От макетов кораблей – до городских памятников: уникальная экспозиция музея ССРЗ «Мидель» в городе Аксае
Новость в рубрике: Даты, Избранное, КультураПосетители музея могут не только увидеть точные копии судов, сошедших со стапелей предприятия, но и погрузиться в атмосферу корабельного дела, узнать о международных связях завода и его вкладе в развитие Аксая.
В календаре профессиональных праздников произошли изменения: теперь специалисты судостроительной отрасли отмечают День кораблестроителя 29 июня. Но на Аксайском судостроительном-судоремонтном заводе «Мидель» по-прежнему чтят традиции и сохраняют верность Дню работников морского и речного флота.
Это не просто дань прошлому – это живая связь поколений корабелов, которые из года в год собираются вместе, чтобы вспомнить славные традиции отечественного судостроения. Поэтому празднование Дня работников морского и речного флота здесь воспринимается как часть корпоративной культуры, как символ преемственности и уважения к тем, кто создавал славу отечественного флота.
Корабелы «Миделя» бережно хранят эти традиции, передавая их молодому поколению. В стенах заводского музея, где каждая экспозиция рассказывает свою историю, особенно остро ощущается связь времен – от первых шагов отечественного судостроения до современных достижений предприятия.
Интересно, что именно в преддверии этого праздника мы побывали в заводском музее, где каждая витрина, каждый подиум – это страница истории, каждый экспонат – свидетельство мастерства корабелов. И именно здесь, среди архивных документов и фотографий, становится особенно понятным, почему заводчане сохраняют верность традициям и считают своим профессиональным праздником День работников морского и речного флота.
Несмотря на то, что заводской музей «Миделя» не числится в официальном реестре музеев, его значение для предприятия и города невозможно переоценить. Это настоящий музей в полном смысле слова – с богатой коллекцией экспонатов, систематизированной экспозицией и уникальной историей, бережно хранимой для будущих поколений.
Согласитесь, статус музея определяется не только формальной регистрацией, но и содержанием работы. Здесь, как и в любом профессиональном музее, ведется учет экспонатов, проводятся экскурсии, сохраняются исторические документы и предметы, связанные с развитием судостроительной отрасли.
История создания музея завода «Мидель» тесно связана с именем Б.С. Капитонова – последнего директора Аксайской РЭБ флота и первого директора «Миделя». Именно в период его руководства произошло акционирование предприятия, и зародилась идея создания музея.
Будучи инициатором проекта, Борис Сергеевич провел огромную работу по сбору материалов. Он не только нашел первичную информацию об истории завода и важные документы, но и разработал концепцию первых экспозиций.
Геворг Ваградович Ваградян, председатель совета директоров завода, является одним из главных хранителей исторической памяти предприятия. Он глубоко осознает важность сохранения истории завода и понимает, как быстротечно время: спустя год-два уже сложно вспомнить, каким было предприятие раньше.
Именно благодаря его поддержке музей продолжает развиваться и пополняться новыми экспонатами. Геворг Ваградович подчеркивает, что только имея музей, сохраняя фото, видеоматериалы и документы, можно оглянуться назад и проследить эволюцию завода, оценить его сегодняшние достижения.
Его вклад в развитие музея заключается не в инициировании создания, а в постоянной поддержке и продвижении идеи сохранения истории предприятия. Под руководством Ваградяна музей стал не просто собранием экспонатов, а настоящим центром сохранения корпоративной памяти, где каждый документ, каждая фотография помогают увидеть путь, пройденный заводом.
Сегодня музей – это живой организм, который благодаря поддержке руководства продолжает расти и развиваться, сохраняя для будущих поколений память о трудовых подвигах корабелов.
Музей начал свою работу в 2009–2010 годах с нескольких макетов и фотографий. К 2012 году коллекция значительно расширилась благодаря активной работе с ветеранами предприятия. Собирались фотографии, награды, документы – все то, что сегодня составляет бесценное наследие музея.
