При атамане Хомутове была сооружена Аксайско-Ольгинская дамба
Новость в рубрике: Всевеликое Войско ДонскоеСо смертью атамана Максима Власова умерла и вековая законная традиция, когда донским войсковым атаманом обязательно становился «природный», коренной донской казак. Все последующие атаманы назначались российскими императорами из лиц неказачьего происхождения.
Генерал-лейтенант и генерал-адъютант Михаил Григорьевич Хомутов (1795 – 1864) принял бразды атаманского правления на Дону в смутную пору венгерской революции 1849 года, на борьбу с которой император Николай I отправил, кроме прочих войск, несколько донских полков. В том же году на донскую землю пришло разорительное наводнение, которое в народе окрестили «хомутовской водой», по имени нового атамана.
Михаил Хомутов окончил Пажеский корпус. В Отечественной войне 1812 года он принял участие в главнейших ее сражениях, пройдя всю Западную Европу в период Заграничного похода русской армии 1813 – 1814 годов. Участвовал Михаил Григорьевич и в русско-турецкой войне 1828 – 1829 годов. Имел золотую саблю «за храбрость».
Будучи командиром лейб-гвардии гусарского полка, Хомутов был близко знаком с М.Ю. Лермонтовым, служившим в этом полку. «Своей колыбелью» считал этот полк, стоявший на окраине Царского Села, и А.С. Пушкин, восхищавшийся его командиром.
В 1839 году, в чине генерал-майора, Хомутов был назначен начальником штаба Войска Донского. В июне следующего года к нему в Новочеркасск, проездом в ссылку на Кавказ, заехал Михаил Лермонтов. В письме своему приятелю А.А. Лопухину от 17 июня поэт сообщал: «Дорогой я заезжал в Черкасск (Новочеркасск – М.А.) к генералу Хомутову и прожил у него три дня, и каждый день был в театре».
3 июня 1848 года М.Г. Хомутов императорским указом был назначен на пост донского наказного атамана. В нем говорилось: «Издавна зная правоту и неутомимое к службе усердие ваше, усмотрели мы с удовольствием, при неоднократных командировках ваших в С.-Петербург, по войсковым делам, что вы вполне сроднились с бытом Войска Донского, и что благоустройство оного составляет предмет заботы вашей. Это решило нас ныне назначить вас исправляющим должность наказного атамана войска Донского».
Новый атаман, глубоко ознакомившись с ситуацией по проведению в жизнь «Положения» 1835 года, пришел к выводу, что к нему в течение прошедшего времени добавлено столько инструктивных изменений и дополнений, что для приведения в систему всех этих узаконений необходимо учредить особый комитет. Свои соображения Хомутов изложил в докладной записке императору, который своим указом от 10 октября 1859 года велел учредить в Новочеркасске такой комитет. Он должен был отделить основные законоположения от частных постановлений и распоряжений, исключить те параграфы, «невозможность коих доказана… опытом,… исправить и пополнить все параграфы, выражающие какое-либо постановление не вполне определенно».
Годом раньше в Новочеркасске начал работу «Особый комитет для составления проекта положения об устройстве быта донских помещичьих крестьян».
По долгу службы атаману Хомутову пришлось заниматься переселением казачьих семей на Кавказскую линию. Донцы переселялись неохотно, и 18 октября 1860 года атаман написал доклад военному министру генерал-адъютанту Сухозанету «о тягостности для Донского войска выделять из своей среды значительные массы казаков для водворения на Кавказ». В ответном послании военный министр уведомил атамана, «что правительство вполне знает и ценит жертвы донцов при исполнении означенной повинности, но не находит никаких средств освободить их от оной по высшим государственным соображениям, а потому мне остается только покорнейше просить Ваше Высокопревосходительство употребить все зависящие от Вас меры о внушении казакам вверенного Вам войска, что назначение из среды их переселенцев на Кавказ есть крайняя государственная необходимость; ядро русского населения на Кавказе с давних лет составляли их же предки; что на донцов, как на народ воинственный, правительство надеется более, нежели на другие сословия, и что, наконец, льготы и различные от казны пособия с избытком удовлетворяют переселенцев в первых их потребностях, а богатство сельских и поземельных угодий на предположенных к их переселению местностях удостоверяют в полной надежде на совершенное обеспечение их в будущем. Желательно также, чтобы Ваше Высокопревосходительство… нашли возможным усилить от Войска воспособление переселяющимся на Кавказ донцам, дабы этой мерой возбудить в них охоту к переселению и составляющую ныне для донцов необходимость к оному обратить мало по малу в добровольное желание».
В целом, используя разные средства и возможности, атаман Хомутов сумел за годы своего правления организовать для переселения на Кавказскую линию около десяти тысяч человек.
Из других заметных событий этого периода можно отметить, что в феврале 1855 года по случаю назначения наследника престола Николая Александровича атаманом всех казачьих войск России Атаманский его императорского высочества наследника цесаревича полк был назван Лейб-Атаманским полком.
При атамане Хомутове началась постройка Грушевско-Аксайской железной дороги и Новочеркасского водопровода. Его стараниями Новочеркасская Платовская гимназия была уравнена в правах с губернскими гимназиями, и при ней открыто отделение восточных языков. В годы правления М.Г. Хомутова на территории Области Войска Донского начали действовать новые гимназии и прогимназии, а также станичные училища. По его инициативе была сооружена Аксайско-Ольгинская дамба, позволившая установить беспрепятственное сообщение с Задонскими территориями и Кавказом, он упорядочил почтовое сообщение.
Заметный след оставил после себя Хомутов в Новочеркасске. Здесь, кроме водопровода, было сооружено множество прекрасных общественных зданий, разведен большой городской сад, построено несколько церквей, произведено мощение улиц.
В 1863 году М.Г. Хомутов был назначен членом Государственного совета и навсегда покинул Дон. Умер спустя год. Донские биографы Хомутова писали, что он «отличался совершенно исключительным благочестием», «администратор и хозяин был отменный, «образованностью чрезмерною не отличался, писал с изобилием грамматических ошибок по-русски, а по-французски изъяснялся вполне свободно и не без изящества… Любил острить и безобидно подшучивать». Петербургские же современники Хомутова отмечали, что он «был одним из благороднейших людей, к тому же нечуждый литературных интересов».
По материалам книги писателя, историка, члена Союза журналистов России, академика Петровской академии наук и искусств М.П. Астапенко «Донские казачьи атаманы. 1570 – 1920 годы»
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!