«Все надо делать профессионально…»
Новость в рубрике: «Твои люди, земля Аксайская», ДатыАлександр Блотницкий – первый из российских фоторепортеров, который побывал в самой южной точке земного шара в экспедиции, организованной Евгением Касперским. Александр Блотницкий в журналистике с 1983 года, закончил кафедру кино- и фотомастерства в институте культуры и искусств в Кемерово. На последнем курсе получил два международных диплома и сразу после института был принят в областную молодежную газету фотокорреспондентом. Долгое время жил в областном центре сибирского шахтерского края, работал фотокором в главной областной газете «Кузбасс». Снимал первые шахтерские забастовки, приезд Ельцина (еще не президента) в Кузбасс, аварии на шахтах, наводнения. Затем был переезд в Ростов-на-Дону, оттуда в Москву. Ему пришлось побывать в командировках от Калининграда до Владивостока, от Архангельска и до Эльбруса. Как успешный репортажник участвует в российских и международных фотовыставках, сотрудничает с крупными информационными агентствами. Публикуется как в России, так и во многих известных изданиях за рубежом, таких, как «Франс Пресс», «Рейтер» «Ассошиэйтед Пресс». Год назад, как говорит сам Александр, «потянуло в теплые края», решил обосноваться в Аксае.
– Александр, я знаю, что ваш приход в профессию был не совсем обычным, ничто, как говорится, не предвещало…
– Вообще все началось с музыки… В молодости, как и полагалось в те времена, у нас с ребятами был школьный ансамбль, который пользовался популярностью в городе. И как-то мы решили сделать снимок всего нашего коллектива на крыше многоэтажки. Сфотографировались, пошли проявлять, и вдруг в доме отключили холодную воду, мы и промыли пленку в горячей воде. Вся эмульсия просто поплыла. Безумно обидно до сих пор. Тогда я и решил, что все надо делать профессионально, а для этого серьезно учиться фотографии.
– А чему учат четыре года будущих фотографов?
– Если бы все эти годы учили фотографии… В те времена, например, следовало штудировать и сдавать зачет по книге Леонида Ильича Брежнева «Малая земля», непременно изучать научный коммунизм… Хотя у нас кафедра была узкой специализации, мы очень серьезно изучали именно кино и фото. Два года общее образование по кино и фото: обработка материалов, режиссура и кинодраматургия, монтаж, дикторское мастерство и культура речи. Многие сокурсники теперь успешно снимают документальное кино и даже игровое, работают операторами и режиссерами на телевидении. И раньше, и сейчас многие с юмором и даже недоверием относятся к тому, что бывает фотограф со специальным высшим образованием. А вот и бывает! Но образование образованием, а стать профессионалом, попасть на работу в хорошее издание было не просто. Требовалась удача. Мне такая удача подвернулась. Мало того, что меня сразу взяли в областную газету, так ведь я еще попал в среду очень профессиональных людей, у которых было чему поучиться.
– Как определить качество работы репортажного фотографа? Как понять, насколько он хорош как мастер?
– Здесь своя специфика. Раньше вся фотография была постановочная. Официальным газетам и журналам нужен был «глянец». Не в том смысле как сейчас – пышно-грудые девушки на лаковой обложке. Глянцевался образ простых людей, образ страны, в которой им посчастливилось жить. Чем интереснее фотография срежиссирована, тем ты, как фотограф, гениальнее. Например, приезжаешь ты на шахту, у тебя на съемку пятнадцать – двадцать минут. Непременно надо снять выход бригады «на-гора». А шахтеры выходят из клети после тяжелой смены, им не до тебя и редакционного задания, быстрей бы отмыться и по домам. Вот и уговариваешь народ остановиться, попозировать. В результате на первой полосе появляется яркая фотография черных от угольной пыли людей с белозубыми улыбками. Это прямолобый подход. Но даже в те времена можно было работать иначе. Стараешься расшевелить ребят. Анекдот расскажешь, за жизнь поговоришь. И вдруг появляются настоящие живые лица. И тебе судорожно нужно отснять вот это все живое и ненадуманное.