Для формирования экспозиции были привлечены материалы из различных источников: архива Военно-морского флота, российских архивов, архива Ростовской области и аксайских музеев.
Официальное открытие музея состоялось 1 сентября 2010 года – в знаменательную дату, совпавшую с днем рождения председателя совета директоров Г.В. Ваградяна и 180-летием завода. Фрагменты символической красной ленточки и первая вывеска, украшавшая вход в музей, сегодня хранятся среди экспонатов.
Сегодня в коллекции музея насчитывается более 200 экспонатов, среди которых особое место занимают первые модели судов, теплоходов и парома, специально заказанные и изготовленные калининградской компанией.
Музей продолжает развиваться, регулярно пополняясь новыми экспонатами, которые приносят как ветераны предприятия, так и родственники бывших сотрудников.
Обо всем этом рассказывал начальник службы по связям с общественностью Коваленко Юрий, пока мы шли к музею. Как последователь Б.С. Капитонова, он досконально знает историю каждого экспоната и с энтузиазмом делился своими знаниями.
Итак, экспозицию музея открывает фотография документа, который дает основание считать годом рождения теперешнего ССРЗ «Мидель» 1830-й. Именно в этом году был издан важный государственный документ – «Дополнительные правила для поощрения торгового судоходства и мореходства». Этот указ был разработан «Особым комитетом для изъятия причин, затрудняющих в России успехи купеческого кораблестроения и мореплавания», который работал в Санкт-Петербурге.
Документ получил одобрение на высшем государственном уровне и стал переломным моментом в развитии частного судостроения в России. Именно этот указ впервые официально разрешил создание частных судоверфей, что привело к быстрому появлению новых предприятий в Ростове, Таганроге, станицах Аксайской, Качалинской и Рогожкинской.
Значение этого указа трудно переоценить – он фактически открыл новую страницу в истории российского судостроения, позволив развивать отрасль не только за счет государственных средств, но и благодаря частной инициативе предпринимателей.
Юрий демонстрирует гордость музея – модель судов, с которых началась история предприятия. В период Крымской войны завод выполнил важный заказ Всевеликого войска Донского на строительство Азовской гребной флотилии: шестнадцать двадцативесельных баркасов и восемь канонерских лодок.
Особое внимание привлекает часть экспозиции, посвященная плашкоутам – специальным секциям наплавного моста. Именно такой мост был установлен в Аксае через реку Аксай там, где сегодня находится памятник «Переправа».

Модель парохода «Титаник», привезенная гене-ральным директором завода из загранкомандировки.
/ ФОТО Александра Блотницкого
Далее Юрий рассказывает о периоде расцвета торгового флота. Завод активно строил деревянные суда для купеческого флота, пока появление железной дороги не снизило спрос на речные перевозки. Интересно, что именно сотрудники предприятия стали инициаторами создания морских классов в Аксае, где готовили шкиперов и штурманов для управления судами. Учебное заведение просуществовало до 1930 года.
Фото единственного сохранившегося с купеческих времен здания постройки 1913 года. Предполагается, что здесь располагалась контора последнего владельца Аксайской верфи предпринимателя Порфирия Зверева, раскулаченного к 1930 году. Здание пережило бомбежки во время Великой Отечественной войны, пожар, перепланировки: заводчане его капитально ремонтировали, поддерживая этот раритет в работоспособном состоянии.
Следующие фотографии интересны тем, что можно увидеть, с помощью каких приспособлений и механизмов происходит подъем судов из воды – для последующего ремонта. Гидротехническое сооружение, включающие систему рельсовых путей, уходящих под воду, и грузоподъемных тележек, называется слип. Все это располагается в затоне, который создан искусственно: и вручную лопатами, и тракторами, и с помощью земснарядов. Глубина его такая же примерно, как в реке Аксай. Затон – собственность предприятия. Построенный в 80-х годах прошлого века, в начале 90-х он полностью осушался, чтобы достроить три рельсовых пути для увеличения длины и веса поднимаемых судов.
