Уникальный музей открыл двери в мир казачьей культуры и традиций донского виноделия в станице Старочеркасской Аксайского района
Новость в рубрике: Избранное, КультураСтаница Старочеркасская Аксайского района обрела новый культурный объект, который уже завоевал признание местных жителей и туристов. В стенах старинного здания расположился Музей казачества, виноградарства и виноделия. Здесь посетители могут погрузиться в атмосферу казачьего быта и узнать о вековых традициях виноделия Дона.
В одном из предыдущих номеров нашей «Победы» мы рассказали о том, что винотека в Старочеркасской признана лучшей в России.
И тут началось самое интересное! В редакцию посыпались звонки и письма: «А что, в Старочеркасской правда есть винотека?»
Да-да, есть! И это даже не главное! Потому что винотека – это лишь часть большого культурного комплекса, где под одной крышей собрались интересные места: настоящий Музей казачества, виноградарства и виноделия, шикарная винотека в старинном винном погребе и уютная ресторация «Старочеркасск».
В музее, как и положено – и предметы казачьего быта во всей красе, и украшения, и оружие, и старинные книги аж с XVI века, и иконы, и портреты исторических личностей, и фотографии из архивов, и даже музыкальные инструменты! Еще всякие редкие штучки, от которых дух захватывает. Один этаж музея заняли картины местных художников – вся красота Донского края и казачья жизнь на полотнах, мастерски запечатленные кистью талантливых мастеров. Здесь можно увидеть как классические пейзажи с бескрайними донскими просторами и цветущими виноградниками, так и яркие жанровые сцены из жизни казачества.
А в винотеке собрана коллекция лучших вин со всей Ростовской области и юга России. И представьте себе: там не просто бутылки стоят – профессиональные сомелье каждому гостю расскажут про каждый сорт, особенно про те, что из автохтонных донских ягод сделаны.
Ну что, заинтересовались? Мы тоже! И решили разузнать все до мелочей. Поэтому отправились к одному из создателей этого культурного комплекса В.М. Митряеву.
– Василий Михайлович, расскажите, как все начиналось: сначала появилась идея создать винотеку, а музей решили открыть уже потом?
– Нет, все началось именно с музея! Вот это историческое здание лавки Жученковых, в котором мы сейчас находимся, является памятником архитектуры краевого значения – постройка XVIII века. Подвал частично выполнял функции угольного хранилища, являлся одним из основных узлов системы отопления всего дома. Здесь по углам стояли печи, через отверстия над ними теплый воздух подавался наверх. А вот эти «окошки» на самом деле были проемами для загрузки угля.
И вот когда мы поняли, какой будет концепция всего пространства, тогда и появилась идея винотеки. Сейчас здесь великолепный дегустационный зал, который, кстати, отлично подходит для проведения разных мероприятий.
Такая удивительная метаморфоза произошла – бывшая «углярка» превратилась в настоящий винный подвал, где теперь вместо черного угля благородные вина в бутылках, а вместо густого дыма – тонкий аромат виноградных лоз. Старое здание обрело новую жизнь, сохранив при этом свою историческую память! Один зал подвала был таким, второй – как раз под хранение…
![]() |
![]() |
Так теперь выглядит здание XVIII века, где расположился новый музей. |
– Что привело вас в мир донского виноделия?
– Все началось с экспедиции Русского географического общества. Последние несколько лет наши сотрудники участвуют в уникальной экспедиции по поиску автохтонных сортов Донского винограда – тех, что растут только в определенных местах. Это старинные казачьи сорта, а возможно, даже более древние – их возраст определяют по расшифрованному геному.
Именно эта работа и вдохновила нас на создание знакового места. Ведь вино и виноград – это не просто напитки и ягоды, это целая культурная история. Хотелось создать место, которое будет популяризировать эту культуру.
Наша главная цель – продвижение российского, и особенно донского, виноделия. Идея пришла относительно недавно, в 2023 – 2024 годах. Мы сами разрабатываем маршруты и ищем забытые сорта винограда, которые не используются в промышленном производстве. И знаете, у нас неплохо получается!
– Как вы находите эти забытые сорта?
– Есть особые признаки мест, где рос и продолжает расти виноград. Мы находим старинные виноградники на родных корнях, которым больше ста лет! Для сравнения: современные привитые лозы плодоносят в среднем 20-30 лет.
Часто бывает так: в какой-нибудь станице бабушка или дедушка рассказывают – дед посадил виноград, и он растет тут уже много лет. Мы берем пробы, отправляем в Курчатовский институт, где есть специальная лаборатория по расшифровке генома растений. Биологи анализируют: этот сорт известен, а этот – возможно, мутант или гибрид. Если сорт перспективный, его заносят в специальный реестр и отправляют в селекционные питомники.
