Ратная церковь города Черкасска – Преображенская церковь
Новость в рубрике: Даты, КультураПреображенская (Ратная) церковь – второй по древности из ныне сохранившихся храмов Черкасска.
Там, где она стоит, находилось урочище, куда собирались казаки, отправляясь в походы. В этой церкви служили молебны перед отправлением в боевой поход, вот почему ее и называли Ратной. Каменную церковь возвели на месте сгоревшей деревянной – Ильинской. В этой церкви находилась икона святого пророка Ильи, которую казаки вывезли из Крыма. В 1883 году эта икона была украдена.
То, что эта церковь была – свидетельствует челобитная Войска Донского царю Петру с просьбой определить к построенной в 1701 году на Черкасском острове Ратной церкви Ильи Пророка с приделами Флора и Лавра – священников. До сих пор не установлена точная дата начала строительства каменного памятника.
Г. Левицкий писал, что ему «…удалось приобрести в доме Ефремовых одну рукописную книгу войскового атамана Данилы Ефремова, где говорится, что церковь построена в 1731 году». В журнале «Дон» И. Попов пишет, что церковь была заложена в 1739 году, Б.В. Лунин и В. Сухоруков считают годом начала строительства 1740-й, Н. Лаврский – 1751-й.
В марте 1744 года Д. Ефремов находился в Москве и ждал «доношения» в Военную коллегию о выделении ямских подвод до Воронежа под 200 пудов олова и меди на литье колокола для церкви Преображения и мастеров. А уже в сентябре этого же года на основании донесения коменданта Аннинской крепости Вырубова в Сенат поступает рапорт от Военной коллегии с таким содержанием: «…город Черкасск з двумя каменною (во имя Воскресения и Преображения) и деревянною (во имя св. Николая) церквами и совсем строенном тако и с пороховою казною минувшего августа 12 числа через три часа безостатку згорел…».
В 1749 году были даны деньги на подводы под отправляющиеся из Москвы к Войску казака Михаила Барабанщикова и с ним подряженные для строения колокольни церкви Преображения мастеру одному и с ним каменщиков и штукатуров, всего 11 человеком…. Из рукописи 1849 года «В Старом Черкасске в земле донских казаков», хранящейся в библиотеке ГАРО узнаем, что 6 августа 1751 года Феофилант епископ Воронежский и Елецкий по просьбе Д. Ефремова освятил Преображенскую церковь.
В 2006 году при реставрации Преображенской церкви были обнаружены железные стропила с каркасов куполов с клеймом: «1751», что еще раз подтверждает год полного окончания строительства церкви.
В 1788 году церковь вновь сгорела, но ее восстановление началось практически сразу. В августе 1789 года прямо возле церкви готовили известковый раствор для кладки – «у Преображенской церкви теорили известь песком. Было использовано 100 возов и приказано привезти с задонской косы еще 200 возов». Восстановление церкви шло до 1793 г., в этом году 29 сентября произошло освящение Преображенской церкви, возобновленной после пожара. Частично переделывалась церковь и в середине XIX века, об этом свидетельствуют кирпичи с клеймом «1841», также обнаруженные при реставрации 2006 года.
Выстроенная каменная церковь Преображения является, по всей вероятности, подражанием типу деревянных донских церквей. Она сильно напоминает Покровскую деревянную церковь в Ростове-на-Дону, выстроенную в конце XVIII столетия. Эта церковь была сломана в 1917 г. Она являлась типом церквей, созданных в России школой архитекторов Ринальди и Растрелли и их учеников, построивших в провинции много церквей подобного типа.
Что же представляет собой Преображенская церковь в архитектурном плане? Преображенская церковь – трехчастная русская церковь XVIII века с двумя приделами: Ильи Пророка, Фрола и Лавра. Две рядом стоящие башни, соединенные трапезной, имеют общую композиционную структуру «восьмерик на четверике», перекрыты сомкнутым сводом и венчаются небольшими главками, посаженными на фонарики.
В декоре церкви и колокольни органично сплавлены элементы классицизма – обработка граненых углов объемов пилястрами, с приемами барокко. Крепостная сдержанность архитектурного образа Преображенской церкви, вызванная массивными стенами и узкими оконными проемами, необычайно интересно сочетается здесь с утонченной графичностью рисунка кровли и деталей.
Интерьер церкви не сохранился, но, по описанию очевидцев, там был резной золоченный иконостас, «устроенный чрезвычайно смело: это какая-то громада, как бы висящая на воздухе и поминутно угрожающая упасть на головы молящихся. Перед царскими вратами выдвинута вперед на целую сажень гигантская колонна, упирающаяся в самый свод купола и держащаяся лишь на двух исполинских столбах, в обхват толщиною каждый.