В коллекции музея представлены макеты судов, построенных на предприятии. Среди них особое место занимают паром «Дорожник», обслуживающий Семикаракорскую переправу, и паром в станице Старочеркасской. Кстати, парому из Старочеркасской в этом году «Мидель» провел капитальный ремонт.
Отдельного внимания заслуживают модели теплоходов-близнецов «Аксай» и «Темерник». Суда были построены в 1996 и 1997 годах по заказу немецких партнеров. По сей день они находятся в эксплуатации, ходят под флагом Германии. История названий этих судов весьма интересна: «Аксай» четырежды менял наименование, и в прошлом году получил название «Краса морей». «Темерник» последний раз был переименован в 2021 году и сейчас известен как «Лунный свет».
Центральным экспонатом зала является масштабная пластиковая модель машинного отделения судна. Когда предприятие получило заказ на строительство судов, немецкие партнеры предоставили техническую документацию на немецком языке, которая не полностью отражала все детали проекта. Для наглядности передали модель – копию машинного отделения с миллиметровой точностью в масштабе 1:10. Благодаря этому экспонату инженеры могли обходиться практически без чертежей: с помощью измерительных приборов они снимали размеры с модели и, учитывая масштаб, определяли необходимые параметры деталей для строительства.
Поскольку макет машинного отделения расположен напротив макета судна, очень удобно показывать экскурсантам, где это отделение находится. Интересуются, сколько человек обслуживает такое отделение, какую роль оно выполняет в работе судна. А ведь это на самом деле – сердце корабля!
Международная деятельность предприятия представлена в специальной экспозиции, где собраны фотографии иностранных специалистов, работавших на заводе.
Наиболее активное сотрудничество было налажено с Германией и Северной Кореей. В рамках договоренностей с КНДР группа специалистов из этой страны несколько лет работала на предприятии. Руководство завода рассматривает возможность возобновления сотрудничества.
Интересным опытом стало взаимодействие с Сенегалом – страной, известной своими традициями в судостроении. Сенегальские сварщики побывали на предприятии и работали здесь в течение полутора месяцев. Однако климатические особенности нашего региона не позволили продолжить сотрудничество в полном объеме в период зимнего судоремонта.
В апреле 1994 года заводу было присвоено имя «Мидель». Слово ис-пользовалось в кораблестроении при Петре Первом голландскими мастерами и означало самую широкую часть корабля от борта до борта.
Подпись автора: Ольга Блотницкая
Деятельность предприятия «Мидель» охватывает не только судоремонт, но и масштабное строительство социальной инфраструктуры. В послевоенный период силами работников предприятия был освоен целый микрорайон, включающий улицы Коминтерна, Платова и Чапаева. В этот период были построены значимые социальные объекты – гимназия № 3 и детский сад, который сейчас является жилым домом. В современных реалиях при непосредственном участии ССРЗ «Мидель» в Аксае построен Никольский храм и ведется строительство воскресной школы напротив гимназии № 3.
Традиции шефства над гимназией № 3 продолжаются с момента ее строительства. Предприятие регулярно организует совместные мероприятия. Например, в прошлом году в День учителя для всего педагогического состава была организована экскурсия по производственным цехам завода с последующим угощением ухой в заводской столовой.
Особое внимание уделяется поддержке учащихся. Всем выпускникам, независимо от успеваемости, вручаются мягкие игрушки в знак прощания с детством. Ученикам, успешно окончившим школу, выплачиваются денежные премии. Действует специальная стипендия имени бывшего генерального директора Вячеслава Гогулина, которая присуждается за отличную успеваемость, спортивные достижения или активное участие в жизни гимназии и города.
Мы подходим к экспозиции, посвященной В.В. Гогулину. Вячеслав Васильевич был удивительным человеком, настоящим профессионалом своего дела. Он не просто работал – он жил кораблестроением. За свои заслуги удостоен званий Почетного работника речного флота и Почетного гражданина Аксая.