– Вас интересует виноградарство в контексте казачьей культуры? Ведь это не промышленное производство, а скорее, история о том, как бабушки и дедушки выращивали виноград в своих огородах.
– Именно так! Виноделие – это история о том, как делали вино до революции, в каких объемах, как развивалось производство и почему пришло в упадок. Мы пытаемся восстановить часть культурного кода Донского края.
Знаете, до революции на Дону было самое крупное производство винограда во всей Российской империи. Дон даже называли «винной рекой»!
Василий Михайлович терпеливо объяснял мне тонкости виноделия, стараясь подбирать слова так, чтобы даже далекий от этой темы человек легко все понял. Когда разговор стал слишком техническим, на помощь пришла Валерия – я бы сказала, настоящая душа винотеки. С природным обаянием казачки и профессиональным чутьем кависта она виртуозно перевела беседу в более доступное русло:
– Знаете, как обычно начинается наш диалог с гостями? Сначала определяем базовое – белое или красное, сухое или полусухое. Кто-то интересуется креплеными вариантами. А потом переходим к самому интересному – вкусу! Хотите ягодные ноты или, может, шоколад? Может, предпочитаете луговые травы или цитрусовые оттенки?
Если гости говорят, что уже пробовали наши вина и хотят чего-то нового, мы предлагаем им вина из соседних регионов, но обязательно из наших автохтонных сортов – это наша фишка!
Наблюдая за работой Валерии, я поразилась, насколько легко она находит подход к каждому посетителю.
По словам Василия Михайловича, их винотека – настоящая жемчужина российского виноделия, ведь здесь собрана самая большая коллекция вин из автохтонных сортов винограда в стране и лучшие вина России.
После такой увлекательной беседы я перешла к следующему этапу знакомства с музеем. Василий Михайлович передал меня в надежные руки экскурсовода Музея казачества, виноградарства и виноделия Александра. Переходя от витрины к витрине, я задавала вопросы, Александр подробно на них отвечал. Постепенно у меня возникало особое чувство – словно я стою на пороге важного открытия. Не глобального, конечно, но очень личного. Каждая новая экспозиция открывала передо мной еще одну страницу старочеркасской летописи, добавляя яркие детали к общей картине истории Донского края.
– Какие экспонаты посетители чаще всего фотографируют или о каких спрашивают?
– Под линзы камер чаще всего попадают медали и холодное оружие, поскольку при упоминании того, что предметы коллекционные, у большинства посетителей появляется желание поискать информацию самостоятельно. Наверное, единственные два вопроса, которые звучат практически от каждой группы, – это «почему винтовку Мосина называют «трехлинейка»?» и «Книги в то время уже были печатные?». А так спрашивают обо всех экспонатах. Зависит от того, что интересно конкретному посетителю.
– Как вы создаете «живой» контакт между посетителями и экспонатами?
– Очень часто это удается сделать через корни человека. Например, у нас есть старинный вещевой сундук, многие посетители при его виде вспоминают, что в домах их бабушек и прабабушек стоял похожий, на этом и строится дальнейший диалог.
– Есть ли в музее интерактивные элементы, которые позволяют гостям «окунуться» в атмосферу казачьего быта?
– Учитывая, что здание само по себе старинное и его внешняя ар-хитектура осталась практически не тронутой, человек при посещении может примерно понять, в каком формате строились дома в прошлом. А спустившись в омшаник, он же на данный момент винотека, прочувствовать саму атмосферу XVIII века, поскольку там удалось сохранить внутренний вид здания. Я считаю, что это неплохой способ окунуть человека в былые времена.
К сожалению, из-за того, что музей только недавно открылся для публичного посещения, мы еще не успели разработать интерактивную программу. Но все еще впереди.
– Как музей помогает в сохранении казачьих традиций и передаче их молодому поколению?
– Наверное, самая главная помощь, которую мы предоставляем – это сохранение памяти о казаках и их быте, как в материальном (экспонаты), так и в неосязаемом (рассказ) виде. Даже если человек не запомнит всю полученную информацию после посещения музея, какой-нибудь из услышанных фактов в голове волей-неволей да отложится и, возможно, всплывет в разговоре с другом. Таким образом память о казаках не канет в небытие.
– Как вы показываете связь между казачьей культурой и виноделием?
– Визуально, увы, нет. Несмотря на то, что вино и виноделие – это неотъемлемая часть казачьей культуры, показать ее через экспонат – крайне трудная задача, поскольку ни виноградник, ни лагар в музей не засунешь. Но связь прокладывается вербально, в ходе экскурсии.
