Будь бдителен, гражданин!
Новость в рубрике: Избранное, Человек и законКазалось бы, сегодня правоохранительные органы делают все возможное для снижения уровня преступности в Аксайском районе. И один из распространенных видов преступлений, с которыми они борются, – мошенничество.
Несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, дистанционные хищения с использованием информационно-телекоммуникационных технологий стремительно набирают силу. Мошенники умело используют всю доступную информацию и современные технологии, разбираются в психологии людей, вынуждая жертву раскрывать всю информацию о себе, совершать те или иные действия, используют человеческие слабости, чувства в своих корыстных интересах.
Напоминаем вам о распространенных мошеннических схемах, на которые, к сожалению, до сих пор попадаются многие граждане.
Случай с родственником. Мошенник представляется родственником или знакомым и взволнованным голосом по телефону сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления (совершил ДТП, хранил оружие или наркотики, нанес тяжкие телесные повреждения). Далее в разговор вступает якобы сотрудник полиции, который уверенным тоном сообщает, что уже не раз «помогал» людям таким образом. Но если раньше деньги привозили непосредственно ему, то сейчас деньги необходимо привезти в определенное место, передать какому-либо человеку либо перевести на счет (абонентский номер телефона).
К счастью, бывают и примеры, когда удается спасти денежные средства граждан. Один из таких случаев произошел в марте: в отделение банка «Центр-инвест» пришла гражданка К., которая хотела снять депозит с вклада. Как она объяснила сотрудникам банка, деньги ей нужны срочно, при этом женщина сильно нервничала. В ходе разговора стало известно, что гражданка общается с мошенниками, ее с трудом удалось убедить в этом. В отделение банка тут же были вызваны сотрудники ОМВД России по Аксайскому району, которые включились в разрешение этой ситуации. В результате слаженных действий сотрудников банка и полиции удалось сохранить денежные средства гражданки К. в сумме 54 тысяч рублей.
Взлом аккаунта друга. Еще один способ лишить вас денег, прикрывшись другом или знакомым, – обратиться к вам от его имени в соцсетях с просьбой перевести деньги в связи с произошедшим горем. И если вы согласились на перевод – вы попались на «удочку» мошенника.
На самом деле в обоих случаях нужно прервать диалог со злоумышленником и срочно связаться с тем, кем злоумышленник представился, узнать, действительно ли ему нужна помощь.
Ошибочный перевод средств. Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет. Сразу после этого поступает звонок, сообщающий об ошибочном переводе денег на счет, при этом звонящий просит вернуть их обратно. В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
Розыгрыш призов. На телефон абонента сотовой связи приходит SMS-сообщение, из которого следует, что в результате проведенной лотереи он выиграл крупный приз. Для уточнения всех деталей потенциальной жертве предлагается посетить определенный сайт и ознакомиться с условиями акции либо позвонить по одному из указанных телефонных номеров. Во время разговора по телефону мошенники сообщают, что счастливому обладателю приза необходимо перечислить на счет указанную ими сумму, а затем набрать определенную комбинацию цифр и символов, якобы для проверки поступления денег на счет и получения «кода регистрации». Как только жертва завершает указанные манипуляции, счет обнуляется, а мошенники исчезают в неизвестном направлении.
Если вы узнали о проведении лотереи только тогда, когда стали ее «победителем», если вы не заполняли заявку на участие в ней либо каким-либо другим способом не подтверждали свое участие в розыгрыше, то, вероятнее всего, вас пытаются обмануть.
Штрафные санкции оператора. Злоумышленник представляется сотрудником службы технической поддержки оператора мобильной связи и сообщает, что абонент сменил тарифный план, не оповестив оператора (также могут быть варианты: не внес своевременную оплату, воспользовался услугами роуминга без предупреждения) и, соответственно, ему необходимо оплатить штраф в определенном размере, купив карты экспресс-оплаты и сообщив их коды.
Предложение «пошпионить» за абонентом. Наверняка есть те, кому было бы интересно почитать переписки и прослушать звонки родственника или близкого человека. Пользуясь этим интересом у граждан, мошенники предлагают пользователю изучить содержание SMS-сообщений и список входящих и исходящих звонков интересующего абонента. Для этого необходимо отправить сообщение стоимостью от 10 до 30 рублей на указанный короткий номер и вписать в предлагаемую форму номер телефона абонента. После того, как пользователь отправляет SMS, с его счета списывается сумма гораздо больше той, что была указана мошенниками, а интересующая информация впоследствии так и не поступает.
