Бульотка – родственник самовара
Новость в рубрике: КультураВ фондах Старочеркасского музея-заповедника хранятся уникальные экспонаты. Музейные предметы несут на себе отпечаток определенной исторической эпохи, социальных отношений. Они дают представление об образе жизни и образе мысли наших предков. Представляют собой большой исторический интерес по времени и месту изготовления, обладают информационным потенциалом и отражают быт определенных слоев общества. В фондах Старочеркасского музея-заповедника хранятся уникальные экспонаты с удивительной историей. Одним из таких является бульотка.
Бульотка бывает двух видов: бульотка-чайник и бульотка-кофеварка. В первом случае это старинное устройство можно назвать вариантом развития и усовершенствования самовара. Только в нем отсутствует внутренняя труба – жаровня, предназначенная для розжига дров и угля, да и формы и размеры у нее были гораздо меньше традиционного самовара. Классическая бульотка, по сути, представляет собой небольшой чайник с крышкой, установленный на спиртовой горелке с фигурной подставкой. Горящая спиртовка поддерживала воду в чайнике горячей. Таким образом, бульотка – это старинный металлический сосуд для кипятка, предназначенный для сервировки чайного и кофейного стола. Компактные размеры и отсутствие дыма, изящная форма позволяли ставить бульотку прямо на стол для чаепитий, среди белоснежных скатертей, фамильного серебра и фарфора. И очень быстро эта вещица превратилась из предмета утилитарного назначения в украшение интерьера и подтверждение высокого статуса своего владельца.
Бульотка – предмет европейского происхождения. В европейских странах в этих сосудах готовили не только чай, но и горячие напитки: пунш, глинтвейн, грог из красного вина со специями.
Бульотка появилась одновременно во Франции и в Англии. В переводе с английского языка слово означало «кипятить», «варить». С французского – «чайник», «грелка».
В России бульотка появилась во времена царствования Екатерины II. Но широкое распространение получила лишь во второй половине XIX – начале ХХ столетий. Семьи, придерживавшиеся европейского стиля жизни, обязательно пользовались бульотками, поскольку они считались важными предметами чайного этикета. Такая вещь была в быту только у представителей дворянства, аристократов и интеллигенции, прежде всего, Москвы и Петербурга. Бульотка обладала высокой стоимостью, поэтому изготавливалась в основном из серебра и мельхиора. Большое количество изысканных бульоток делалось из меди, латуни и затем покрывалось слоем серебра. В Российской империи такой вид посуды выпускался в Туле, на самоварных фабриках в Москве, Петербурге и Варшаве.
В фондах нашего музея хранится три интереснейших экспоната: чайник-бульотка и две бульотки-кофеварки. Очень модные и дорогие в прошлом бытовые предметы. Обе бульотки-кофеварки были изготовлены в конце XIX века в Германии. На донце спиртовок стоит одинаковый оттиск фабричного клейма: «WMF G» и изображение бегущего страуса. «WMF» – аббревиатура от полного названия компании «Wurttembergische Metallwarenfabrik», которое переводится с немецкого как «Вютембергская фабрика металлоизделий». Появилась она в 1880 году в результате слияния двух компании «Straub & Sohn» и фирмы «Ritter & A Co». С момента образования последующие тридцать лет на фабрике разрабатывались новые отрасли и технологии, производилось огромное количество наименований различной продукции интерьерных, столовых и кухонных предметов. С 1900 года изделия «Вютембергской фабрики металлоизделий» появились на российском рынке.
Обе бульотки-кофеварки с клеймом этого европейского производителя «WMF G» из нашей коллекции одинаковой формы и различаются лишь размерами. Первая бульотка поступила в музей в ноябре 1981 года. Вторая – в октябре 1988 года. Приобретены предметы были сотрудниками музея у частного коллекционера в городе Новочеркасске Сергея Николаевича Ковалева.
Принцип устройства работы не был сложным. Горячая вода заливалась в сосуд. Внизу, под днищем, размещалась спиртовая горелка, которая зажигалась. Вода потихоньку закипала, и поднимавшийся вверх пар проходил через сетчатый контейнер, наполненный толченым кофе. Конденсат оседал в отдельной емкости для кофе. Горящая спиртовка поддерживала необходимую температура напитка. Кофе разливался по чашечкам с помощью краника. Чаще всего, бульотка-кофеварка имела вид кувшина или шара, с широкой горловиной, крышкой, на высоких изогнутых ножках. Под корпусом, между ножками, на специальной подставке закреплялась спиртовка. Пользовались такими бульотками исключительно в зажиточных семьях, во время праздного времяпровождения, за неспешной беседой в кругу близких людей.
Другая разновидность бульотки из нашей фондовой коллекции – это небольшой металлический чайник с крышкой, установленный на спиртовой горелке, с фигурной подставкой. Тоже приобретен этот уникальный экспонат был у этого же коллекционера С.Н. Ковалева в ноябре 1984 года. Как и предыдущие предметы, эта бульотка также очень ценна как носитель исторической информации о производителе, так как на донце бульотки можно увидеть оттиск фабричного клейма: «АК GP» и изображение двух лиц в профиль. А на крышечке от спиртовки изображен герб Пруссии. Клеймо с оттиском «АК» принадлежало фабрике мельхиоровых изделий, владельцем которой был Александр Кач, подданный Пруссии. Его полное имя звучало как Карл – Вильгельм – Александр.
Александр Кач (1813 – 1873) купец 2-й, а позже 1-й гильдии. Жил и работал в Санкт-Петербурге с 1840 по 1869 год. Он был одним из первых фабрикантов на российском рынке в области производства мельхиоровых изделий. Основал фабрику изделий из мельхиора с серебряным покрытием, на которой выпускались столовые приборы, чайная, столовая и кофейная посуда, а также подсвечники, элементы декора и кухонной утвари. В справочнике «Весь Санкт-Петербург» от 1865 года относительно этого предприятия отмечалось: «На фабрике обрабатывается ежегодно до 30 пудов никеля, 35 пудов цинка, 100 пудов меди и 10 пудов серебра. Фабрика занимается преимущественно изготовлением столовых и чайных сервизов на сумму 75 тысяч рублей в год». С 1865 года А. Кач стал поставщиком своих изделий к царскому двору. Продукция небольшого предприятия, на котором работало от 45 до 50 человек, пользовалась спросом на всей территории Российской империи. В специализированных магазинах, где продавались изделия фабрики А. Кача, в сопутствующих рекламных листах отмечалось: «Все мельхиоровые вещи фабрики Александра Кача изготавливаются из твердого белого металла, покрытого толстым слоем серебра, своею прочностью и наружным видом вполне могут заменить серебряные изделия». Продукция фабрики характеризовалась как качество, репутация и долговечность. После смерти основателя предприятие работало вплоть до 1914 года, до Первой мировой войны, пока в стране не обострились антигерманские настроения, под началом других управляющих, не меняя названия и сохранив первоначальное фабричное клеймо.
Бульотка верно служила не одно десятилетие человечеству, была символом достатка и благополучия и не канула в небытие. Спустя несколько десятилетий послужила прототипом современным электрическим кофеваркам, самоварам и термопотам, работающим по принципу «прародителей бульотки».
Г.В. Соловейкина, старший научный сотрудник Старочеркасского музея-заповедника
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!