Выдающийся военачальник
Новость в рубрике: КультураМы продолжаем рассказывать об атаманах Всевеликого войска Донского. Сегодня наш рассказ – о Дмитрии Ефимовиче Кутейникове, руководившем Всевеликим войском Донским с 1827 по 1836 год.
Д.Е. Кутейников принадлежал к тому славному поколению донцов, на плечи которого легла тяжкая честь победить в грандиозных сражениях с турками под Кинбурном, Очаковом, Измаилом и разгромить непобедимого Наполеона в Отечественной войне 1812 года, победоносно завершив ее в поверженном Париже.
Родился в 1767 году на Дону, возможно, в г. Черкасске. Его отец, полковник Ефим Дмитриевич Кутейников, отличился во многих сражениях русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов, после окончания которой два года исправлял должность городового судьи Черкасска. Десяти лет от роду Дмитрий Кутейников был принят на службу в полк своего отца, воевавшего с горцами на Кавказской линии. 20 июля 1780 года ему был присвоен чин есаула. С 1784 по 1786 год Кутейников находился на Кавказе, участвуя в многочисленных стычках с черкесами «Малой Абазы и Большой Кабарды».
В апреле 1787 года он получил в свое командование казачий полк своего имени, с которым участвовал во многих сражениях русско-турецкой войны 1787 – 1791 годов. Первое такое сражение произошло 1 октября 1787 года на Кинбурнской косе, им руководил А.В. Суворов. Турки, пользуясь численным превосходством, яростно напирали на русские позиции. В рядах суворовских «чудо-богатырей» появились раненые и убитые. Конь под самим Суворовым пал, сраженный пулей, сам Александр Васильевич получил сабельную рану. Некоторое время он держался, руководя боем, но потом, обессиленный, опустился на песок. Заметив это, к Суворову подбежал Дмитрий Кутейников и, смочив водой собственный галстук, перевязал командующего. Вспоминая тот напряженный момент сражения, Суворов писал в рапорте князю Потемкину: «Я истекал, начинался обморок, лекаря нет, сам собой он (Кутейников – М.А.) решился перевязать». Ходатайствуя о награждении Кутейникова, Суворов подчеркивал, что отметить его надо не только потому, что спас раненого командующего, но и оттого, что «Кутейников по службе и качествам достоин».
В штурме Измаила 11 декабря 1790 года Дмитрий Кутейников, имевший чин премьер-майора российской армии, сражался, находясь в составе колонны бригадира Василия Орлова, которая подверглась мощной атаке янычар, в отражении которой отличился Кутейников. В рапорте Г.А. Потемкину о штурме и взятии Измаила Суворов писал, касаясь действий Дмитрия Кутейникова: «Бригадир и кавалер Орлов… рекомендует при штурме Измаильской крепости оказавших храбрость и мужественные подвиги… премьер-майора Кутейникова, употреблявшего себя… с храбростию и неустрашимостию, везде впереди бывшего с командою и который примером следуя в поражении неприятеля, отвращая в самое стремление оного сильным уроном напоследок ранен».
С 1792 года Кутейников с полком находился в Польше, охраняя потом новую границу на Днестре. С 13 мая 1798 года по 29 апреля 1800-го с полком участвовал в Пинском походе. 28 октября 1799 года Кутейников удостоился чина полковника российской армии.
Возвратившись на Дон, Кутейников с августа по ноябрь 1800 года исполнял должность полицмейстера города Черкасска. Зимой следующего года он принял участие «в поголовном» походе донских казаков на Индию, дошедших только до Оренбурга и возвращенных на Дон после убийства заговорщиками Павла I в марте 1801 года.
С 12 июля 1806-го по 15 января 1807 года Дмитрий Ефимович с казачьей командой провел в Москве, «в разъездах, для наблюдения порядка».
В конце января 1807 года он появился в Пруссии, где разворачивались крупные сражения с корпусами армии Наполеона. 21 апреля он со спешенными казаками переправился вплавь через реку Нарев, «разбил неприятельские пикеты и взял в плен несколько нижних чинов». За этот успех Кутейников удостоился ордена Святого Георгия четвертой степени. Тогда же прусский король удостоил его ордена «За военные заслуги».
Полководческий талант Дмитрия Кутейникова в полной мере раскрылся в сражениях Отечественной войны 1812 года и заграничных походах русской армии 1813 – 1814 годов.
В начальный период войны, когда русские армии отступали под могучим напором корпусов Великой армии Наполеона, донские казаки нанесли первое поражение наступающей польской бригаде генерала Турно. 27 – 28 июня, заманив поляков в ловушку («вентерь»), атаман Платов нанес им поражение, введя в решающий момент боя бригаду Дмитрия Кутейникова, который и довершил разгром неприятеля.
