Во имя процветания общества и государства
Новость в рубрике: ОбразованиеГлавная задача системы образования – создать такие условия, при которых качественное образование доступно людям различного социально-экономического статуса, физических возможностей, национальности, вероисповедания, пола. Принцип равенства в образовании заключается в том, чтобы каждому учащемуся предоставить возможность достичь уровня, в полной мере отвечающего его потенциалу. О доступности и качестве образования мы разговариваем с начальником Управления образования Администрации Аксайского района
Владимиром Ивановичем Черноусовым.
– Достаточно ли в Аксайском районе, с учетом перспектив развития, организаций, предоставляющих образовательные услуги?
– Недостаточно, но мы над этим работаем. В системе общего образования Аксайского района 61 муниципальная образовательная организация, в том числе 36 детских садов и 20 школ и другие. Девять школ района работают в две смены, соответственно во вторую смену учатся 2188 ребятишек. В целях обеспечения односменного режима обучения Аксайский район включен в программу «Создание в Ростовской области новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 – 2025 годы», согласно которой в 2019 году будут введены в строй школы на 600 мест в п. Янтарный и на 1000 мест в 2019 году в г. Аксае. Это приближает нас к решению вопроса обучения в одну смену в г. Аксае.
Возникла необходимость в построении школы на 1000 мест в Щепкинском сельском поселении в связи с его быстрыми темпами роста. Проектирование данного образовательного учреждения запланировано на 2019 год, а начать строительство можно будет в 2020 году. Кроме того, для ликвидации двухсменности обучения в школах Мишкинского, Большелогского и Ольгинского поселений планируется установка модулей «Начальная школа на 200 мест».
Что касается удовлетворения потребности в детских садах, стоит напомнить, что в Аксайском районе ежегодно прирост детей составляет около 2000 человек. Это включает данные по рождаемости и миграции. Мы просто не успеваем обеспечить в полном объеме места в детский сад для всех желающих. В 2013 году нам удалось дополнительно ввести 1400 мест в дошкольные учреждения. В этом году мы планируем сдать еще 220 мест – это станет возможным благодаря открытию детского сада «Лучик» в городе Аксае, который начнет работать в марте 2018 года. Эти меры не дадут должного результата, потому что спрос на места для детей сохраняется. Особенно это актуально для Аксая, поселков Темерницкий, Верхнетемерницкий, Янтарный и хутора Нижнетемерницкого. С целью ликвидации очередности в поселке Янтарном планируется строительство детского сада на 60 мест. Кроме того, создаются негосударственные дошкольные образовательные организации, которых на сегодняшний день в районе три, их посещают 108 ребятишек в возрасте от 3 до 7 лет.
– В сельских поселениях доступность образования включает в себя доставку детей в школу. Как решается эта задача?
– Проблема перевозки детей для нас является актуальной. Число перевозимых школьников постоянно увеличивается. Только за период с 2010 по 2017 годы оно выросло на 882 человека – с 1608 до 2490 человек. В настоящее время организована ежедневная перевозка обучающихся из 44 населенных пунктов района в общеобразовательные учреждения 30 школьными автобусами по 44 школьным маршрутам. В районе открываются новые школьные маршруты. С сентября 2017 года открыт новый маршрут в ст. Ольгинская, ул. Левобережная, 2 – ст. Ольгинская, ул. Донская, 7 – СОШ № 1 ст. Ольгинской. В 2017 году для гимназии № 3 выделен новый школьный автобус. В 2018 году посредством министерства образования Ростовской области планируется получить шесть новых школьных автобусов. Это позволит обновить старый автопарк и открыть новые маршруты.
– Большое значение для получения качественного образования имеет его вариативность. Какие возможности в этой области представлены в Аксайском районе?
– Среди дошкольных учреждений у нас есть три частных и эта форма продолжает развиваться. Школы все муниципальные, некоторые из них имеют специальные статусы. У нас в районе есть гимназия, лицей, а также школы с углубленным изучением английского языка и математики. Шесть школ и один детский сад имеют статус казачьих учреждений.
Форм обучения в нашем районе, как и положено по закону, две. Первый вариант, когда дети получают образование непосредственно в учебном заведении, то есть ходят в школу. Второй вариант – это семейное обучение и самообразование. Вторая форма обучения довольно активно используется школьниками района. Около 65 – 70 человек используют форму семейного обучения, самообразования. Категории детей самые различные – 50 процентов учащиеся начальной школы, остальные – получающие основное образование и совсем мало, всего несколько человек, которые выбрали самообразование в старшей школе и то по некоторым предметам. Закон допускает сочетание этих форм, поэтому основные предметы они посещают в школе, а какие-то предметы у таких детей на самообразовании. Причины перехода на семейное обучение различные – по состоянию здоровья, или по желанию родителей, которые хотят детям дать, может быть более обширное образование в центрах развития и т.д. Но обязательно все учащиеся, получающие семейное образование, проходят промежуточную аттестацию в образовательных учреждениях, находящихся территориально близко к их месту жительства.