– С какими неожиданными нюансами столкнулись при организации нового пространства?
– С тем, что это оказалось сложнее, чем кажется на первый взгляд. Вроде купил витрины, выложил старые вещи, ходи да рассказывай. А нет, это так не работает. Оказывается, есть свои подводные камни, например, получение официального статуса музея. В подробности вдаваться не буду, но одним из факторов его получения было проведение полной экспертизы всех экспонатов. При реставрации самого здания, где располагается музей, нашли приличное количество вещей, которые никто не ожидал увидеть.
– Есть ли планы по расширению коллекции или созданию дополнительных пространств?
– Знаете, можно сказать, что расширение коллекции – это уже даже не план, а обыденность. Практически каждый месяц у нас появляется что-то новое, за что огромная благодарность жителям Старочеркасской и Ростовской области, так как многие экспонаты были переданы в дар музею.
– Как музей влияет на развитие туризма в Старочеркасской?
– Уже не раз происходили моменты, когда люди, побывавшие в нашем музее, приезжали повторно и приводили знакомых. Так что, думаю, положительно.
– Что вас больше всего радует в работе над музеем?
– Видеть, что людям действительно интересно прошлое нашей страны. Ну, и если говорить о личных предпочтениях, мне, как фанату холодного оружия, доставляет большое удовольствие близкая работа с оружейным фондом нашего музея.
– Какие истории или моменты работы с посетителями запомнились особенно ярко?
– Хорошо запомнилась семья, в которой старший сын настолько хотел увидеть отпечаток кошачьей лапы в кирпиче, что согласился пройтись до него, а в это время на улице лило, как из ведра. Немного проясню, кирпичи с отпечатками лап животных являются редким явлением, существуют даже форумы по их поиску и обсуждению. Так вот этот парень, судя из дальнейшего диалога, был одним из тех, кто интересовался подобной темой, и под «интересовался» я имею в виду буквально фанател, поэтому, видимо, ливень преградой для него не стал, да и мне было не трудно показать. Правда, после фразы «я украду ваш кирпич» приходится приглядывать за несчастным куском стройматериала. Естественно, это была шутка, но мало ли, действительно вернется. А если брать из менее конкретного – когда приходят современные казаки, они всегда откладываются в памяти, поскольку при посещении музея они рассказывают о своем личном опыте. Да и в целом они сами по себе очень яркие люди.
– Как вы видите будущее этого проекта через пять – десять лет?
– Расширить и оцифровать экспозицию, развить музей «под открытым небом», как раз про виноградарство и «донскую чашу», сформировать устойчивое сообщество с рядом постоянных мероприятий в культурной и креативной сферах, развивать фестивальную культуру станицы, научную работу в сфере виноградарства и, надеюсь, у нас появится еще больше новых интересных экспонатов.
На этом завершается наше путешествие. Музей казачества, виноградарства и виноделия – это не просто собрание экспонатов, а живой хранитель традиций, который помогает сохранить память о казачьем наследии для будущих поколений.
Здесь, в стенах старинного здания, оживает прошлое, а каждая экспозиция рассказывает свою неповторимую историю. Винотека с уникальными винами из автохтонных сортов продолжает традиции донского виноделия, а музейные экспонаты помогают посетителям прикоснуться к корням своей истории.
Этот проект – яркий пример того, как можно гармонично соединить прошлое и настоящее, сохранив при этом самобытность и уникальность донской культуры. И пусть впереди еще много работы по развитию интерактивных программ и расширению экспозиций, уже сегодня музей становится важным центром притяжения для всех, кто интересуется историей и культурой нашего края.
Винотека музея казачества, виноградарства и виноделия стала победителем конкурса «Торговля России – 2025» в номинации «Лучшая представленность российских товаров». В.М. Митряев: «Это значимое событие произошло на главном отраслевом форуме страны – Неделе российского ритейла, которая прошла с 2 по 5 июня в Центре международной торговли в Москве и собрала более 8 000 участников со всей России. Среди множества ярких и достойных проектов со всей страны именно нашу экспозицию вин и винодельческого наследия Дона признали одной из лучших! Для команды винотеки эта победа – не просто награда. Это признание пути, пройденного с любовью к родной земле и искренним стремлением показать самобытность и богатую историю донского виноделия. Мы гордимся тем, что рассказываем о казачьей культуре, о труде донских виноградарей и представляем лучшие отечественные вина, созданные с уважением к прошлому и верой в будущее».
Ольга БЛОТНИЦКАЯ. / ФОТО из архива Музея казачества, виноградарства и виноделия
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!