Когда рядом есть пример
Новость в рубрике: ОбразованиеО системе наставничества в образовательных организациях Аксайского района – наш разговор с заведующей районным методкабинетом Управления образования Администрации Аксайского района И.Г. ДОЛГУШИНОЙ.
Что представляет собой наставничество?
– Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри любой образовательной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей. Технология наставничества позволяет получать опыт, знания, формировать навыки, компетенции и ценности быстрее, чем другие способы передачи (учебные пособия, самостоятельная и проектная работа, формализованное общение), а это критически важно в современном мире.
Как это выглядит на практике?
– При устройстве в школу, детский сад или учреждение дополнительного образования за каждым молодым специалистом, имеющим педагогический стаж менее трех лет, закрепляется наставник из числа опытных педагогов. Эта практика закреплена Положением о наставничестве, разработанным районным методическим кабинетом Управления образования Администрации Аксайского района в 2020 году. В тесном диалоге молодой специалист что-то почерпывает для себя из того, чему его учит наставник. Педагог может прийти к наставнику на урок, а может, наоборот, наставник посмотреть, как ведет урок его подопечный. Многие молодые специалисты видят в своих наставниках пример настоящего учителя.
В Аксайском районе в 2022 – 2023 учебном году работают в образовательных организациях 184 молодых педагога, из них 109 – в школах, 62 – в детских садах, 13 – в учреждениях дополнительного образования.
Ежегодно среди молодых педагогов проводится анкетирование, выявляющее их потребности. Так, например, в этом году многие молодые специалисты более предпочтительной формой повышения квалификации считают индивидуальные консультации наставника. Результаты анкетирования стали толчком к внедрению проекта «Час с наставником».
Кроме целевой модели по схеме «педагог – педагог» в ряде школ реализуются также схемы «студент – ученик» и «ученик – ученик». Такая модель предполагает помощь одаренным детям, ребятам, имеющим трудности в обучении, профориентационную работу.
Вы упомянули проект «Час с наставником». Расскажите подробнее о нем.
– Для реализации проекта мы собрали базу наставников из разных школ района. Всего их 27 человек из Грушевской, Рассветовской, Большелогской, Октябрьской СОШ, гимназии № 3, Аксайской СОШ № 2, лицея № 1, Аксайской СОШ № 1. Раз в две недели проводятся встречи молодых педагогов с наставниками. Опытные педагоги дают мастер-классы, лекции, занятия. Зачастую встречи проходят в Центре творчества детей и молодежи Аксайского района, реже проводятся выездные занятия на базе школ и детских садов. Недавно, например, был выездной «Час с наставником» на базе Большелогской СОШ, где наставники Е.В. Мельникова и О.А. Зубова показали урок и неурочное занятие. Интересный формат взаимодействия молодого педагога и наставника продемонстрировали учитель биологии лицея № 1 А.Н. Зубцова и учитель химии лицея № 1 О.Н. Федорова. Они показали совместное занятие внеурочной деятельности по экологии, где оба педагога, и наставник, и молодой специалист, гармонично и продуктивно работали с детьми. Занятие вызвало большой положительный отклик у молодых педагогов. Также в лицее педагог русского языка и литературы А.В. Коваленко провела мастер-класс «Каким должен быть современный урок?».
На сегодняшний день состоялось восемь мероприятий в рамках «Часа с наставником». Завершить проект планируется Фестивалем наставничества, где все педагоги, участвующие в проекте, будут отдельно отмечены дипломами и грамотами. А также свои сертификаты об участии в проекте получат молодые специалисты, которые посетили все мероприятия.
Какая еще работа ведется с молодыми педагогами?
– Традиционной в Аксайском районе стала работа Школы молодого специалиста. В 2023 году в состав Школы входят 27 педагогов. В течение учебного года молодые специалисты посещают мастер-классы по ведению школьной документации, работе со сложными детьми и их родителями, специфике работы с детьми с ОВЗ и другие. Уже второй год занятия Школы проходят совместно с ведущими психологами Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Все психологические тренинги строятся на запросах самих педагогов. В этом году молодые специалисты указали в анкетировании, что им необходима помощь в тайм-менеджменте, работе с детьми из неблагополучных семей, а также их волнует высокая тревожность, эмоциональное выгорание и низкая самооценка как педагогов. С этими запросами и работают психологи как в индивидуальных консультациях, так и на общих тренингах.
Большая работа ведется с молодыми педагогами во время выездных семинаров областного и межрегионального уровней. Кроме того, каждый год мы вместе с районным профсоюзом работников образования организуем для молодых специалистов выездной семинар, где не только делимся опытом, но и проводим мастер-классы, психологические тренинги, беседы.
Ежегодно в Аксайском районе проходит муниципальный конкурс открытых уроков (занятий) для молодых педагогов и наставников. Лауреаты и победитель награждаются премией профсоюза работников образования и науки и грамотой начальника Управления образования Аксайского района. В 2023 году в конкурсе приняли участие 24 педагога, а победителем стала учитель начальных классов Большелогской СОШ О.А. Гринжола. Награждение педагогов состоялось в рамках открытия конкурса «Учитель года – 2023».
Недавно, 23 марта, педагоги Аксайского района приняли участие в межмуниципальном форуме педагогических клубов «Наставничество – надежный причал», где представили открытые мастер-классы.
Работа с молодыми педагогами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы образовательных учреждений и Управления образования Администрации Аксайского района.
Татьяна РУСЛАНОВА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!