сказали, насколько эффективна?
– Стопроцентного эффекта, конечно, нет, как и волшебной таблетки. Гимнастику надо делать ежедневно, хотя бы раз в день. Она улучшает кровообращение в мышцах, их питание, тренирует их. Если мышцы сильные, они держат глаз и не дают ему патологически растягиваться.
Когда ребенок может начать жаловаться на плохое зрение?
– Начинает жаловаться, когда уже 0,1 или 0,2 – это, когда видит только первую или вторую строчку специальной таблицы, по которой офтальмологи определяют остроту зрения. Это значит, осталось 10 или 20 процентов. Потеря зрения не происходит моментально, это процесс постепенный. Когда он начинается, дети попросту не обращают на это внимание, они приспосабливаются, привыкают, может происходить компенсация одного глаза за счет другого. Мы это выявляем на профосмотрах, только ведь большинство родителей игнорируют результаты и не идут к нам.
Может быть, не всегда удается записаться с первого раза?
– Вполне вероятно. Но ведь есть частные клиники, где по нашим направлениям прием проводится бесплатно.
Бытует мнение, что ношение очков как раз ослабляет мышцы, они начинают «лениться»…
– Ничего подобного, ничего не ослабляется. Не вдаваясь в подробности, скажем так. Патологии зрения есть разные. Дети рождаются с дальнозоркостью, с обычно развитым глазом, с врожденной близорукостью. Глаз растет, там все меняется, мы же не зря смотрим в месячном возрасте, в год, в три… У нас есть этапы определения зрения, чтобы вовремя направить ребенка на коррекцию или принять другие меры. Есть функциональные изменения. Когда близорукость начинается, начинаешь капать препараты, делать гимнастику, и зрение восстанавливается. Повторюсь, это функциональные изменения, их можно остановить, а зрение вернуть. К сожалению, поймать этот момент очень тяжело. Родители приходят поздно, потому что дети поздно об этом говорят. Я не обвиняю родителей, у них тоже работа и масса других задач, которые надо решать. И все же…
Получается, универсальных советов, чтобы уберечь школьников от потери зрения, нет?
– К сожалению, нет.
Уповать на внимание и трудолюбие в этом плане родителей тоже не стоит?
– Родителям однозначно надо прислушиваться к специалистам. Если вам в детском саду или в школе на профосмотре говорят, что ваш ребенок теряет зрение и необходимо обратиться на прием в поликлинику – надо обратиться!
Мы приходим, допустим, смотрим десятилетних, затем этих же детей в 13 лет. Как, например, вот этот ребенок видел плохо, так плохо и видит, и очки и не носит. Таких детей становится все больше. Получается, что все эти осмотры бесполезны…
То есть нет даже такой фразы, чтобы можно было напугать категорически родителей, чтобы они взялись за голову…
– Слава Богу, у нас нет глазных заболеваний, от которых умирают. Поэтому родителей не сильно тревожит факт, что у его ребенка падает зрение. Сегодня же еще многие как рассуждают: до 18 лет так пусть будет, а в 18 сделаем лазерную коррекцию. Но опять же. Таким образом можно восстановить зрение, если глаз работает. А если он уже не работает, функционально перестроился – никакая лазерная коррекция уже не поможет.
Что-то же есть, если не волшебная таблетка? Морковка? Черника?
Ну вот, хоть один вопрос вызвал улыбку на лице собеседницы.
– Черники нужно съесть грузовик, к примеру, морковка вообще только жирорастворимая, просто так ее грызть бесполезно.
Общие рекомендации, да, есть. Ограничить, например, гаджеты, в соответствии с возрастом. Детям до шести лет они категорически не нужны! Но мало, кому удается лишить своего ребенка в дошкольном возрасте гаджета, когда такая «игрушка» уже стала частью его жизни.
Родителям надо иметь внутренний стержень, чтобы совершенно четко знать, ради чего накладывается такой запрет. Ради хорошего зрения своего ребенка. Ради качества его жизни.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!