Перелистывая пожелтевшие страницы
Новость в рубрике: ДатыКак в XIX – XX веке освещали значимые праздники начала года.
Первые упоминания о Новом годе как праздничной дате есть в журнале «Всякая всячина». И не просто упоминание, а итог, с которым Россия выходит в 1769 год. В поздравлении особо подчеркивается выход журналистского слова в печать. Издателем самого первого «пилотного» номера «Всячина» был Г.В. Козицкий, секретарь императрицы Екатерины II. Говорят, что и сама императрица была не только в числе авторов журнала, но и его идейным вдохновителем. «Всякая всячина» объявила себя «бабушкой» русских журналов, призванной воспитывать не только читателей, но и учить журналистов тому, что можно критиковать, а какие темы трогать нельзя. На деле же само СМИ занимало лояльную позицию, предполагая «изредка касаться пороков, чтобы тем под примером каким не оскорблять человечества». А вот издававшийся параллельно журнал Н.И. Новикова «Трутень», наоборот, выступал за действенную «сатиру на лица», против бессильной «сатиры на пороки».
Впрочем, в новогоднем поздравлении 1770 года «Трутень» без всякой сатиры просто желает своим читателям «нового щастия в новой годе». А в журнале «Северная пчела» уже в самом конце 1828 года можно обнаружить первые признаки «джинсы» (скрытой рекламы). В своем рождественском номере, рассказывая о том, что принято дарить на Новый год и Рождество, как бы невзначай рекламируются определенные книжные магазины.
Замечательный журнал «Всемирная иллюстрация» в своих новогодних и рождественских номерах обязательно размещал эксклюзивные рисунки и гравюры, посвященные праздникам. Часто здесь присутствовала некая аллегория или авторский взгляд. Новый год изображался символически. Например, в виде дамы, едущей верхом и держащей в руках пишущую машинку. Опасения и предстоящие сложности передавались посредством фигуры мужчины. Панковский гребень, разукрашенные карточными мастями руки, да еще и коса за плечами: даже, несмотря на крылья, образ получился довольно негативный. Художник явно не ждал ничего хорошего от наступающего года. В более поздних изданиях этот образ стремительно состарится. Уже без крыльев, но с неизменной косой и вдобавок с ручным сфинксом на цепи.
Иногда год представал в виде мальчика, окруженного нимфами или держащего колос. Особенно метафорически выглядит иллюстрация «Украшение елки гномами» в духе картин Босха, с его обезличенностью, плоскотью и нагромождением деталей. Похоже, что образы также навеяны «Апофеозом войны» В.В. Верещагина. Сложно сказать, что в них больше, подражания признанным мастерам или авторского осмысления событий. В эпоху перемен редакции встречали Новый год с тревогой: войну или мир он несет? Об этом говорилось как в текстах статей и даже поздравлений, так и в иллюстрациях.
Обходились и без аллегорических изысков: но в выборе картинок, конечно, учитывалась новогодняя символика. Так, в публикациях встречаются изображения деда с внучкой очень похожих на Деда Мороза и Снегурочку или, например, Снеговик и его деревенский скульптор. Были и вполне реалистичные жанровые картинки со сценами празднования или подготовки к праздникам: ночь на Рождество в деревне, елочный базар в Петербурге, институтские балы, гаданиям у проруби, Крещение в деревне, катание с гор в Петербурге.
Что касается информационного наполнения, помимо поздравлений, объявлений о праздничных мероприятиях, размещались и полноценные репортажи, посвященные святкам в деревне, статьи о различных обрядах.
К сожалению, не все было так безоблачно на Руси в новогодние дни. Суровая правда жизни находила свое отражение на печатных страницах: различные правонарушения, мошенничество и обращение к гражданам за помощью в поимке преступников.
Новый, XX век, принес новые веяния, которые коснулись новогодних иллюстраций. В первом номере «Нивы» за 1907 г. новый год изображен в виде юноши на мотоциклете, который светом фар разгоняет волков, символизирующих старое. Новые веяния коснулись не только технического прогресса, но и общественных умонастроений. На картинке из «Нового времени» от 5 января 1907 года вместо Деда Мороза – дед Кронос (римский Сатурн). В первом номере «Огонек» за тот же период юноша, символизирующий новый год верхом на сфинксе, и вот Кронос, символизирует уже ушедший год.
1917 год российская пресса не отметила практически никак. Ни одного поздравления, ни одной новогодней картинки. Все публикации – только о войне. Единственное, что удалось найти – это карикатура в сатирическом журнале «Бич» о том, как к нам прибыл Новый год. Да и то, там больше про дороговизну и рост цен.
Новый 1937 год в Советском Союзе уже отмечали официально, хотя и без особой помпы. Елки были «реабилитированы» в 1935 году, и именно на новогодних елках 1937 года впервые появилась Снегурочка в качестве спутницы Деда Мороза, образ которого окончательно сформировался тоже в конце 1930-х. Поначалу Снегурочка была маленькой девочкой, это уж потом она трансформировалась в девушку. 1 января в 1937 году оставалось рабочим днем, поэтому новогодние мероприятия касались в основном детей.
Советская пресса новому году тогда особого внимания не уделяла. Вот, «Правда» поздравила 1 января трудящихся одним предложением на первой полосе: «С Новым годом, товарищи!».
Новый 1947 год у нас уже праздновали вовсю. Правда, 1 января еще оставалось рабочим днем, но это было в последний раз – в декабре 1947-го этот день объявили праздничным. Все советские периодические издания посвятили грядущему или уже наступившему новому году статьи, фотографии, стихотворения – последних было особенно много. С каждым годом и десятилетием все разнообразнее и насыщенней стали материалы на эти темы. А с современными возможностями от истории не ускользнет ни один волшебный миг каждого праздника. Стоит лишь перелистать страницы, и мы остановим, оживим самые яркие мгновения.
Юлия МИШИНА
Отправить ответ
Оставьте первый комментарий!