2 июля в бою под Романовом, командуя частью донских казачьих полков, Дмитрий Кутейников по левому флангу наступающего противника, привел его в смятение. При этом он «взял в плен 17 штаб- и обер-офицеров и 293 чел. нижних чинов, за что пожалован орденом Святой Анны 1 ст.».
Сам Дмитрий Ефимович в этом сражении был ранен в левую руку саблей. В бою под Смоленском 5 – 7 августа 1812 года, где под ним была убита лошадь, он со своими казаками «освободил из плена батальон егерей».
Так же умело и храбро сражался Дмитрий Кутейников со своей казачьей бригадой и в период контрнаступления русской армии осенью 1812 года. Его казаки особо отличились в сражении у Колоцкого монастыря 19 октября 1812 года. Преследуя арьергард Наполеона под командованием маршала Даву, Кутейников двинулся в обход Колоцкого монастыря с востока, к западной его оконечности направились отряды Иловайского 3-го и Денисова 7-го. Весь левый фланг противника, подвергшись давлению казаков Кутейникова, стал подаваться назад. Тут последовал удар с другого фланга, и французы, отстреливаясь, стали отходить, построившись в плотное каре. Потери их во время этого отступления были огромны.
Преследуя отступающего врага, бригада Кутейникова сыграла одну из главных ролей в освобождении Смоленска от французов 3 ноября 1812 года. Здесь, выбитый из предместья города, противник «покусился было снова овладеть форштадтом и выступил из крепости двумя колоннами, имея перед собою 8 пушек и одну мортиру, но генерал-майор Кутейников с казаками…решительным нападением его расстроил, овладели всеми орудиями и форштадт опять быт очищен». В этом сражении под Кутейниковым была убита лошадь…
Так сражался Дмитрий Ефимович вплоть до полного изгнания неприятеля из пределов России. Золотая сабля с алмазами и надписью «За храбрость» венчала его подвиги на заключительном этапе войны двенадцатого года.
Однако к весне 1813 года на здоровье Кутейникова сказались месяцы беспрерывного боевого перенапряжения, и 23 марта того года он был уволен в отпуск «за болезнью на Дон».
12 декабря 1819 года он был «уволен от службы по прошению и по болезни… с мундиром» и чином генерал-майора. В 1820 году Дмитрий Ефимович получил назначение состоять «членом Комитета об устройстве Войска Донского». В мае 1823 года Кутейникову был пожалован орден Святого Владимира 2 степени «за усердную службу и труды по званию члена Комитета».
Донским войсковым атаманом Д.Е. Кутейников был назначен 7 июня 1827 года. В том же году в Новочеркасск пришел указ Николая I от 2 октября 1827 года, в котором наследник российского престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II) был назначен атаманом всех казачьих войск России и шефом донского Атаманского полка. Дмитрий Кутейников устроил по этому поводу в Новочеркасске парад с молебном и пушечным салютом. Тогда же было принято решение заложить в столице казачьего Дона храм во имя Благоверного князя Александра Невского. 6 декабря 1827 года Д.Е. Кутейникову был пожалован чин генерал-лейтенанта российской армии.
В атаманство Кутейникова, 26 мая 1835 года, наконец-то, было введено в действие «Положение об управлении Войска Донского», сыгравшее определенную роль в улучшении экономического положения казаков, которые освобождались от изнурительной почтовой повинности, получая ряд других льгот. 6 декабря 1835 года «за долговременную и усердную службу и за особые труды по званию наказного атамана Войска Донского» Дмитрию Кутейникову был пожалован орден Святого Александра Невского.
Высшая власть в Войске Донском отныне принадлежала наследнику российского престола, непосредственное же управление Доном вверялось наказному атаману, которым в тот момент являлся Дмитрий Кутейников.
С утверждением этого «Положения» императором от наказного атамана требовалась огромная энергия для претворения его в жизнь. По мнению же генерала Чернышева, атаман Кутейников «равнодушно относится к этому делу», вследствие чего он «в форме дружеского совета» предлагал атаману выйти в почетную отставку. 13 января 1836 года Дмитрий Ефимович направил Чернышеву письмо, в котором «со всею искренностью и откровенностию» сознавался, что атаманская должность, «всемилостивейше на него возложенная, не отвечает ни летам, ни здоровью, ни способностям моим». 10 февраля 1836 года последовал императорский указ об увольнении Д.Е. Кутейникова «по прошению от должности наказного атамана за болезнью». Перед этим, 22 апреля 1834 года Дмитрий Ефимович был удостоен чина генерала от кавалерии.
Скончался Дмитрий Ефимович Кутейников 5 ноября 1844 года в Новочеркасске. Его портреты, писанные масляными красками на холсте, украшают лучшие исторические музеи Дона и России.
По материалам книги писателя, историка, члена Союза журналистов России,
академика Петровской академии наук и искусств М.П. Астапенко
«Донские казачьи атаманы. 1570 – 1920 годы»
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!