Глядя на эту громадную архитектурную затею, невольно думается, что рано или поздно появится нового рода Самсон-ветхость, потрясет столбы и обрушит весь иконостас…». Скорее всего здесь идет речь об иконостасе, выполненном художником Е.Г. Черепахиным. После освящения церкви в 1793 году иконостас еще был не закончен.
Это видно из архивных данных, например, запись 1794 года «…о подрядившемся в Ратненскую церковь сделать иконостас рядчике Асанченкове», или в 1795 году «…о доставлении к Ратненской церкви на топливо иконостасным работникам камыша». Можно предположить, что (скорее всего из-за частых пожаров) иконостасы в Преображенской церкви погибали полностью или частично несколько раз. Вот что о последнем иконостасе писал В. Сухоруков: «…он отличается правильностью и красотою, он носит теперь отпечаток греческого вкуса, особенно делают ему хороший вид колонны Коринфского ордера, покрытые резьбою.
Живопись сей церкви, хотя также простая, но несравненно лучше соборной». Н. Лаврский уже в начале XX века полностью подтверждает мнение Сухорукова, «…превосходная резьба, в которой чувствуется любовь к запутанным завиткам, овальность рам, в которые вставлена часть икон, все это делает этот иконостас одним из любопытных образов стиля рококо. Живопись, как и в остальных церквах, не представляет никакого интереса. Иконы неоднократно переписывались и совершенно потеряли свой первоначальный вид.
Утварь Преображенской церкви была не очень богата по сравнению с другими церквями Черкасска. По данным Г. Левицкого, в ней в середине XIX века было около 150 кг серебра, 400 изумрудов, 99 яхонтов. Кроме того, в церкви были уникальные иконы, украшенные жемчужными ризами и серебряными с позолотой окладами, в Преображенском алтаре среди святых икон имелся «выше окна образ большой из старого иконостаса Преображения, на котором 6 венцов серебряных, вызолоченных».
До XIX века стены внутри храма не были расписаны. Сейчас на стенах сохранились остатки росписи, сделанные по штукатурке, а внутреннюю штукатурку стен сделали во второй половине XIX века, следовательно, и роспись, дошедшая до наших дней, принадлежит к этому периоду.
Пол, как и в Воскресенском соборе, был вымощен чугунными плитами. А вокруг церкви в 1841 году по приказу церковного начальства выстроили каменную ограду с металлическими решетками. Остатки этой ограды кое-где еще сохранились и сейчас.
На колокольне Преображенской церкви был очень интересный колокол, который попал сюда случайно. По описи 1845 года на ней был колокол «…большой в нем весу…218 пудов 4 фунта на нем изображено распятие Христово с надписью следующего содержания: Лит сей колокол в Сибири на заводахъ статского действительного совътника Акинфея Никитина сына Демидова по обещанию великого канцлера князя Алексея Михайловича Черкаского в подмосковную его светлости вотчину в село Останково к церкви Живоначальныя Троицы при самодержавной власти Ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны лъта господня 1743 году генваря 1 дня весу 218 п. 4 ф. Лил мастер Яков Горяев». Но князь Черкасский умер, а его наследники отказались платить за уже отлитый колокол. Тогда атаман Данила Ефремов купил его и доставил в Черкасск из Сибири водным путем.
Вокруг Преображенской церкви расположено старинное кладбище донских казаков, где захоронения начались еще с 1642 года, после знаменитого Азовского «осадного сидения». Здесь под мраморными, гранитными и простыми памятниками покоятся многие знаменитые донские казаки, прославившие Дон. Достаточно назвать таких, как Наум Васильев, Осип Петров, Фрол Минаев, Андрей Лопатин, Данила Ефремов, Иван Краснощеков, Василий Орлов, родители, брат и племянник Матвея Платова, а также представители славных донских родов Иловайских, Леоновых, Карповых, Яновых и многих других.
В 1936 году Преображенскую церковь было решено закрыть. В этом же году житель ст. Старочеркасской Ковалев Василий Васильевич отправляется в Москву с письмом, где собраны подписи жителей станицы против закрытия церкви. Но все это было напрасно – Преображенку закрыли, а Ковалев В.В. в 1937 году был арестован и умер в лагере. И только в конце 90-х годов XX века, после основания в ст. Старочеркасской Свято-Донского мужского монастыря, в церкви возобновились погребальные церковные службы.
Церковь Преображения Господня в станице Старочеркасской – это объект культурного наследия федерального значения. Сейчас полностью отреставрирован экстерьер церкви, ведутся работы по восстановлению интерьера храма.
И.А. Чеботурова, заместитель директора по развитию Старочеркасского музея-заповедника, фото из фондов Старочеркасского музея-заповедника




























Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!