Когда работаешь для газеты, то выдаешь за год до сотни фотографий тех же шахтеров. И профессиональная гордость не позволяет повторяться. Вот и старались, создавая по мере сил и способностей отечественный, советский фоторепортаж. Были большие мастера своего дела. Как в это же время снимали на Западе, мы видели лишь издалека. По газетам, которые все же попадали нам в руки, по каталогам фотовыставок. Тем не менее, мы понятия не имели, какой может и должна быть живая репортажная фотография.
Репортажная фотография – это, прежде всего документ объективной реальности, остановленной с помощью фотокамеры. Поэтому высококлассным репортажным снимкам суждена долгая жизнь, некоторым даже вечная. Когда я начал работать с западными агентствами, то от постановочной фотографии перешел к жанровой. Очень многое зависит от твоего личного видения, снимаемого сюжета, потенциала, культурного восприятия и всего остального. В любой удачной фотографии не только кусочек чьей-то жизни, но и тебя. Постановочная фотография или арт фото подчинена режиссуре. Если ты подойдешь к газетному киоску, то увидишь одинаковые как один обложки журналов с вылизанными приближенными лицами. В России только два журнала используют документальную фотографию для обложки. Это Русский репортер и News Week. И эти журналы сразу выделишь из общей массы.
– Работая в Кузбассе, вы снимали шахтерские забастовки и первый приезд в регион Бориса Ельцина. А вам самому что больше всего запомнилось?
– Впервые я снимал турнир на приз газеты «Советская Россия» по хоккею с мячом. Приехали команды из Америки, Швеции, Финляндии и других стран. Это был февраль 1984 года, я всего полгода в газете проработал, жуткие холода – минус 37 градусов, и надо было снимать… Не было опыта спортивных съемок да и пришел совершенно неподготовленным – ни валенок и даже без теплых рукавиц, но фотографии, снятые в тех условиях, публикуются до сих пор…
В 1980-е годы огромной популярностью пользовался фестиваль шахтеров «Зори Кузбасса», когда звездные артисты выступали в Кемеровской области с концертами в течение недели. Снимал Аллу Пугачеву, Валерия Леонтьева, Юрия Антонова, Андрея Макаревича и многих других. В 1986 году в Кемерово целый месяц шли гастроли театра «Ленком» с Марком Захаровым. И мы вместе со знаменитыми актерами выезжали на угольные разрезы, встречались с шахтерами. Тогда я с ними проехал всю область на заднем сиденье «Икаруса». Рядом со мной «на галерке» сидели те, которые стали легендами театра – Олег Янковский, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Александр Збруев. У меня до сих пор осталось памятное фото – мой четырехлетний сын на коленях у Николая Караченцова стучит на барабанах…
– Александр Владимирович, какие темы вам интересны? Что снимаете для души?
– Работая в газетах, мне довелось снимать все – от бомжей до президентов, от этого никуда не деться, поскольку первая полоса должна быть обязательно проиллюстрирована. Иногда приходится заниматься фотографией студийной, рекламной, предметной, но для меня документальная фотосъемка гораздо интереснее. В ней привлекает само исследование темы, за которую берешься. Можно исследовать какую-то общественно значимую тему на протяжении нескольких лет. Вот экология… Она просто безгранична и в то же время очень актуальна. Например, как-то мне звонят из агентства и просят сделать снимок о жаре. Снимать пляж и раздетых людей – слишком банально. И вот я с балкона наблюдаю такую картину. Внизу стоит обрезанная пластиковая бутылка с водой. В нее ныряют голуби с воробьями. Беру длиннофокусный объектив и жду… Смотрю, ворона с воронятами прыгают рядом. Жара же все-таки, пить хочется… Она летит к этой банке, разгоняет воробьев, воронята садятся вокруг, открывают рты.
Ворона из клюва дает им напиться. Этот снимок публиковался и публикуется во многих изданиях России и за рубежом.
– Что для вас хорошее, качественное фото и просто удачный снимок?
– Дело в самой сути фотографии. Для меня в этом плане ценность представляют снимки-символы. Например, в годы Великой Отечественной войны было отснято огромное количество кадров. Но вот из всего этого чаще всего публикуются фотографии, ставшие символами нашей победы над фашизмом. Это символические или знаковые снимки – «Комбат», «Политрук ведет бой», «Знамя Победы над Рейхстагом»… Снять их непросто, но каждый профессионал должен к этому стремиться.