Его история – это история настоящего профессионала, который прошел путь от простого инженера до руководителя предприятия. После окончания Горьковского (ныне Нижегородского) института инженеров водного транспорта он приехал в Аксай по распределению. Благодаря своему таланту, трудолюбию и преданности делу уже через девять лет возглавил предприятие.
Каждый год акционеры, видя результаты его работы, единогласно переизбирали Вячеслава Васильевича на пост генерального директора. За 25 лет руководства он вложил всю душу в развитие завода, став для многих примером истинного профессионала и мудрого руководителя.
Его внезапный уход стал огромной потерей для всех, кто его знал. Он навсегда останется в памяти коллег как человек, который не просто управлял предприятием, а искренне заботился о каждом сотруднике, о развитии родного города, да и, наверное, всей отрасли.
Предприятие активно участвует в благоустройстве Аксая. Этой деятельности в музее тоже отведено специальное место. В позапрошлом году рядом с Никольским храмом был установлен мемориал, посвященный морякам, речникам, судоремонтникам и судостроителям всех поколений.
Центральным элементом мемориала стала памятная стела, у основания которой расположился настоящий адмиралтейский якорь. Этот исторический артефакт был поднят со дна реки. Хотя установить точное происхождение якоря не удалось, его возраст – более ста лет – подтверждается особым составом сплава и характерной конструкцией.
Особое место в сохранении исторической памяти занимает мемориал «Каплица». Хотя он не имеет прямого отношения к предприятию, завод взял на себя шефство над этим важным историческим местом.

В музее хранятся трофеи бойцов – участников СВО. ССРЗ «Мидель» с первого дня оказывает помощь нашим защитникам. / ФОТО Александра Блотницкого
Здесь находится настоящее воинское захоронение членов экипажа судна «Ростов-Дон», трагически погибших в годы Великой Отечественной войны. Во время выполнения боевого задания судно получило повреждение от вражеского снаряда. Выжившие члены экипажа, проплывая мимо этого места и обнаружив уже существующие захоронения, решили похоронить здесь своих товарищей.
Сегодня предприятие бережно хранит память о погибших героях-краснофлотцах. Регулярно проводит работы по содержанию мемориала, осуществляет необходимый ремонт и покраску, возлагает цветы в памятные даты.
В знак уважения к подвигу экипажа любое судно, проходящее мимо мемориала, подает памятный гудок, отдавая дань уважения героям, отдавшим жизни за Родину.
Наше знакомство с экспозицией музея под руководством Юрия открыло новые грани деятельности предприятия. Особое внимание привлек мемориал «Журавли» в Аксае – еще один пример того, как предприятие чтит память о героическом прошлом и вносит вклад в культурное наследие города. Он посвящен военнослужащим Аксайского района, погибшим в ходе специальной военной операции, чьи фамилии увековечены на гранитных плитах.
Важной частью социальной ответственности «Миделя» является забота об экологии. Предприятие регулярно проводит мероприятия по выпуску молоди осетра в водоемы, компенсируя возможный ущерб окружающей среде и поддерживая биоразнообразие региона.
Не менее значимым направлением работы является благоустройство города. Благодаря усилиям предприятия были отреставрированы такие важные городские памятники, как «Трактор» и «Зенитка», ставшие символами разных эпох в истории Аксая.
Особое внимание уделяется и социальным вопросам. Предприятие обеспечивает своих сотрудников жильем, заботясь о благополучии коллектива и его стабильности.
Но главное богатство «Миделя» – это люди. Ветераны предприятия, нынешние работники и молодые специалисты продолжают славные традиции судостроения, сохраняя профессионализм и преданность своему делу. Каждый день они вносят вклад не только в развитие предприятия, но и в процветание родного города, подтверждая, что «Мидель» – это больше, чем просто завод. Это настоящая судостроительная семья, где помнят прошлое, ценят настоящее и заботятся о будущем.
Так, переходя от одного экспоната к другому, становится очевидно: музей – это не просто собрание артефактов, а живое свидетельство того, как одно предприятие может изменить облик целого города, сохраняя при этом верность своим принципам и традициям.
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!