Продажа имущества на интернет-сайтах. При звонке на телефон, размещенный на интернет-сайтах объявлений («Авито», «ФарПост», «Дром» и другие) правонарушитель просит пополнить счет его телефона либо сообщить данные и номер карты потерпевшего для перевода денежных средств в качестве задатка за товар. После сообщения данных карты происходит списание денежных средств.
Фишинг. Об этом виде мошенничества неоднократно сообщали на страницах газеты, однако в этот раз понятнее будет объяснить на конкретном примере, который недавно произошел на самом деле в Ростове-на-Дону.
Женщине позвонили якобы из банка и сообщили, что кто-то пытается списать деньги с ее карты. Мошенники убедили жительницу Ростова перевести 395 тысяч рублей на «безопасный счет». На этом все не закончилось, и обманщики продолжили свою схему хищения денег. Спустя некоторое время аферист вновь позвонил героине нашей истории и сказал, что «преступники» пытаются переоформить ее квартиру на себя, убедил женщину продать жилье, аргументируя это тем, что такой способ поможет защитить имущество и деньги. Всю выручку от продажи недвижимости ростовчанка перевела на счет мошенников и в ответ получила сообщение в WhatsApp, в котором злоумышленники с насмешкой поблагодарили ее за помощь иностранной армии и больше на связь не выходили. В итоге женщина потеряла 4 095 000 рублей.
Догадаться о том, что любезный помощник на другом конце провода является мошенником, не всегда легко, но это возможно. Можно поблагодарить за бдительность и узнать должность, инициалы звонившего сотрудника кредитной организации и предпринять попытку дозвониться по «горячей линии». Использовать для выяснения сложившейся ситуации лучше другой свой номер, потому что на сегодняшний день у вымогателей существуют технологии, позволяющие перенаправить все последующие звонки на телефонное устройство мошенников.
Хищения с карт, подключенных к опции бесконтактных платежей. Для проведения оплаты по такой карте достаточно приложить ее к терминалу. Ввод ПИН-кода не требуется, если сумма не превышает 1 000 рублей. При этом количество расходных транзакций не ограничено. Чтобы получить деньги, мошеннику достаточно лишь приложить к сумке или карману владельца самодельные переносные считыватели или банковские терминалы, оформленные по фиктивным документам.
Преступники находят все новые и новые схемы и способы для достижения своих преступных замыслов. Чтобы не стать жертвой злоумышленников, необходимо соблюдать простые правила безопасного поведения и обязательно довести их до сведения родных и близких. Так, не следует доверять звонкам и сообщениям о том, что родственник или знакомый попал в аварию, задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, особенно, если за этим следует просьба о перечислении денежных средств. Как показывает практика, обычный звонок близкому человеку позволяет развеять сомнения и понять, что это мошенники пытаются завладеть вашими средствами или имуществом. Не следует отвечать на звонки или SMS-сообщения с неизвестных номеров с просьбой положить на счет деньги. Кроме того, не следует сообщать по телефону кому бы то ни было сведения личного характера.
И помните, своевременное обращение в правоохранительные органы может помочь другим людям не попасться на незаконные уловки телефонных мошенников. Противостоять мошенникам возможно лишь повышенной внимательностью, здравомыслием и бдительностью.
Отдел МВД России по Аксайскому району
Отправить ответ
1 Комментарий на "Будь бдителен, гражданин!"
Совсем недавно сестре звонили. Сказали, что она выиграла приз в лотерее. Дальше попросили перезвонить на незнакомый номер, чтоб узнать подробности. Конечно, она была удивлена. Никогда ни в какой лотерее не участвовала. И не стала перезванивать. А если бы перезвонила — деньги бы сняли точно. Хорошо, что в газете варианты мошенничества публикуют. Когда поднимаешь трубку — иногда думаешь, что это может быть важный звонок, то, что ожидал, а получается, те же мошенники. Много их сейчас. Надо быть осторожней.