– Расскажите про ваш ростовский период жизни. Он ведь примечателен многими событиями…
– Я двенадцать лет прожил в Ростове – с 1997 по 2009 год, работал в областной газете «Молот», в командировках знакомился с регионом, снимал все, что было интересно для читателей – донских казаков, гонки на тракторах, войну в Чечне, встречался со многими интересными людьми… Ростовчане – Кирилл Серебренников и Дмитрий Дибров, мисс Россия – Татьяна Котова. Как-то с телеведущей программы «Без галстука» Светланой Сорокиной снимали передачу в станице Привольной в Краснодарском крае. И, приехав с ней на съемки, встретился с земляками из Сибири – Геннадием Заволокиным и ансамблем «Играй, гармонь», с которыми дружил еще в Кемеровской области. Возникло много эмоций…
– Александр, вы много где бывали и что видели. Побывав в Антарктике, вы стали первым фоторепортером, отправившим фотоснимки непосредственно с самого загадочного континента на Большую Землю. А что в других странах вас удивило?
– Это юг Латинской Америки… Сама необычность в названиях – Огненная Земля, Патагония, Магелланов пролив – именно эти места когда-то открывали великий мореплаватель Фернандо Магеллан и его последователи. Патагония – самый южный треугольник американского материка – и находится на юге Чили и Аргентины. Архипелаг Огненная Земля на протяжении многих веков обходят стороной суда, там граничат Тихий и Атлантический океаны. В этих местах очень сильные ветры, штормы и преодолеть южно-американский континент для путешественников всегда представляло большую сложность. Было любопытно увидеть воочию эти места. И я очень был удивлен, когда встретил на побережье пролива Магеллана … ромашки. Точно такие же ромашки, как и у нас в России, только покрупнее, а вот называют их там маргаритками. И еще березы карликовые. Ну как это можно не запечатлеть?
– Александр, и традиционный вопрос – в новом году есть интересные проекты?
– В 2018 году, это, конечно же, Чемпионат мира по футболу. Есть интересный проект с Министерством обороны России, с Организацией Объединенных Наций, несомненный интерес к казачеству…
Теперь еще занялся оцифровкой своего фотоархива – а это несколько килограммов негативов. Работа с архивом – весьма трудоемкий, но невероятно интересный процесс! На снимках двацати–тридцатилетней давности узнаешь интересных людей, которые спустя годы стали невероятно популярны. Например, сканируя архивную съемку с концерта Людмилы Сенчиной на фестивале искусств «Зори Кузбасса», на одном из снимков (а фотографировал-то я певицу, заполненные зрителями трибуны стадиона!) разглядел очень знакомое лицо человека с бас-гитарой. «Погуглил», как сейчас говорят, и оказалось, что да, в то время на бас-гитаре аккомпанировал ей тогда никому не известный Игорь Тальков, которого, спустя буквально год вся страна узнала как автора, исполнителя, музыканта!
Или вот пример – в 1998 году для газеты «Молот» я делал фотоматериал о съемках фильма «Ласточка» начинающего ростовского режиссера Кирилла Серебренникова, насколько он теперь популярен в мире искусства, говорить не приходится.
А состав ансамбля «Лейся, песня» 1983 года – только сейчас, сканируя негативы, обратил внимание, что на переднем плане стоят будущий солист группы «Любэ» Николай Расторгуев и будущий солист группы «Ария» Валерий Кипелов…
Кто знает, может быть новогодняя фотоистория, снятая мной в конце декабря в отделении художественной гимнастики Аксайской ДЮСШ № 1, расскажет нам через десять лет о начале спортивного пути олимпийской чемпионки из Аксая…
Ольга БЛОТНИЦКАЯ
Отправить ответ
1 Комментарий на "«Все надо делать профессионально…»"
Замечательно статья. Очень интересно и познавательно узнать о профессии фотограф и её особенностях. Интересных фотографий для души. Рада знакомству. Творческих успехов й