«Почему ты злишься ?»
Новость в рубрике: Образование, СемьяН.И. Федорова уверена, что причины агрессии нужно искать в семье. В течение прошлой недели страну потрясли жестокие нападения на школы, произошедшие в городах Перми и Улан-Удэ. Сценарий обоих происшествий примерно одинаковый – старшеклассники,в одном случае с ножом, в другом – с топором, врываются в кабинет, где шли занятия у детей помладше и устраивают резню. О возможных причинах такого поведения и самом явлении агрессии мы поговорили с педагогом-психологом Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Аксайского района Натальей Ивановной Федоровой.
– Наталья Ивановна, что же такое агрессия? В каком возрасте она проявляется у ребенка? К каким последствиям она может привести?
– Агрессия – это чувство гнева, которое имеет разные оттенки. Если в семье не разрешено проявлять гнев, или не интересуются тем, что ребенок чувствует, то он будет какое-то время сдерживаться, и рано или поздно этот гнев вырвется. Это может вылиться в неконтролируемую злость – ребенок будет кричать, крушить все вокруг, вести себя неадекватно, и ничего с этим не сможет поделать, пока не «выпустит пар».
Но в то же время агрессия – это жизненная энергия, благодаря которой мы заявляем о себе обществу. В этом смысле это хорошее качество. Как правило, многие не обращают внимания на раздражение, не видят, что есть какой-то конфликт. Например, у ребенка есть потребность, но у него почему-то нет возможности ее реализовать, либо нарушаются его права, условные границы, и это отзывается неприятным чувством внутри.
Агрессия есть всегда. Она – естественная составляющая личности. Есть возрастные проявления агрессии, например, в три года ребенок может возразить родителям «Я сам!», проявляя свою самостоятельность. Агрессия также может проявляться косвенным образом – на словах, то есть ребенок будет отвечать на слова сарказмом или обзываться. А есть агрессия, направленная на себя, что часто распространено среди подростков. Это вещи, связанные с травматизмом, – начиная со шрамирования и заканчивая мыслями о суициде. Организм человека сам по себе совершенен, но подростку почему-то хочется его испортить, поковырять в нем, сделать себе больно.
Если с агрессией не научиться справляться, то это может привести к самым разным последствиям. Это зависит от человека. Если он интроверт, то он замыкается в себе, в своих личностных конфликтах, проблемах, о которых он не может рассказать, и это может окончиться плачевно. В случае экстраверта есть больше способов проявить агрессию без вреда для себя, но могут пострадать окружающие.
– Как родителям следует поступить, когда ребенок ведет себя агрессивно?
– Нужно не просто жить под одной крышей вместе с ребенком, но и интересоваться его жизнью. Это родители часто упускают, особенно когда не успевают создать доверительные отношения с ребенком. Если родители после работы заняты домашними делами или отвлечены на телевизор или социальные сети и не будут общаться с сыном или дочерью, то и ребенок найдет отдушину – те же друзья, которые его принимают таким, какой он есть, и о них родители не знают.
Родители могут заметить изменения в поведении ребенка, в смене его увлечений и предпочтений во вкусах и одежде, что часто происходит в подростковом возрасте. Чтобы не потерять доверительных отношений с ребенком, родители могут обратиться за помощью к психологу, с которыми можно обсудить и отношения в семье, и свои проблемы.
– Что делать ребенку, если родители не могут уделить ему внимание? Как ребенок может справиться со своей агрессией?
– Обычно если в семье ребенок не единственный и даже не старший, то ему всегда можно будет положиться на братьев и сестер, если не может поделиться сокровенным с родителями. Но в случае развода родителей, когда они разъезжаются, ребенок попадает в другую среду, он отлучается от одного из родителей, испытывает в связи с этим большой стресс – ведь родители после развода погружены в свои проблемы, пы таются наладить личную жизнь и не всегда обращают внимание на ребенка и его чувства.
Можно найти интересное для себя занятие, пойти в кружки, где ребенок будет выплескивать агрессию в творчество, учебу или спорт. А может и просто расширить свой круг общения, чтобы происходил своего рода обмен эмоциями. Важно в ситуациях, когда хочется накричать, представить, как будет чувствовать себя человек, на которого накричишь, поставить себя на его место. Также помогает просто предупредить собеседника. Например, «Мне нужно побыть немного одному». В такие моменты просто отходишь куда-нибудь и можешь уже покричать, порвать и помять бумажку. При этом ты, скажем так, выпускаешь пар без вреда для окружающих.
– К вопросу о происшествиях в Перми и Улан-Удэ, где несколько старшеклассников напали на школьников и их учителей. В результате многие пострадали, кто-то находится в тяжелом состоянии в больнице. Как вы считаете, чем руководствовались нападавшие? Почему это произошло?
– Думаю, здесь сошлись несколько факторов. Психически здоровый человек не пойдет причинять тяжкий вред здоровью другим людям. На это должна быть какая-то причина, то, что стало последней каплей. Первая причина, как правило, – это отсутствие близких отношений в семье. Ребенок ищет близкие отношения во внешнем мире, поскольку у человека есть потребность принадлежать к какой-то группе, где действуют определенные правила. В рамках этой группы человек самоутверждается различными способами, чтобы показать себя зрелой личностью. В случае таких детей, как те, кто напал на школу, необходима помощь психиатров, поскольку ребенок, возможно, не осознавал, какие будут последствия.
– Член Совета Федерации Федерального Собрания России Елена Мизулина среди причин происшествий, связанных с детской жестокостью, назвала много различных факторов – интернет, видеоигры, аниме и прочее. Как можно прокомментировать это мнение?
– Причин достаточно много, даже сложно назвать хотя бы одну из них, которая будет правильной. Есть определенный психотип человека, который определяет его демонстрационное поведение, к примеру, если он флегматик, то не будет делать никаких ярких действий, а будет, скорее всего, плыть по течению. Многое зависит и от окружающей среды. У ребенка в нормальной семье, в которой родителей волнует жизнь их сына или дочери, складывается положительное отношение к родителям, он уверен, что его любят и принимают таким, какой он есть. В таких семьях вероятность того, что из ребенка вырастет преступник, очень невелика.
Когда происходят подобные события, все начинают искать причины. Однако в мирное время, когда ничего не происходит, не все помнят, что причины нужно искать в семье, задать себе вопросы «а какой я родитель?», «а что с моими детьми?», «а где они?». Думаю, если родители будут озадачивать себя такими вопросами, таких происшествий, как в Перми и Улан-Удэ, будет намного меньше.
Беседовала Дарья КАТОРГИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!