Также у нас есть надомное обучение по медицинским показаниям, но дети стараются посещать школу, и учителя с ними занимаются индивидуально. Есть, конечно, тяжелобольные дети, которых учителя посещают на дому, но их немного. Мы стараемся реализовывать принципы инклюзивного образования, когда все дети учатся вместе. Необучаемых у нас нет, даже для детей с серьезной задержкой развития, которые ранее считались необучаемыми, сейчас разработаны специальные программы – сипры, и их тоже стараются обучить полезным навыкам. Некоторые ребята обучаются по рекомендации педагогов и психологов по коррекционным программам, что позволяет тем, кому трудно, постепенно адаптироваться к школе и процессу обучения.
– В области не первый год действует федеральная программа «Доступная среда». Как она реализуется в Аксайском районе?
– С 2013 года в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья созданы в пяти общеобразовательных организациях. С 2017 года в программе принимает участие детский сад № 6 «Теремок». В учреждении проведены работы по созданию архитектурной доступности: строительство пандусов и поручней для маломобильных групп населения, обустройство кабинетов для занятий детей с ограниченными возможностями здоровья, устройство санузлов и разметки для слабовидящих. Также приобретено специализированное учебное и компьютерное оборудование для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов по зрению, слуху, с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Всего на архитектурную доступность и приобретение оборудования выделено 1 млн 837 тыс. рублей, в том числе из местного бюджета – 104,3 тыс. рублей.
Реализация программы «Доступная среда» будет продолжена. Наша задача – обеспечить доступность качественного образования каждому ребенку.
В связи с этим хотелось бы затронуть еще одну важную тему – выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей. На 31.12.2017 г. в Управлении образования Администрации Аксайского района (города), исполняющего функции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, на учете состоит 189 человек, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них воспитываются в семьях опекунов, попечителей, приемных родителей 171 чел. (90,5%).
На территории Аксайского района (города) функционирует 9 приемных семей, в них воспитывается 35 приемных детей. За истекший 2017 год в Аксайском районе выявлено 17 несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, из них по причине лишения родительских прав (ограничения в родительских правах) – 3 человека (13%), 15 детей устроены в семьи граждан (88,2%).
На 01.01.2018 г. в районном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, состоят 121 человек, из них детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет – 47 чел., лиц в возрасте от 18 до 23 лет – 66 чел., лиц в возрасте от 23 лет и старше – 8 чел. С 2015 по 2017 годы профинансировано приобретение жилья: в 2015 году – 31 чел. (по решению суда – 15 чел.), 2016 год – профинансировано – 31 чел. (по решению суда – 2 чел.), 2017 год – профинансировано – 25 чел. (по решению суда – 2 чел.). В 2017 году на средства, выделенные из областного бюджета, Администрацией Аксайского района приобретено 56 жилых помещений.
– Давайте поговорим о мерах по поддержке одаренных детей.
– С 1 октября 2017 года на базе Центра профориентации Аксайского района работает Центр по поддержке олимпиадного движения, в котором обучаются 158 учащихся. В ноябре 2017 года организован и проведен муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. Победителями стали 36 обучающихся, призерами – 121.
В Аксайском районе организован и действует Межведомственный совет по утверждению и назначению стипендий главы Администрации одаренным учащимся Аксайского района. Ежегодно 14 учащихся района получают стипендию в размере 1000 рублей в месяц.
В октябре традиционно глава Администрации Аксайского района проводит прием стипендиатов премии главы Администрации одаренным детям.
– Что представляет собой система дополнительного образования в Аксайском районе?
– В муниципальном образовании функционирует пять организаций дополнительного образования детей: Детско-юношеская спортивная школа «Юность», Детско-юношеская спортивная школа № 1, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района, Центр профориентации и сопровождения профессионального самоопределения учащихся (молодежи) Аксайского района, Центр «Дружба» с общим охватом 7334 человек, занимающихся по 18 направлениям и 17 видам спорта.
В 2016 – 2017 учебном году были предоставлены услуги дополнительного образования для 75% детей в возрасте от 5 до 18 лет, проживающих на территории муниципального образования.
– Невозможно представить себе качественное образование без квалифицированных педагогов. Как идет работа с педагогическими кадрами, в том числе с молодежью, по повышению профессионального уровня?
– В коллективе педагогических работников Аксайского района 15 человек имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации», 170 педагогов награждены знаком «Отличник народного просвещения, «Почетный работник общего образования Российской Федерации», 211 педагогов – Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации, 385 педагогов района имеют высшую, 411 – первую квалификационные категории.
Важным критерием оценки деятельности работников образования является конкурс «Учитель года». В 2017 году он был проведен в 27-й раз. Также наши педагоги участвуют в разных профессиональных конкурсах, как общероссийских, так и областных.
Работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих в нашей деятельности. Молодых педагогов в районе всего шесть процентов от общего числа преподавателей. Наблюдается старение педагогических кадров. И это серьезная проблема, для решения которой требуется профориентационная работа с учащимися для привлечения молодых специалистов в образовательные учреждения.
Мы делаем все возможное, чтобы педагоги района постоянно повышали свой профессиональный уровень, поскольку это напрямую сказывается на качестве обучения наших школьников, на прочности и обширности их знаний.
Беседовала Екатерина ГОНЗАЛЕС
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!